velikol.ru
1

«Виды родительского авторитета»

(лекция для родителей)

Подготовила:

Завуч Адаменко О. К.


Родительский авторитет… Что это? В чём его смысл? Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила, ценность, видимая простым детским глазом.

Часто можно слышать вопрос: «Что мне делать с ребёнком? Он не слушается. Я не могу с ним справиться». Это признак того, что родители в его глазах имеют малый авторитет. Но ведь авторитет сводить на послушание нельзя. Есть много видов такого ложного авторитета.

^ Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием – это и есть авторитет подавления. Такой авторитет делает мать нулевым существом. Такой авторитет вызывает детскую ложь и человеческую трусость, жестокость. Из таких детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры в течение всей жизни.

^ Авторитет расстояния. – другой вид ложного авторитета. Есть такие отцы и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в роли начальника. Такие дети часто находятся на попечении бабушки и дедушки. Они предоставлены сами себе и очень одиноки в душе.

^ Авторитет чванства. – это особый вид авторитета на расстоянии, но более вредный. У каждого человека есть заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные, показывают эту важность на каждом шагу, показывают это и своим детям. Начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: «Мой папа или мама – начальник и т.д.Такие родители уже не могут разобрать, куда идут их дети и кого они воспитывают.

^ Авторитет педантизма –это авторитет, при котором родители уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они считают законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что мама – человек твёрдый. Родители ошиблись, наказывая ребёнка – оказалось, что ребёнок не так виноват, как показалось сначала, - они ни за что не отменят своего наказания. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей незаметно.

^ Авторитет резонёрства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, родители усаживают его против себя и начинают скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбок. Они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. В таких семьях одни дети становятся замкнутыми, на уроках их сразу видно, а другие стараются разрядиться вне дома и в школе, поэтому у них плохое поведение.

Авторитет любви – самый распространённый вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: « Значит, ты меня не любишь?» Часто мать хвастается другим: «Он такой нежный ребёнок… Мы с ним такие друзья…» На основе этого вырастает семейный эгоизм. Очень скоро дети замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть. Ребёнок с малых лет начинает подыгрываться. Часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

^ Авторитет доброты. Папа и мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые – они замечательные родители. Они бояться всяких конфликтов, предпочитают семейный мир. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.

Авторитет подкупа – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители так и говорят: « Будешь слушаться – куплю тебе игру или мобильник, магнитофон и т.д.»

Бывает так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут «как-нибудь». Дочь или сын видят мать или отца в нетрезвом виде, им стыдно за них, стыдно, что об этом знают другие. Они замыкаются в себе, стесняются, начинают ненавидеть родителей.

Родители должны знать, что если они дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет. Родители должны знать, с кем дружит ребёнок, с кем он играет, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе и на улице. Нужно так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах. Нужно постоянное внимание к детям, дети любят это, то есть нужен авторитет знания.

Нужен и авторитет помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить. Тогда он нуждается в совете и в помощи. Нельзя и снимать с детей ответственность. Это другая и важная линия авторитета.

Авторитет необходим в семье. Надо стремиться всем родителям не к ложному авторитету, а к действительному. Подумайте над словами В. А. Сухомлинского: « Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.» Очень мудрые слова, потому что дети – это тоже люди.