velikol.ru
1

Выступление на семинаре

«Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности.»


Патриотизм, при самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее, в любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Послание Президента РФ Медведева Д.А.


«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека

без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д. Ушинский


Гражданское, патриотическое воспитание учащихся является одной из важнейших проблем общественной жизни Российской Федерации. В общественном сознании всё более глубокой эрозии подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство, самоотверженность, коллективизм. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве.

Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приёмов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу России, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, оно способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических, либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания России.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин страны получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не

только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом

обеспечивать свою материальную независимость.


О важности этого вопроса говорит уже тот факт, что 11 октября 2010 года

Правительство РФ утвердило уже третью государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», и

даже готовится к принятию закон «О патриотическом воспитании граждан России».

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи.

Мы, учителя школы, не случайно обратились к проблеме патриотического воспитания  на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по  основным  предметам, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, плохо знакомы с его прошлым и настоящим. Небольшой объем материала носит абстрактный характер,  что ведёт к «неправильному» духовно- нравственному развитию наших детей. Мы считаем, что важным этапом работы по патриотическому воспитанию, которое является частью духовно-нравственного воспитания,  является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с родителями, учреждениями села, способными помочь в освоении социальной, культурной среды. Такая организация  работы способствует осознанию своего места в окружающем мире. Она в то же время содействует формированию гражданственности.
Поэтому мы решили, что нашим ученикам необходимо создать условия для формирования нравственных и патриотических чувств. Понимая, что не только на основе знаний,  можно воспитывать у учащихся необходимость заботливо относиться к истории, культуре, людям-свидетелям героических событий нашей страны, мы выбираем разнообразные формы и методы работы. Работа в данном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Главная цель воспитательной работы заключалась в том, чтобы воспитать и развивать в каждом ученике свободную, талантливую, физически здоровую личность, обогащённую знаниями, готовую к созидательной трудовой деятельности, нравственному поведению, любящую Родину, уважающую и соблюдающую законы своей страны.

Вся работа с детским коллективом в нашей школе планируется по нескольким направлениям. «Ученик-патриот и гражданин» - одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания личности, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, родной край.

Воспитательная работа в школе ведется:

1) в процессе обучения;

2) во внеурочной деятельности;

3) во внешкольной деятельности (дополнительное

образование)


^ 1. Воспитание в процессе обучения.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г. школа призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Идея нравственно - патриотического воспитания находит своё преломление в уроке, который был и остаётся главной формой учебно - воспитательного процесса.

Тема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей и конечно, для школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Верно сказал А.И. Солженицын: "Горе той стране, где слова "патриот" или "демократ" считаются бранью". Одним из школьных предметов, который помогает пробудить в ребёнке любовь и уважение к своей Родине, является литература.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач по патриотическому воспитанию:

 воспитание патриотических чувств;

 воспитание уважительного отношения к святым символам, Отечества, к людям, вошедшим в историю;

 развитие интереса к историческому прошлому страны.

В рамках патриотического воспитания программу по литературе можно разделить на два раздела: "Поэтический образ Родины" и "Героическое прошлое Родины".


«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Учащиеся анализируют документы и материалы музейной комнаты «Память», проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах – односельчанах, которые участвовали во всех сражениях войны.

Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.

Всегда предполагалось, что по абстрактности своего предмета математическая наука не может давать учащимся тех непосредственных впечатлений, эстетически воздействующих и формирующих характер образов, картин, эмоций, какими располагает история, литература, изобразительное искусство, музыка.

Предмет математика особый. Математику можно не только изучать, с ее помощью можно постигать мир. Кроме знаний, умений и навыков дети получают и закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах, поскольку «все вокруг есть число».

Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря ее содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который дает толчок к развитию творческих способностей школьников, создает условия для их личностного развития, нравственного взросления, проводя невидимые нити, связывающие с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей.

Русская пословица – феномен культуры. Меткие и остроумные, они не иссякающий источник многовековой мудрости нашего народа. Ознакомление с ними предоставляет огромные возможности для приобщения человека к общекультурным и национально значимым ценностям, так как пословицы несут в себе историко-культурную, философскую и языковую информацию. Предлагаем детям подобрать пословицы и поговорки, в которых используются числа, длины, расстояния. Они знакомятся с армянскими, еврейскими, индийскими и т.д. пословицами, в которых заключены потребность в труде, проявление талантов и лучших качеств человека — достоинства, совести, милосердия, терпимости, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию. Они оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей.

Исторический материал, действуя на чувства и помыслы школьников, формирует их нравственные идеалы. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством отечественных ученых, показ их стремления возвеличить науку родной страны имеют огромное воспитательное значение в формировании у школьников чувства патриотизма понятия долга, преданности Родине. Первая русская женщина-математик С.В. Ковалевская, научная деятельность которой получила мировое признание, П.Л. Чебышев, Л.Ф. Магницкий, Н.И. Лобачевский, прославили русскую науку. В годы Великой Отечественной войны научные исследования ученых-математиков были направлены на решение проблемы обороны страны. Труды А. Н. Колмогорова, А.Н. Крылова, С.Н. Бернштейна приближали великий День победы. Но одновременно не надо забывать, что математика -

наука интернациональная. Именно поэтому ученые говорят на одном языке, понимая друг друга несмотря на национальность. Греки, арабы, индийцы, узбеки, французы, венгры, русские – все они вместе открыли нам прекрасный мир математики .

Таким образом, мы формируем человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, гордящегося своей Родиной.


^ 2. Внеурочная деятельность.

Принципы, на которых строится учебно - воспитательный процесс в школе, находят своё продолжение во внеурочной работе.


Патриотическое воспитание достигается путём системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

^ Духовно-нравственное направление включает в себя:

• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

• воспитание уважения к себе, своим родителям, семейным традициям;

• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении своего здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

^ Культурно-историческое направление предполагает:

• воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию в целом и Волгоградскую область в частности;

• формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

• воспитание любви к малой Родине, гордости за их историю и достижения;

• формирование бережного отношения к природе своей страны и области.

^ Гражданско-правовое направление ориентировано на:

• изучение государственной системы Российской Федерации, её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, знание Устава, атрибутики, символики Омской области;

• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

• воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности учитывать не только личные, но и общественные государственные интересы;

• развитие правового обучения и воспитания учащихся, формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

• усвоение учащимися гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей, формирование уважения прав свобод личности, человеческого достоинства;

• развитие демократической культуры и деятельности молодёжных организаций, создание условий для развития ученического самоуправления.

^ Военно-патриотическое направление включает в себя:

• изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых, трудовых подвигов жителей страны, области и посёлка;

• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

• формирование позитивного образа Вооружённых Сил России, готовности к выполнению воинского долга;

• формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера.


^ Село — это открытый социум, в котором все друг друга знают, знают, как и чем живет семья. Будни и праздники, общие проблемы объединяют

односельчан, следовательно, ощущение единства, любовь к «малой» Родине сохраняется. Сельская школа — это не только ОУ, это источник жизни и культуры в малом социуме, имеющий тесную связь с каждой семьей, способствующий сохранению традиций и исторической памяти. Знание особенности сельской среды помогает нам успешно работать в соответствии с направлением «Ученик-патриот и гражданин».

Основная цель направления:

Возрождение у школьников чувства истинного патриотизма, как одного

из важнейших духовно — нравственных и социальных ценностей общества, формирование в молодом человеке гражданской активности и других социально значимых качеств личности через прикосновение к жизни защитников Отечества, истории своей «малой» Родины – станицы Усть-Хопёрской.

Задачи:

  • • форматировать нравственное отношение к героическому прошлому России, своей «малой» Родине;

  • • формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, своего села, своего народа;

  • • развивать чувство уважения к труду, людям труда, к старшему поколению, его героическому прошлому;

  • • вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;

  • • способствовать физическому развитию учащихся и подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ.

В работу по данному направлению вовлечены организации и учреждения образовательного округа: сельская библиотека, ДК, поселковый совет ветеранов, родительская общественность, Администрация сельского поселения.


Важнейшим средством воспитания гражданственности и патриотизма школьников – является краеведческая деятельность, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.

В нашей школе центром гражданско-патриотического воспитания школьников, краеведческой работы является школьный историко-краеведческий музей. В 70-ые годы в нашей школе под руководством учителя истории Михаила Филипповича Подтёлкова была организована группа «Поиск». Цель её – подробно изучить и собрать материал по истории нашей станицы в годы Великой Отечественной войны. Большое значение в деятельности группы «Поиск» занимала переписка с ветеранами войны, благодаря ей пополнялся музей новыми материалами. Также активную работу вела в музее пионервожатая Ходченкова Валентина Дмитриевна.

Ребята собирали материал о воинах-земляках, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, о боевом пути воинских частей и подразделений, принимавших участие в освобождении нашей станицы от немецких захватчиков: 50-ой гвардейской стрелковой дивизии, о тружениках тыла, внёсших большой вклад в дело победы над врагом.

Музей стал центром военно-патриотического воспитания учащихся. Его материалы используют в учебной и воспитательной работе учителя истории, литературы, классные руководители. Здесь проходят уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Музей посещают ученики и выпускники школы, их родители, жители станицы. На основе имеющегося в музее материала учащиеся школы занимаются исследовательской работой по краеведению.

Работа по краеведению имеет определённую систему и чётко спланирована. Ведётся постоянное пополнение музея краеведческим материалом: «Ученики в горячих точках», «Служу отечеству» (о военнослужащих поселения), «Местные поэты», «История школы» и другое.

Члены клуба «Поиск» ведут большую переписку с ветеранами войны, освобождавших нашу станицу. Также учащиеся школы встречались и встречаются с местными ветеранами, записывают их воспоминания, которые используют в написании творческих работ. Так ученик Подтёлков Алексей стал лауреатом областного конкурса сочинений, посвящённого 60-летию Победы. Ученица Седова Виктория заняла третье место в конкурсе стихов о В.О.войне.

Усть-Хопёрский ТОС и Усть-Хопёрская СОШ сотрудничают с жителями Дагестана. Два года подряд они приезжают в наше поселение, так как на высоте 220 был смертельно ранен Герой Советского Союза Ханпаща Нурадилов, их земляк. Делегация из Дагестана посещала высоту 220 (Чепелев курган) затем вечер продолжался в школе. Гости из Дагестана посмотрели концерт, посвященный Дню Победы, поделились своими впечатлениями с местными жителями и рассказывали о своём крае.


В 2010 году руководителем музея стала Шарунова Екатерина Ивановна.


Тематические экспозиции:

  • Наш край в годы Великой Отечественной войны

  • История школы

  • История колхоза «Россия»

В 2010 году появилась в нашем музее казачья горница, где размещены экспонаты, отражающие жизнь казачества.

Роль школьного музея в развитии гражданско-патриотического воспитания учащихся огромная. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования.

Стали традиционными встречи ветеранов Великой Отечественной войны с нашими учениками. В них принимают участие кроме наших учеников, односельчане, ветераны войны и тыла, преподаватели.


Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного музея и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы, поездки в г. Серафимович (музей Серафимовича и монастырь), в станицу Вёшенская (по шолоховским местам), в г. Волгоград (по местам боевой славы).

Ученик 9 класса Зайцев Григорий со своей исследовательской работой «Прозвища жителей станицы Усть-Хопёрской» занял 1 место в районных краеведческих чтениях. Затем с этой же работой участвовал в областных краеведческих чтениях, в общем зачёте – 9-е место.

Также наши учащиеся принимали участие в конкурсе исследовательских и творческих работ по историческому краеведению «Мой край в годы Великой Отечественной войны». А сейчас идёт подготовка исследовательских работ к районному конкурсу «Мой край родной казачий».

В краеведческой работе мы используем информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации («Семейный альбом», «Сороковые-роковые», «Женщины на войне», «История одного солдата») которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.


На территории Усть-Хопёрского сельского поселения находится восемь памятников, погибшим воинам  и один обелиск на Чепелевом кургане. Наши ученики, в рамках акции «Обелиски войны», поддерживают в должном порядке эти святые места, весной высаживают цветы и в течении всего лета ухаживают за ними. Ухаживают наши учащиеся за могилами погибших на Чепелевом кургане.

В 2005 году мы работали под девизом «60 добрых дел к 60 – летию Победы». Тогда были проведены акции «Забота», «Помощь ветерану», «Подарок ветерану», которые стали традиционными.

Традиционными стали в нашей школе:

  • встречи с ветеранами и детьми войны, тружениками тыла, участниками боевых действий.

  • Уроки мужества ко дню контрнаступления советских войск под Сталинградом (19 ноября) и окончания Сталинградской битвы (2 февраля).

  • Конкурсы стихов и рисунков « Высок и свят их подвиг незабвенный…»

  • Конкурс детского изобразительного творчества «С чего начинается Родина»

  • Конкурс чтецов «Помним имя твоё»

  • Военно-спортивные соревнования, посвящённые Дню Защитника Отечества;

  • Вахта Памяти.

  • Митинг и концерт, посвященный Дню Победы (9 мая)


Традиционными стали в нашей школе устные журналы «Венок славы», «Города – герои» (с оформлением альбомов), «Краше нет моей станицы», «Символы России», «Память, которой не будет конца», включающий следующие страницы:

    1. Станица в годы Великой Отечественной войны.

    2. Обелиски войны.

    3. Один день войны.

    4. История одного солдата.

    5. Женщины в солдатских шинелях.

    6. Труженики тыла.

    7. Чьё детство пришлось на военные годы.

    8. Наши земляки – ветераны.

    9. Семейный альбом.

Каждая страница этого журнала представляла собой исследовательский проект, выполненный отдельным классом. Это был масштабный общешкольный проект, в котором участвовали учащиеся 1 – 11 классов, и над которым они работали в течение полугода.


Следующим масштабным мероприятием, в котором также участвовали учащиеся всей школы – это конкурс инсценированной военной песни «На солнечной поляночке».

С целью привития интереса к истории , традициям, обрядам, культуре российских народов и казачества в школе с успехом прошли такие мероприятия как «Русские посиделки», «Проводы масленицы», «Раз в крещенский вечерок…», «Край мой казачий».

Огромна роль в гражданско-патриотическом воспитании классных руководителей. Именно они планируют свою работу с учётом конкретных учеников, уровня воспитанности учащихся класса, его активности. В своей работе они используют следующие формы по гражданско-патриотическому воспитанию: беседа, тематический классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, исследовательская деятельность, творческие проекты, встречи с интересными людьми, организация трудовой деятельности.

Это поле чудес по теме «Моя Родина», урок мужества «Город – герой Волгоград», игра «Защитники Отечества», «Семь чудес России», классный час «Планета Толерантность», «Мы разные – но всё-таки мы вместе», «Символы России», проект «Женщины в Сталинградской битве», виртуальные экскурсии «Путешествие по Москве», «Путешествие по городам – героям», виртуальная экскурсия «Главная высота России», викторины «Дорогами войны», «Мой родной край», «Вперёд, к звёздам», устный журнал «С любовью к России», марафон «Знатоки родной страны» и т.д.

Школа традиционно принимает участие во всех районных мероприятиях гражданско-патриотического направления.

В областном конкурсе сочинений «И помнит мир спасённый…» Алексей Подтёлков занял призовое место и был награждён грамотой и поощрительным призом.

В районном конкурсе юных поэтов «Равнение на Победу» ученица 8 класса Краснова Оля стала победительницей.

В патриотической игре-викторине «Это было, было…», посвящённой 65 – летию Победы, команда Усть-Хопёрской СОШ заняла 2-место.

В экологической игре «Земля – наш дом» команда начальных классов заняла 1-место.

Учащиеся школы заняли 3 место в районном литературно-музыкальном конкурсе «За любимую девушку, за родной огонёк», приняли участие в районном конкурсе «Защитник Отечества 2011»

В игровом проекте «Путь к звёздам», посвящённом 60- летию полёта человека в космос, наша команда также заняла 1-е место.

В районных краеведческих чтениях исследовательская работа «Керамика эпохи бронзы на территории нашего края» ученицы 9 класса Сердиновой Тани (руководитель учитель истории Буянов О.С.) заняла 2-е место. Сейчас эта работа готовится для участия в XIII областной олимпиаде по школьному краеведению.


Я считаю, что патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”. Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке.

Эти мероприятия очень сплачивают детей. Особенно важно проводить праздники с детьми не одного класса, а с детьми из разных параллелей или вместе с родителями, например, всегда очень интересно проходит спортивный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья», где участники получают заряд бодрости на весь год, как дети, так и родители.

Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники.

Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.

Современный учитель понимает, что создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся необходимо для духовного возрождения России, так как характер развития общества зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.


В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание становлению системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. Воспитательная работа в нашей школе строится на основе Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы " и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», в которой говорится именно о системе, которая включает в себя различные компоненты. Чтобы проводимая работа приносила ожидаемые результаты, необходимо совершенствовать организационно-методическую базу в данном направлении, применять новые формы и методы работы.