velikol.ru
1

«Поговорим о доброте»

(классный час)

Цели: развитие представлений учащихся о добре и зле, вос­питание стремления совершать добрые дела; развитие само­оценки.

Подготовительная работа: плакаты с пословицами и выс­казываниями: «Доброе слово человека, что дождь в засуху»; «Не одежда красит человека, а его добрые дела»; «Человек живет век, а доброе дело — два», «Спешите делать добро»; чашечные весы, таблички с надписями Зависть, Жадность, Грубость, Предатель­ство, Война, Ложь и «капельки»-игрушки — добрые дела уча­щихся; лист ватмана, из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

^ Ход классного часа

I. Вводная беседа

  • Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учи­тель... (дети продолжают).

  • Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье... (дети продолжают).

  • Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей).

1-й ученик. Достается не дешево

Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?

2-й ученик. Этой мерой измерятся Все земные труды... Может, вырастил деревце На земле Кулунды?

3-й ученик. Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Полезным мирным трудом?

4-й ученик. Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее — Хорошеть самому.

^ II. Путешествие на Планету Добра

  • Вы любите путешествовать? Давайте представим, что щ отправились с вами на ракете в космическое простр;м|« ство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра,

  • Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (От^Л детей.)

  • А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать лош рые дела.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить Желанье другого — Одно удовольствие, Честное слово!

На клумбе цветок, Его листья повисли. Грустит он... О чем? Угадал его мысли? Он хочет напиться. . Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей


А что же сестренка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем-Галопом сестренка

Помчится на нем!

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать...

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо —

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

— Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

Какого же человека можно назвать добрым? ( Добрый чело­век это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу.)

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла —

Тот людям вовеки

Не делает зла.

(Р. Сеф)

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им вы­жить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть ак­куратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

^ III Беседа по содержанию стихотворения «Любочка»

Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто «Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотво­рении герои или нет.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе. Кто не знает Любочку?

Любу знают все

. Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

  • У меня уроков много,

  • Я за хлебом не пойду!

  • Едет Любочка в трамвае

— Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперед.

Говорит она толкаясь:

  • Фу, какая теснота!

  • — Говорит она старушке:

  • Это детские места!

  • Синенькая юбочка,

  • Ленточка в косе.

  • Вот какая Любочка

  • Во всей ее красе.





— Какая же Любочка на самом то деле? (Ответы детей)

^ IV. Беседа «Значение добрых слов»

Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно»

  • Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)

  • Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют «волшебными словами». I (Ответы детей.)

А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы по­нимаете ее смысл? (Ответы детей.) Какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.) Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с кото­рыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть при­ветствия и пожелания, в которые входит само слово «доб­ро»:

^ Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостепри­имное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.) В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начи­нании какого-либо дела.)

В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)

А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово являет­ся исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромно­му количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и та­кие выражения, как «Дать добро» и «Получить добро». Л понятен ли смысл этих слов вам? Дать добро — дать согласие, разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

^ Получить добро — получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, со-I реть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произно­сит человек, можно судить о том, добрьгй он или нет?! Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет»:

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

(Ответы детей.)


  • Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а | добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.

  • Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете делать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природ

  • Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

  • Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сер Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка — добрая душа».

Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета.

-- А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о, роте:

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

Доброта - язык, на котором немые могут говорить

и некоторые глухие могут слышать.

Доброта лучше красоты.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать

добро, тому нет времени быть добрым.

Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы

добры, мы не всегда счастливы.

^ V. Игра «Сказочный герой - добрый или злой?»

  • Все вы любите сказки. И одной из главных тем рус народных сказок была тема добра и зла. В сказках чаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами нош в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будет вечать, добрый он или злой. Если добрый, вы раж хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо II ками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка,, лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

  • А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)

Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.

^ VI Добро и зло на чашах весов

-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

-На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: ^ Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь).

-Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по ка­пельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле

и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».

-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда Человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Ни чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее

приготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом,

деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

|Получается красивая аппликация.

- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)

-Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

VI Подведение итогов

• Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впе­реди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть сме­лыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово.


Подготовили и провела:

кл.рук. МОУ «СОШ с. Ездочное»

Дубинина О.Г.