velikol.ru
1

МОУ

«Основная общеобразовательная школа

с. Холки Чернянского района Белгородской области»


Акмеологический подход в обучении младших школьников


Учитель

начальных классов:

Ковалёва Т.И.


2010 г.

В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» (А. А. Деркач).

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.

Актуальность темы «Акмеология как условие повышения качества образования» обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям.

Всем известно, что начальная школа – начало всех начал. Как хочется нам, сельским учителям, работающим в малокомплектных школах, не «смазать» это начало.

Акмеологический подход – педагогические взгляды, согласно которым искусство положительно влияет на обучение в школе. Реализация такого подхода осуществляется на основе интегрирования искусства и основ наук.

Я, как сторонник акмеологического подхода к обучению, убеждена, что только обучение на основе творчества, свободное от предписаний и шаблонов может привлечь детей к деятельности, стимулировать их интересы, развивать их воображение.

Использование потенциала музыкального искусства при организации жизнедеятельности младших школьников необходимо для питания души и разума растущего человека. Сегодня доказано, что спектр музыкального воздействия чрезвычайно широк: он может охватить все сложнейшие составляющие человеческой природы. Исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать даже способность к стимулированию интеллектуальной деятельности. И неслучайно многие великие физики – Планк, Борн, Френкель, Эйнштейн – были знатоками и любителями музыки. Занятия, связанные с музыкой – самые любимые для моих детей, так как дают возможность самореализации через исполнительство и творчество, через первый опыт музыкального восприятия и первые эстетические суждения, через развитие способности к воображению и открытие красоты в окружающем мире. Среди них можно отметить такие: «Свидание с музыкой» - когда мы встречались с ансамблем народных инструментов «Родничок» Ездоченской ДШИ, встречи в литературно-музыкальных гостиных, знакомство с творчеством композиторов-классиков, современных композиторов сочиняющих музыку для детей.

Очень часто в практике работы использую один из доступных эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях начальной школы – «фоновую музыку». Она помогает мне в решении следующих задач:

- создании благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;

- развитии воображения в процессе творческой деятельности, что способствует повышению творческой активности;

- активизации мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;

- переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, что предупреждает усталость и утомление;

- психологической и физической разрядке после учебной нагрузки – во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Что тоньше слов с душою говорит?

Что так ласкает и тревожит сердце?

Конечно, музыка – её эфирный мир

Вдруг приоткроет двери…

Найти гармонию в трущобах наших душ

Ни дьяволу, ни Богу неизвестных,

Дано лишь музыке – её живой мотив

Растопит льды, разбудит в душах нежность.

Недаром ещё В.А. Сухомлинский утверждал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Наряду с музыкой часто использую в своей практике произведения изобразительного искусства, которые в сочетании с музыкой делают уроки живыми и увлекательными. Ниже привожу тематическое планирование интегрированных уроков с использованием литературного, музыкального и изобразительного материалов.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники учителю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.
«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, стараюсь воспитывать у детей.

Очень часто провожу уроки ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства на природе.

За основу в своей работе я взяла программу Н.А.Рыжовой «Наш дом –
природа» и технологию З.Ф.Аксеновой - «Войди в природу другом».

Разработала долгосрочный проект  по экологическому воспитанию - «Войди в природу с добротой».

Девиз:

«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».

Не маловажное значение в моей работе имеет  «экологическая тропа», маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели, что муравейник потихоньку кто-то разоряет, тогда муравьям негде скоро будет жить, мы его огородили веточками. И так все наши любимые места мы выделили, я нарисовала этикетки к каждому  объекту (муравейник, поляна одуванчиков, сосновый бор, клумба с цветами, облепиха, березки-подружки, любимый огород), это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может  показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда  найдется что-то новое и необычное.

В классе создан природный уголок, есть аквариум, клетка с хомячками.

Разнообразная  опытническая работа с детьми активно  способствует умственному воспитанию школьников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления школьника.

Таким образом акмеологический подход в обучении младших школьников открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения.