velikol.ru
  1 2 3 4

^ Теоретическая значимость исследования. Разработанные автором положения обогащают теорию административного права и в своей совокупности создают теоретико-методологические предпосылки для решения проблем, характерных для производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел.

Полученные диссертантом выводы по вопросам, не нашедшим достаточного отражения в научной литературе и действующих нормативных правовых актах, могут быть востребованы в ходе дальнейших научных исследований производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого также судьями, иными органами и должностными лицами.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и практические рекомендации могут быть использованы в законотворческой и ведомственной нормотворческой деятельности в целях совершенствования организации соответствующей деятельности органов внутренних дел, внутриведомственного контроля, подготовки специалистов и таким образом могут способствовать повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по защите прав и обеспечению безопасности личности, решению иных задач, возложенных на указанные органы действующим законодательством.

^ Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования:

1) изложены в 77 опубликованных работах автора общим объемом свыше 100 п.л., в числе которых две монографии, три учебника по дисциплине «Административная деятельность органов внутренних дел» (в соавторстве), четыре учебных пособия, два комментария к КоАП (в соавторстве), тринадцать научных работ, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии;

2) отражены в официальном проекте федерального закона «О полиции», подготовленном рабочей группой МВД России с участием соискателя;

3) использованы в деятельности Правового департамента МВД России при подготовке предложений МВД России по внесению изменений в КоАП;

4) реализованы в деятельности Департамента охраны общественного порядка МВД России при подготовке его сотрудниками в 2009–2010 гг. обзорного указания Департамента охраны общественного порядка МВД России, направленного в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, о состоянии работы милиции общественной безопасности по исполнению административного законодательства, предложений по совершенствованию приказа МВД России от 19 января 2010 г. № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования»;

5) использованы в деятельности государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» при подготовке его сотрудниками в 2010 г.: аналитического обзора с предложениями о взаимодействии службы участковых уполномоченных милиции с населением Омской области и перспективах его развития; аналитического обзора с предложениями о состоянии общественной безопасности и проблемах её обеспечения на территории Омской области в период экономического кризиса; методических рекомендаций «Административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности»;

6) внедрены в форме соответствующих методических рекомендаций в практику деятельности Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю и Сибирского управления внутренних дел на транспорте. В числе наиболее значимых работ:

  • Актуальные проблемы стадии возбуждения дела об административном правонарушении в деятельности милиции : методические рекомендации / Н.Н. Цуканов, М.И. Мотыженец // Сборник методических материалов по осуществлению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Выпуск 10. – Красноярск: ГУВД Красноярского края, 2004. – 0,9 п.л.;

  • Основы правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции : методические рекомендации / Н.Н. Цука­нов, А.В. Жильцов, А.А. Соха // Сборник методических материалов по осуществлению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Выпуск 13. – Красноярск: ГУВД Красноярского края, 2005. – 0,5 п.л.; 

  • Порядок применения милицией законодательства об административной ответственности несовершеннолетних : методические рекомендации / Н.Н. Цуканов [и др.]. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2006. – 4,0/1,0 п.л.;

  • Актуальные проблемы применения КоАП : административно-процессуальные аспекты деятельности подразделений ГУВД Красноярского края : методические рекомендации / Н.Н. Цуканов [и др.] // Сборник методических материалов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. – Красноярск: Штаб ГУВД Красноярского края. 2006. – 2,6 / 2,0 п.л.;

  • Отдельные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : методические рекомендации / О.И.Бекетов, Н.Н. Цуканов [и др.]. Омск, 2006. [Электронный ресурс]. База данных ГИАЦ МВД России. – Красноярск: СибЮИ МВД России, режим доступа локальный. – 1,0/0,2 п.л.;

  • Актуальные проблемы применения КоАП: административно-процессуальные аспекты деятельности ГУВД Красноярского края : методические рекомендации / Н.Н. Цуканов, А.В. Долин, А.А. Соха. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2007. – 2,6/2,0 п.л.;

  • Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: теоретический анализ отдельных проблемных вопросов: методические рекомендации / Н.Н. Цуканов // Сборник методических материалов по осуществлению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. – Красноярск: Штаб ГУВД по Красноярскому краю, 2010 – 3,0 п.л.;

7) докладывались на ежегодных международных научно-практи­ческих конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск 2002–2010 гг.), международной конференции «Меры по предотвращению коррупции на основе опыта федерального правительства Канады» (Красноярск, 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы полицейского права» (Омск, 2005 г.), Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права» (Москва, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административной ответственности» (Омск, 2008−2010 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права» (Санкт-Петербург, 2010 г.), 13-м круглом столе «Лазаревские чтения» по теме «Административно-правовые отношения в условиях модернизации российского государства» (Москва, 2010 г.);

8) обсуждены на заседании кафедры административного права и административной деятельности Омской академии МВД России;

9) апробированы в учебном процессе при личном участии диссертанта в подготовке примерных учебных программ по дисциплинам «Административное право России», «Административно-процессуальное право» для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, а также в преподавании учебных дисциплин «Административное право России», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел» в Сибирском юридическом институте МВД России.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, содержащих двенадцать параграфов, заключения, библиографического списка.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрываются теоретическая, методологическая, информационная и эмпирическая основы исследования, обосновывается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов и структуре исследования.

^ Первая глава «Теоретико-правовые предпосылки современной концепции производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел» посвящена анализу исходных характеристик исследуемой сферы, используемого терминологического инструментария и содержит три параграфа.

В первом параграфе анализируются исторические предпосылки современного понимания производства по делам об административных правонарушениях, характеризуются его существенные признаки и формулируется понятие.

Правовая система дореволюционной России не знала производства по делам об административных правонарушениях. Административное разбирательство связывалось с правом исполнительного органа являться в роли судьи в разборе уголовных правонарушений. Официальное признание в качестве самостоятельной юридической категории производство по делам об административных правонарушениях получило лишь в советский период. Однако синкретизм законодательства, объединявшего материально-правовые нормы ответственности за административные правонарушения и отдельные процедурные правила их применения, долгое время не позволял говорить о наличии полноценного производства по делам об административных правонарушениях. Лишь в принятых Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях производству по делам об административных правонарушениях уделяется целый раздел. Оно уже не представляет бессистемную совокупность процессуальных правил реализации административной ответственности за отдельные правонарушения, а имеет те очертания, которые в дальнейшем нашли отражение в КоАП РСФСР.

Итоговым документом, закрепившим производство по делам об административных правонарушениях в том виде, в котором оно является привычным для современного правоприменителя, можно считать принятый 20 июня 1984 г. Верховным Советом РСФСР КоАП РСФСР, включающий как материально-правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, так и процессуальные, регламентирующие порядок их реализации.

Ретроспективный взгляд на накопленный юридической наукой материал, сопоставление разработок советских ученых с результатами современных исследований в области производства по делам об административных правонарушениях позволил сделать ряд выводов, наиболее важными из которых являются следующие.

1. Понятие, признаки, концепция развития административного процесса и производства по делам об административных правонарушениях в частности, другие выводы, составляющие основу современного понимания данной категории, были сформулированы в советский период и в настоящий момент лишь развиваются.

2. Для советской и современной юридической науки административного права характерно доминирование нормативистской концепции, что зачастую предопределяет убежденность исследователя в абсолютной достаточности правовых средств для решения любых вопросов, возникающих, в том числе, в сфере производства по делам об административных правонарушениях. За основу принимается тезис о том, что в случае конфликта между требованиями правового предписания и иной социальной нормы гарантируется приоритет первых. Административистика с ее ориентацией на состояние нормативной составляющей начинает восприниматься как едва ли не точная наука. Однако в действительности здравый смысл в нормативном регулировании, к которому стремится любой исследователь рассматриваемой сферы,   категория конкретно историческая, зависящая не только от предмета правового регулирования, но и от системы ценностей, характерной для той среды, в которой осуществляется государственная управленческая деятельность.

При анализе современных подходов к определению понятия производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел диссертант отмечает не только теоретическое, но и практическое значение точного определения данного термина, поскольку иначе невозможно адекватное толкование ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ст.ст. 17.7, 17.9, 24.5 КоАП и т.д., определение сферы распространения требований процессуальной части КоАП и т.д.

Рассматривая вопрос о границах производства по делам об административных правонарушениях, диссертант приходит к следующим выводам.

1. Для констатации начала производства по делам об административных правонарушениях необходимы три условия: наличие повода к возбуждению дела об административном правонарушении, отсутствие надлежащим образом зафиксированных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, осуществление уполномоченным должностным лицом первого процессуального действия, регламентированного КоАП.

2. В структуру производства по делам об административных правонарушениях не входит так называемая стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Данный вид деятельности выведен законодателем за пределы раздела ΙV КоАП, посвященного производству по делам об административных правонарушениях. Непосредственно в текст закона введен термин «производство по исполнению постановления о назначении административного наказания» (ст. 31.10 КоАП), а порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний не охватывается порядком производства по делам об административных правонарушениях (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 1.3 КоАП). В ходе исполнения постановлений о назначении административных наказаний решаются задачи, отличные от тех, которые предусмотрены ст. 24.1 КоАП, действуют иные принципы, установлены иные сроки, фигурируют иные участники. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, приобретает статус лица, привлеченного к административной ответственности. Правовая презумпция невиновности уступает место правовой презумпции законности правового акта, констатирующего виновность лица в совершении административного правонарушения. На деятельность соответствующих должностных лиц по исполнению административного наказания не распространяется ст. 24.5 КоАП, определяющая обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях (действует ст. 31.7 КоАП) и т.д.

На основе анализа современных подходов к характеристике понятия производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел, последнее определяется как регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность должностных лиц органов внутренних дел по сбору материалов, необходимых для полной, своевременной и качественной реализации норм об административной ответственности за административное правонарушение, их рассмотрению, в необходимых случаях – пересмотру принятого решения, как порядок данной правоприменительной деятельности и как система административно-процессуальных отношений, складывающихся в ходе осуществления данной деятельности.

Причастность сотрудников органов внутренних дел к производству по делам об административных правонарушениях может иметь различные формы. Они вправе применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, не подведомственных органам внутренних дел, выступать в качестве свидетелей, специалистов, экспертов по делам, находящимся в производстве иных субъектов. Сотрудник органов внутренних дел может выступать в качестве законного представителя юридического лица или защитника, защищая орган внутренних дел или его должностных лиц от необоснованного привлечения к административной ответственности, а также в качестве стороны при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями арбитражных судов. Однако автор исходит из того, что все указанные случаи выходят за рамки предмета исследования, поскольку речь здесь идет о производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом не органами внутренних дел, а иными органами и должностными лицами.

Второй параграф первой главы посвящен анализу нормативно-правовой основы производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел. Здесь помимо характеристики традиционных элементов нормативно-правовой основы значительное внимание уделяется влиянию на производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел, косвенных источников права: юридической практики, правовых позиций, научных доктрин, актов толкования и т.д.

Формулируется вывод о том, что связь между качеством административно-юрисдикционной деятельности милиции и регламентирующего её законодательства нельзя назвать непосредственной. Имеющиеся здесь проблемы не могут быть решены путем одномоментного изменения каких-либо конкретных норм КоАП и тем более путем механического предоставления милиции дополнительных полномочий. Общая картина правового регулирования в данной области изобилует как очевидными пробелами, коллизиями, нормами-«призраками», нормами, как необоснованно ограничивающими правоприменителя, так и наделяющими его в отдельных случаях, возможно, даже излишними полномочиями. Многие проблемы, актуальные с точки зрения теории административного права, на практике легко решаются без надлежащего правового регулирования либо даже вопреки имеющемуся законодательству. Между нормой права и ее практической реализацией в деятельности милиции существует мощная прослойка, возникающая под влиянием различных факторов, в том числе псевдоюридических и даже исключительно хозяйственно-бытового характера. Соответственно, попытки решить проблему низкой эффективности деятельности милиции только за счет бесконечного «латания дыр в законодательстве» достаточно часто носят популистский характер и лишь подрывают авторитет закона.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел,   понятие, отражающее цель, задачи, основные принципы соответствующей деятельности милиции, а также направления совершенствования её нормативно-правового регулирования и организационного обеспечения. В третьем параграфе первой главы исследуется целевое предназначение производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел (взаимосвязь цели, задач и принципов рассматриваемой деятельности милиции). Вопросы же совершенствования статуса органов внутренних дел как субъектов производства об административных правонарушениях, нормативно-правовой модели производства по делам об административных правонарушениях требуют отдельного внимания и подвергаются анализу в последующих разделах работы.

Традиционно при решении данного вопроса главенствующее значение интуитивно придается аналогии с уголовно-правовой и уголовно-процессуальной сферами. Цель воспринимается как некий фон соответствующей правоприменительной деятельности, как установка на изобличение и привлечение к административной ответственности всех лиц, совершивших административные правонарушения. Увеличение количественных показателей результатов административной практики милиции при этом рассматривается как несомненное благо, приближение системы к идеальному состоянию. Закономерная для таких условий «палочная система» в итоге придает работе милиции казенно-бюрократический характер и несовместима с требованиями правового государства. Попытки переломить ситуацию, связанную с ростом административной деликтности, за счет увеличения интенсивности правоприменительной деятельности приводят к существенному снижению её эффективности и даже искажению смысла применяемого закона.

Диссертантом обосновывается вывод о том, что целью производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел является полная, точная и своевременная реализация норм об административной ответственности как средство решения задач, связанных со сдерживанием уровня преступности и административной деликтности, обеспечением посредством этого надежной защиты прав и свобод человека и гражданина, собственности от противоправных посягательств; поддержанием надлежащего общественного порядка; обеспечением общественной безопасности, в сферах, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.

С учетом этого рассматриваются задачи, решаемые милицией в ходе производства по делам об административных правонарушениях, формулируются предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

Автор скептически относится к идее восстановления в целях формирования и реализации политики противодействия административной деликтности единой государственной отчетности об административных правонарушениях. Имеющаяся ведомственная статистика служит всего лишь одним из показателей организации и интенсивности деятельности правоохранительных органов и даже приблизительно не отражает количества реально совершаемых административных правонарушений. В целях информационного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях более уместным выглядит создание единой информационной базы о налагаемых административных наказаниях, содержащей не обобщенные количественные показатели административной деликтности, а данные о правонарушителях и назначенных им (исполненных) наказаниях.

Диссертантом высказываются и обосновываются предложения относительно содержания и реализации концепции противодействия административной деликтности. Помимо преобразований в нормативной плоскости здесь необходим комплекс мер социального, экономического, правового, информационного, инженерного, материально-технического и т.д. характера. Огромное значение приобретают меры организационного характера, к которым следует отнести создание эффективных систем общественного контроля и муниципальных органов охраны правопорядка, упорядочение системы субъектов административной юрисдикции, совершенствование системы повышения квалификации судей, должностных лиц, чья профессиональная деятельность связана с активным противодействием административной деликтности, изменение системы критериев оценки деятельности органов внутренних дел и т.д.

По мнению диссертанта, условием разработки современной концепции противодействия административной деликтности является решение вопроса о принципе публичности в производстве по делам об административных правонарушениях.

Как известно, меры административной ответственности – разновидность мер административного принуждения, которое, в свою очередь, служит одним из методов государственного управления. Метод же любой деятельности – это способ целенаправленного воздействия управляющего субъекта на объект управления. При этом многоаспектный характер государственной управленческой деятельности естественным образом предполагает определенную свободу воли управляющего в выборе используемых методов. Выбор наиболее предпочтительного в каждой конкретной ситуации метода – сфера усмотрения управляющего субъекта. Соответственно, обосновывается вывод о том, что при непосредственном обнаружении должностными лицами милиции достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, отнесенного к их компетенции, решение о необходимости возбуждения дела должно приниматься с учетом его целесообразности и достаточности предпринятых сотрудниками милиции иных мер неюрисдикционной направленности за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством (например, ч. 1 ст. 27.12, ч.ч. 1, 2 ст. 27.13 и др. КоАП). В целях нормативной реализации данной идеи формулируются предложения по внесению изменений в КоАП.


<< предыдущая страница   следующая страница >>