velikol.ru
1

«Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС»


А.В.Дылева, учитель начальных классов 

МБОУ «Молотицкая СОШ»

Муромского района


Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин,  но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».  

Как известно, в основе стандартов второго поколения лежит развивающее обучение, корни которого уходят к Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву. Так вот, согласно их теории, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.

Сельская малочисленная малокомплектная школа, в которой и я работаю, имеет ряд особенностей. Это прежде всего:

  1. малочисленность коллектива учащихся: малочисленность классов (менее 15 ч.)

  2. интегративность форм образовательной деятельности: совмещение классов в один класс – комплект, разновозрастные школьные объединения учащихся, межшкольные связи,

  3. комплексирование образовательных услуг: реализация в школе программ дошкольного, дополнительного образования, начальной профессиональной подготовки.

Именно поэтому, на сегодняшний день обучение в РВГ мы рассматриваем с точки зрения решения проблемы доступности качественного образования в сельской школе. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (по Л.В.Байбродовой).

Нужно отметить, что требования к организации разновозрастного обучения по многим параметрам соответствуют требованиям стандартов второго поколения.

Одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта является сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим и т.д.) Важным средством педагогизации учебной деятельности является привлечение учащихся к анализу их работы, результатов учебного труда.

Организация педагогом занятия в разновозрастной группе  предполагает активное вовлечение детей в рефлексивную деятельность на каждом его этапе через различные формы.

1. Заполните таблицу (разновозрастное занятие «Части речи. Имя существительное» 2-4 классы)



2.  Выбрав  дерево, посадите его в наш  волшебный сад и поясните свой  выбор. 

(Разновозрастное занятие по окружающему миру и ОБЖ « Путешествие в страну Здорового образа жизни» 2-5 классы)



Образовательная программа предусматривает возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов.

Занятия с разновозрастным составом учащихся дают возможность разнообразить виды деятельности, формы обучения детей, избежать монотонности учебного процесса, а главное предоставить условия для реализации самостоятельных действий учащихся и уменьшения опеки со стороны учителя. Анализ проблем малочисленной школы определяет основную цель работы сельского учителя развивать взаимодействие участников педагогического процесса с ориентацией на диалог, сотрудничество, партнерство через специально организованную учебную деятельность.

Здесь имеет место другой принцип разновозрастного обучения - принцип взаимообучения, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. Реализация данного принципа предусматривает:

- выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающегося;

- использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки;

- определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок (рефлексия).

Лист оценивания

Ф.И. учащегося__________________________________________Класс_____________




Этапы занятия

Отметка

Кто оценивает

1

Устный  счет




Самопроаерка

2

Решение выражений







3

Решение задач




Взаимопроверка

4

Работа  с геометрическим материалом







5

Итоговая отметка за урок




Учитель

 



  1. Математика Устный счет 3-4 классы «Собери слово»




2*3

9*4

5*4

9*6

4*3

9*8

7*6

9*3

П

Р

Т

А

Я

!

К

Е




  1. Тема «Закрепление вычислительных приемов умножения и деления» (3-4 классы)

Устный счет

1 задание:  Разминка для ума.

Выполнив его, мы узнаем, на какую станцию мы прибудем сначала.

Решаем примеры  устно, находим карточку с нужным ответом и прикрепляем к доске.

90:15=6 с                                690:10=69          с

80:10=8 т                                700:100=7          м

70:10=7 а                                777:7=111           е

64:4=16 н                                96:8=12               к

30:3=10 ц                                156*2=312          а

18*4=72 и                               714:7=102           л

3*19=57 я                                500*60=3000     к

                                                  140:70=2            а

Переворачиваем  карточки, читаем, что получилось (если слова написаны без ошибок, то примеры сосчитаны верно).

  1. Русский язык. Тема «Безударные гласные» (2,3-4 классы)

Карточки для 2, 3-4 классов

2 класс.  Бревно  – бревна, гл(а,о)за – глаз, дв(о,а)ры  – двор, з(е,и)рно – зерна, кр(о,а)ты  – крот, м(о,а)сты – мост, р(е,я)ды  – ряд, Гн(е,и)здо – гнезда, д(а,о)ска – доски.

Задание: Списав, выбрав нужную букву и расставив  ударение.

3-4 класс Бр  вно, гл за, дв ры, з рно, кр  ты, м сты, р ды, гн зда, д  ска,  ст на.

Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, подобрать  проверочные слова.

- Какие буквы  пропущены? (проверка по карточке с готовыми ответами и вывод правила, чтение правила в учебнике) 

  1. Словарная работа (3-4 классы)

Р…ссия, р…дина, ру…кий …зык, д…ревня, Т…лызино, гор…д, б… реза, ул…ца.

- Вставьте пропущенные  буквы, запишите слова. 

- Проверьте по  словарю у друга.

- Поставьте оценки  другу.  

Организация образовательного процесса на занятии в РВГ имеет ряд специфических особенностей:

  • учет характеристик и показателей межличностного взаимодействия;

  • использование приемов и средств организации совместной деятельности;

  • включение школьников в систему социальных ролей с учетом мотивации ребенка;

  • формирование и развитие взаимоотношений обучающихся в РВГ.



В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

По всем этим параметрам ведется отслеживание результатов в разновозрастной группе. Например, нами совместно с психологический центром разработан профиль класса, содержащий информацию об индивидуальных  особенностях, интересах и способностях  каждого ученика, комментарии и рекомендации психолога.       

Таким образом, обучение в разновозрастных группах является той технологией, при которой можно придти к основному результату образования - сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач, что и является одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.