velikol.ru
1

«Азбука 1812 года»

2012 год – год русской истории. Среди многих исторических событий – Отечественная война 1812 года.

Поэты, писатели, композиторы, вдохновленные этим событием, посвящали ему свои произведения.

На мой взгляд, очень интересным памятником войне 1812 года является «Азбука 1812», созданная скульптором и гравировщиком И.И. Теребеневым (1780-1815). Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Его скульптурным произведениям, воплощавшим патриотические идеи в характерных для классицизма аллегорических и мифологических образах, свойственны органическое сочетание с архитектурой. Ясность композиционных построений, пластическая сочность в трактовке формы (оформление Адмиралтейства в Ленинграде: рельефы на фасадах, в т. ч. "Восстановление флота в России", статуи на лестнице восточного вестибюля - все гипс, 1812-13). Во время Отечественной войны 1812 выполнил серию сатирических карикатур-лубков (раскрашенный офорт), высмеивающих Наполеона и его армию и прославляющих мужество русского народа.

Вторжение Наполеона в Россию поставило перед русским обществом огромные проблемы. В ходе первых боёв становилось ясно, что отстоять независимость русского государства невозможно одними военными силами, борьбой армий. Для того чтобы сдержать натиск врага необходимы были усилия всех слоев общества, самоотверженное участие в войне не только солдат и офицеров русской армии, но и всей крестьянской массы России. Словом, война должна была стать народной. Идея народной войны тесно связана с именем русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Походная типография, основанная при его штабе в первые месяцы войны, призвана была популяризировать идею народного характера войны. Эта идея была подхвачена передовой журнальной и газетной публицистикой.

Быстро и оперативно откликнулись на события войны русские художники, сумев найти форму одновременно и очень выразительную, и понятную самым широким слоям общества. Такой формой стала политическая «карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли.

Создателями этих «летучих листов» были самые разные художники, профессионалы и любители. В целом было создано около 200 карикатур. Далеко не все из них были подписными, и имена их создателей сегодня уже трудно установить.

Однако авторы лучших листов известны. Это живописец Алексей Гаврилович Венецианов, график Иван Алексеевич Иванов и, пожалуй, самый известный и деятельный из авторов «летучих листов» Иван Иванович Теребенев.

Именно И. И. Теребенев является создателем представленной здесь азбуки. Он, не смущаясь «площадным», как тогда говорили, простонародным характером избранного жанра, создал около сорока злободневных, действенных, интересных в художественном отношении картинок-карикатур на тему Отечественной войны 1812 года, на основе которых и была создана детская азбука. В конце 1814 года эти карикатуры были награвированы офортом в 1/16 долю листа и раскрашены акварелью от руки.


Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на национальную независимость России.

Что же из себя представляет «Азбука 1812 года»? Это 32 картинки, каждая из которых, обозначая конкретную букву, проиллюстрирована небольшой сюжетной картинкой. К каждому изображению подобраны стихотворные подписи, принадлежащие, вероятно, И. Теребеневу. Современному школьнику, как мне кажется, благодаря этой азбуке, можно окунуться в орфографию, лексику и историю XIX века. Считаю нужным привести и разобрать подписи к картинкам. Итак, почитаем «Азбуку»:

Буква А подписана такими строчками:

«Ась! Право глух мусье, что мучит старика;

Коль надобно чего, спросите козака.»

Старик притворяется глухим, чтобы не выдать французам, где его односельчане, укрывшиеся в лесу.

Буква Б подписана такими строчками:

«Беда! Гони скорее с грабителем Московским,

Чтоб в сети не попасть с Даву ис Понятовским.»


^ Буква В подписана такими строчками:

«Ворона как вкусна! Нельзя ли ножку дать,

А мне из котелка, хоть жижи полизать.»

Отсужение французской армии: изголодавшиеся солдаты когда-то непобедимой армии, питаются подножным кормом.

^ Буква Г подписана такими строчками:

«Гуляй любезный сын, великий Корсиканец.

Будь зол как тигр и подл как я и трус как заяц.»

Император Наполеон играет со своим сыном.

^ Буква Д подписана такими строчками:

«Домой пора! марш! марш! довольно погостили,

Без носу, рук и ног в чепцах нас отпустили.»

В женских чепчиках, платках, одеялах отступает французская армия, потеряв свой внешний и боевой дух.

^ Буква Е подписана такими строчками:

«Ей! ей не отпущу, не заплачу я пеню;

Смотри, ступай скорей вить разом пришешеню.»

Буква Ж подписана такими строчками:

«Желал нас вышколить ты на свою погудку.

Ан нет, не удалось, пляшешь под нашу дудку.»

Хорошо в картинке И.Теребенев обыгрывает фразеологизм «плясать под чью-то дудку». Русский заставляет француза танцевать под свою дуду.

^ Буква З подписана такими строчками:

«Заразу от штыков и ядр Российской знайте,

Окуривайте все, скорее помогайте.»

Буква И-I подписана такими строчками:

«И-I Ребятушки Напартов здесь как много.

Слышь Власьевна! Держи на привязи их строго!»

Старостиха Власьевна, которая командовала своим партизанским крестьянским отрядом, вооруженная косой, брала в плен отступающих французов.

^ Буква К подписана такими строчками:

«Как черному Царю на Руси не Царить,

Так имя на руках мне его не носить.»

Русским Сцеволой показан крестьянин, который подобно римскому герою, сжегшему правую руку в разведенном на алтаре огне, готов отрубить себе руку с клеймом N (служащий Наполеону).

^ Буква Л подписана такими строчками:

«Ликуй, о храбрый Галл! Встречай нас с торжеством.

Спустив все с рук, спешим на палочках верхом.»

Как нельзя лучше используется в данном выражении фразеологизм «верхом на палочке», которое обозначает ходить пешком.

^ Буква М подписана такими строчками:

«Москва вить не Берлин, ни Вильна, ни Мадрид;

В ней гроб всей армии Французской был открыт.»

Ни в одной из европейской столиц, французская армия не испытала страх, унижение и горечь поражения, как в Москве.

^ Буква Н подписана такими строчками:

«Не худо, - славные конскрипты, Галлов честь!

А со многих ли душ? – последние что есть.»

Конскрипты – новобранцы, рекруты французской армии. Наполеон требует новых солдат для своей армии.

^ Буква О подписана такими строчками:

«Один лишь Росс в врагах чтит христианску кровь.

Сколь месть его страшна, столь искренна любовь.»

Эпизод, запечатленный на этой картинке, напоминает о том, что в жестоких испытаниях войны русские люди не забыли о доброте и человечности. Возле палатки у котла с пищей двое русских солдат кормят трех французов. Один из них уже ест, другой тянется за куском хлеба, третий благодарно целует в плечо русского солдата.

^ Буква П подписана такими строчками:

«Постойко, не в свои ты сани брат садишься,

Ты править нашею лошадкой не годишься.»

Ну кто не знает знаменитое: «не в свои сани не садись». Так и не удержать французскому солдату русского рысака.

^ Буква Р подписана такими строчками:

«Раздайся, расступись Париж передо мной!

На раке еду я с бирюльками домой.»

Не на белой лошади, подобно герою, возвращается, по мнению И. Теребенева, Наполеон, а на раке, который, чтобы двигаться, медленно ползет назад.

^ Буква С подписана такими строчками:

«Сюда, сюда, прошу честные Господа!

Комеди таковой не зрели никогда!»

Буква Т подписана такими строчками:

«Теперь хотя я наг пришел домой и бос,

Зато уж и принес огромный самый нос.»

«Остаться с носом» - остаться ни с чем. Так и Наполеон «с носом» вернулся в Париж.

^ Буква У подписана такими строчками:

«Ух! Как усстала ты любезная от нас;

Ну, баюшки баю, поспи еще хоть час.»

Буква Ф подписана такими строчками:

«Французов как мышей, словила в западню;

Небудь их дух в Руи; я всех предам огню.»

Страшный эпизод войны: русская крестьянка сжигает французов, согнав их в сарай.

^ Буква Х подписана такими строчками:

«Хотя высоко влез и силою гордился;

Но справить я не мог – на Эльбу вдруг спустился.»

Конечно, И. Теребенев ничего не знал о русских или американских горках, но он прекрасно изобразил взлет и падение французского императора.

^ Буква Ц подписана такими строчками:

«Цыц»! цыц! Негодный Лях, гни спину и молчи,

И также как другой в рядах моих торчи.»

Пообещав Польше независимость от России, Наполеон вынудил поляков участвовать в войне 1812 года.

^ Буква Ч подписана такими строчками:

«Что делать! – знать свиную милость чтить,

Лошадок нет! – пора свиньям меня возить.»

Жестокая сатира на создавшуюся ситуацию у Наполеона после похода в Россию и пожара в Москве.

^ Буква Ш подписана такими строчками:

«Широк в плечах Француз, ни что его неймет;

А вось либо моя Нагайка зашибет.»

Буква Щ подписана такими строчками:

«Щастье за Галлом уставъбресть пешком,

Решилось в стан Русский скакать с козаком.»

В этих строках современного школьника, конечно, привлечет написание слова «щастье» (правописание XIXвека).

^ Буква (ять) подписана такими строчками:

«Еду с Французской пушкой в свой стан

Наш брат не промах как ты басурман.»

Буква (ять) давно отсутствует в русской азбуке, и потому интересна не только данная мысль, но и правописание XIXвека.

Буква Ы подписана такими строчками:

«Мечты и суеты, войны, чины, перуны

Слетели с колеса капризныя фортуны.»

^ Буква Ь подписана такими строчками:

«Я прежде был герой, но что я стал теперь

В руках у мужика я скорчился как Ь (ерь).»

Как жалок император Франции в руках простого русского мужика.

^ Буква Э подписана такими строчками:

«Э, э! добыча есть, ребята не зевайте,

Я этих двух спущу, а прочих вы спускайте.»

Русские козаки, наводящие ужас на французских улан.

^ Буква Ю подписана такими строчками:

«Юлит Француз всегда, и горы обещает

Но что он делает лишь юность развращает.»

Буква Ъ подписана такими строчками:

«Ъ – последняя из букв в Российском слове,

И ты между людей таким быть на готове.»

Обращение к Наполеону, что не за ним последнее слово в войне 1812 года.

^ Буква Я подписана такими строчками:

«Я точно как Корабль в волнах погрязши грозных,

Примером послужу и для потомков поздных.

Последняя картинка рассказывает как империя Наполеона, в виде корабля, тонет в морской пучине. И это грозное предупреждение всем, кто захочет посягнуть на независимость России.

Наше время характеризуется неуклонным ростом интереса к историческому прошлому России, к произведениям прошлых эпох. Читателю, знакомому с такими блестящими достижениями сатирической графики, ка «Окна РОСТА» периода гражданской войны или «Окна ТАСС» периода Великой Отечественной войны, издание Теребенева напомнит о первом плодотворном опыте русской политической сатиры, вызванном к жизни «грозой двенадцатого года».