velikol.ru
1

«Я Уполномоченный, а это значит...»


В современной России в последние годы происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Но пока эти процессы происходят медленно и болезненно. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности человека жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан. Но нередко граждане произвольно понимают законы, а главное, не умеют использовать их для защиты своих прав и интересов. Потому, что юридическая помощь не всегда оказывается доступной людям. Если мы действительно хотим жить в правовом государстве, важно понимать что такое право. Ведь право - неотъемлемый элемент культуры, как и мораль, политика, экономика, искусство. Оно способствовало приобщению человечества к культуре. Очевидно, что сегодня человеку нужно овладеть духовной культурой во всех ее проявлениях: политической, нравственной, эстетической, правовой. Их гармония обеспечивает духовное развитие личности гражданина. Необходимо поднимать уровень правовой культуры в нашем обществе, помочь людям увидеть ценность права, его социальную роль, научить правовыми способами разрешать споры и конфликты, если таковые возникли. В первую очередь от споров и конфликтов должны быть защищены дети, ведь именно в них закладывается фундамент - нравственные качества личности: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Они с детства познают законы добра и зла, чести и бесчестия. Дети являются самым слабым звеном, которым обратиться, кроме как к родителям некуда. Во вторую очередь - родители и учителя, которые также являются равноправными участниками образовательного процесса.

Я считаю, что начинать правовое воспитание лучше всего с детского возраста. Именно Уполномоченный по защите прав участников общеобразовательного процесса в школах может помочь в решении многих правовых вопросов, касающихся воспитания свободных граждан. Я как Уполномоченный ставлю перед собой цель: максимально способствовать развитию правовой культуры учащихся общеобразовательных школ - будущих граждан РФ – через усвоение ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, об основных отраслях права, и прежде всего о тех нормах права, с которыми приходится часто сталкиваться в жизни. Конечно, это не значит «напичкать» учеников знанием правовых норм и сделать из них специалистов в области права. Главное -это научить ребенка уважать в себе личность, видеть личность в другом и принимать её такой, какая она есть. Ребенок, получив базовые знания на занятиях по праву, может их применять во взрослой самостоятельной жизни и будет подготовлен к изучению правоведения более глубоко и в деталях. Эти знания ребенок проявляет в повседневной жизни, когда он, например, покупает мороженое, дает деньги взаймы, пользуется общественным транспортом. Хорошо бы, нам взрослым, не допустить , чтобы дети стали пассивными гражданами страны. Подчас многие люди неплохо знают правовые нормы , но не спешат их соблюдать, не верят в их силу, не ценят их роли в обществе. Бездеятельность не дает развиваться тем положительным чувствам, которые уже сформированы. Важно научиться отстаивать свои законные права, и права других людей, не мириться с нарушениями закона, даже если их много, даже если слабеет вера в торжество законности.

Мероприятия, которые я провожу, чаще всего проходят в нетрадиционной форме, это не просто занятие, это и путешествия, и театрализованные представления, и конкурсы, и литературно-музыкальные композиции, и презентации. Игровой характер подачи материала, для младшего и среднего школьного возраста, позволяет привлечь внимание детей для обсуждения хорошо известных и любимых сказочных героев. У детей формируются знания правовых чувств, и прежде всего чувства справедливости и уважения к праву. При изучении правовых норм с детьми старшего школьного возраста, больше проводиться бесед, деловых игр, дискуссий. Занятия предполагают получение учениками знаний о правах ребенка, закрепление их в Конвенции о правах ребенка; отработку навыков фактического и правового анализа ситуации; работу с нормативными документами; групповую работу и публичные выступления, а также мотивацию размышлений учеников о ценностях и целях прав человека, значении обязанностей и мере использования своих прав. Воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, уважения к своему государству, формирование навыков толерантного общения в системе общечеловеческих ценностях: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими нравственных и социальных установок. Подростки смогут сориентироваться в устройстве государства и отношениях между человеком и государством, в осознании себя свободной личностью, понять ценность другого человека. Реализовать себя как полноправного гражданина правового государства, создать условия для социализации личности.

Должность Уполномоченного в нашей школе была введена четыре года назад. Срок небольшой, но и немаленький. За это время Уполномоченный ни разу не переизбирался. Работа Уполномоченного планируется на каждый учебный год. Каждый участник общеобразовательного процесса знает, куда ему следует обратиться в случае возникшей проблемы.

Я Уполномоченный, а это значит, что на меня возложена большая ответственность за выполнение ликвидации правовой неграмотности среди участников общеобразовательного процесса. Каждый Уполномоченный должен быть целеустремленный, инициативный, самостоятельный, ответственный. Придерживаться активной нравственной позиции, постоянно заниматься самообразованием. Таким образом , он внесет свой вклад в общее дело: сделать нашу страну счастливой и процветающей.