velikol.ru
  1 ... 24 25 26 27

Примечания


1. http://www.newizv.ru/news/2009-03-12/106510

2. Иванов В. Славянские диалекты в соотношении с другими языками Великого княжества Литовского» // http://kogni.narod.ru/gediminas.htm

3. Суржик следует считать диалектом русского языка, поскольку лексика в нем употребляется русская и лишь произношение и грамматику можно условно считать украинскими. Основу же языка составляет именно лексика, в то время как произношение и правописание являются характеристиками второстепенными.

4. «Книга, глаголемая Новый летописец» — одно из самых популярных произведений, описывающих русскую историю от последних лет царствования Ивана Грозного до первых лет по избранию на царства Михаила Романова. Известно в сотнях списков XVII–XVIII вв.

5. http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Nov_letopisec/text1.phtml

6. http://www.ukrstor.com/ukrstor/zarinnyj_dwizhenije.htmI

7. Такой культурный феномен как двуязычие находится за рамками рассматриваемого вопроса. Но даже в случае, когда целые народы говорят одновременно на двух языках, не происходит их слияния.

8. StanislawTarnowski, hrabia, «Ksiadz Waleryan Kalinka», W Krakowie, 1887.

9. Кулиш Пантелеймон Александрович (1819–1897 гг.) — один из первых в России «украинцев», писатель, участник Кирилло-Мефодиевского братства. Начинал писать он на русском языке, однако потом изобрел собственную грамматику для крестьянского языка Малороссии и стал с 1857 г. писать новым письмом.

10. http://www.russian.kiev.ua/books/karevin/rusnorus/rusnorus.shtml

11. Командующим он был чисто номинальным, потому как после двух стычек с казаками, рассеявшими его штаб и захватившими обоз, Мерославский бежал за границу, бросив восстание на произвол судьбы.

12. Марианн Калуски, «Tygodnik Powszechny», 16 марта 2005 г.

13. Роза Люксембург. «Рукопись о русской революции» // http://lib.rus.ec/ b/143306/read

14. Савенко А.И. «К вопросу о самоопределении населения Южной России» // http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/003а/02110001.htm

15. http://www.edrus.org/content/view/2872/69/

16. Скрипник Николай Алексеевич (1872–1933 гг.) — советский политический деятель, член ЦК ВКП(б), заместитель председателя Совета народных комиссаров УССР, нарком просвещения, один из активнейших украинизаторов. Курировал вопросы орфографической реформы украинского языка. Советская система украинского правописания, утвержденная в 1928 г. даже получила в честь него прозвище скрипниковка. В конце своей политической карьеры в период сворачивания интенсивной украинизации подвергался нападкам, обвинялся в националистическом уклоне и даже во вредительстве в языкознании. Не выдержав политического давления, покончил с собой. В том же 1933 г скрипниковская система правописания была отменена как «националистическая» и излишне засоренная полонизмами. Искусственность и уродство скрипниковской реформы действительно резало глаз и ухо. Например, ее отличительной особенностью было массированное замещение буквы «ф» на «т». Вместо «кафедра» надлежало произносить и писать «катедра».

17. Этноцид — политика уничтожения этнической или национальной идентичности, самосознания народа.

18. http://lib.rus.ec/b/146317

19. http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv11p1.htm

20. http://www.day.kiev.ua/17450

21. http://www.ukrstor.com/ukrstor/A001 _ops.html

22. Совершенно очевидно, что Грушевский здесь опирается на известную фальшивку «История руссов», согласно которой сердюки блестяще отбили штурм русских войск, завалив крепостной ров трупами штурмующих и принялись праздновать победу, поскольку русские, дескать, в ужасе бежали от города. Однако подлый изменник Нос послал к Меншикову старшину Сельмаху, который убедил его вернуться. Нос ночью впустил в город русских, которые и перерезали спящих сердюков.

23. The Daily Courant (№ 2239 от 29 декабря 1708 г.) сообщает: «… князь Меньшиков отправился с корпусом войск в Батурин, город обычного проживания Мазепы, и, взяв его штурмом, предал мечу пять или шесть тысяч мятежных казаков и казнил некоторых из главарей на колесе». О резне мирных жителей газета не пишет ни слова, откуда взялась цифра в пять тысяч мятежников, неизвестно. Гора в пять или шесть тысяч трупов показалась Виктору Ющенко какой-то несерьезной и он в 2003 г. на открытии памятного креста заявил что жертв было 21 тысяча. Через три года он забыл об этом и повелел официально считать убитыми 15 тысяч батуринцев.

24. http://classmusic/iatp.by/ru/Tesakov_int.html

25. Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965) — русский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947–1950 в Нью-Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и другие.

26. http://belaya-russia.narod.ru/civis/separatizm.htm

27. Этнографическая группа белорусов, основу которых составляют жители Полесья. Наиболее своеобразны среди них пинчуки — население Пинского Полесья.

28. Настоящие имя и фамилия Иван Доминикович Луцевич (1882–1942), белорусский поэт, народный поэт Белоруссии (1925).

29. Настоящие имя и фамилия Константин Михайлович Мицкевич (1882–1956), белорусский писатель, народный поэт БССР (1926), академик (1928), вице-президент (с 1929) Академии наук БССР.

30. Франциск Скорина (около 1486 — не позднее 1551) — русский ученый первой половины XVI в., русский первопечатник и просветитель. Уроженец Полоцка. Известен главным образом изданием прекрасно иллюстрированных Библий на кириллице и созданием типографии в Вильно.

31. Иногда пишут, что его настоящая фамилия была Федорович, иногда величают его Иван Федорович Московитин. Можно допустить и то, что Московитин было прозвищем, полученным им по приезду из Москвы на Волынь, а Федорович — всего лишь отчество. Учитывая, что известный типограф был церковником и даже занимал одно время должность диакона в кремлевском храме Николы Гостунского, то и имя его Иван могло быть не крестильным, а церковным.

32. Фамилия или прозвище явно указывают на его литовские корни, связывая его с городом Мстиславлем.

33. Это не относится к западным областям СССР, где в 1941 г. еврейское население действительно подвергалось массовому уничтожению, особенно в Прибалтике. Но к классическому Холокосту это отношения не имеет, так как его история начинается с так называемого Ванзейского совещания в 1942 г., на котором, якобы было обсуждены меры по «окончательному решению еврейского вопроса»

34. История Нового времени. Эпоха Возрождения http://www.krotov.info/libr_min/14_n/ef/edov_09.htm

35. Ключевский Василий Осипович (1841–1911) — русский историк, академик Петербургской Академии наук, ученик Сергея Соловьева.

36. Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) — российский историк, профессор Московского университета, автор «Истории России с древнейших времен» в 29 томах.

37. Александр Бушков. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы, http://www.gramotey.com/?page=15&open_file=6111329687

38. Николай Михайлович Ядринцев (1842–1894) — сибирский публицист и общественный деятель, революционер, исследователь Сибири. Любопытно, что в то время, когда Сибирь была самым популярным местом ссылки, сибиряка Ядринцева в 1868 г., признав виновным в намерении отделить Сибирь от России, сослали в Архангельскую губернию

39. Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (1247–1318.) — иранский государственный деятель, врач и ученый-энциклопедист, везир государства ильханов Ирана, энциклопедист, автор компилятивного труда на персидском языке «Джами'ат-таварих» («Сборник летописей»).

40. Фридрих Карл Герман Крузе (1790–1866). Учился в Лейпциге, преподавал в гимназии в Бреслау. В 1821 г. занял пост профессора древней и средневековой истории и географии в университете Галле, в 1828–1853 гг. был профессором истории в России, в Дерптском университете.

41. Синопсис означает краткое изложение

42. Путаница могла возникнуть весьма серьезная, ведь по версии польской картографии река Буг впадает в Нарев, а на русских картах совсем наоборот. Но поскольку фальсификаторы при фабрикации «секретных протоколов» пользовались польскими картами, география там несколько отличается от географических привязок в несекретных советско-германских соглашениях

43. Миллер Всеволод Федорович (1848–1913), российский фольклорист, языковед, этнограф, археолог, академик Петербургской АН (1911). Профессор Московского университета (с 1884); директор Лазаревского института восточных языков в 1897–1911.

44. В Ипатьевском списке непосредственно к «Повести» прилегает так называемая Киевская летопись, охватывающая события 1118–1200 гг. Открыт Ипатьевский список очень поздно — две его основных версии обнаружены в 1807 г. (Ипатьевский Академический) и 1809 г. (Хлебниковская летопись). Происхождение самого раннего из четырех известных списков, восходящих к Хлебниковской летописи, датируется примерно 1620 г. (Погодинский список).

45. http://www.vostlit.infc/Texts/rus 12/Boplan/text1.phtml?id=189

46. Рыбаков Б. Город Кия // «Вопросы истории», 1980 г., № 5.

47. Так вам ответят «ученые» в РФ, а «украиньски вчэни» исчисляют возраст Киева в 1525 лет.

48. http://www.istorya.ru/book/skifia/02.php

49. «Славяне, живусчие по Днепру, зовомии поляне и горяне, утесняеми бывши от казар, иже град их Киев и протчии обладаша, емлюсче дани тяжки и поделиями изнуряюсче, тии прислаша к Рюрику преднии мужи просити, да послет к ним сына или ина князя княжити. Он же вдаде им Оскольда и вои с ним отпусти. Оскольд же повоевав первое казар и иде к Царюграду в лодиях, но буря разби на море корабли его» (Иоакимова летопись //Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. М.-Л., 1962. Т. 1). «Повесть временных лет» утверждает, что поляне названы так потому, что живут в полях. Однако вся территория полян находится на горах киевских, где они живут «в бору на горах». Вероятно, автор «Повести временных лет» считал, что бор на горах — это степной ландшафт. — Прим. Алексея Бычкова.

50. В сборнике «Древняя Русь в свете зарубежных источников» сказано лишь о том, что ал-Ауфи описывал принятие русами христианства. О том, что следующей фразой хронист сообщает о принятии ими ислама комментаторы решили умолчать. Это подлог конечно, но так историкам спокойнее.

51. Константин VII Багрянородный (905–959) — византийский император, философ, покровитель и издатель 53 компилятивных сборников (энциклопедий), автор сочинений «О фемах», «Об управлении империей», «О церемониях», «Жизнеописания Василия». В них он утверждал идею о праве Ромейской империи повелевать ойкуменой.

52. http://www.russiancity.ru/fbooks/f5.htm

53. Неолит — (от греч. neos — новый и lithos — камень), новый каменный век, период (около 8–3 тысячелетий до н. э.) переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество.

54. Это явный плагиат. В истории Ромеи-«Византии» историки также находят безмонетный период VIII–IX вв., но дать ему какое-либо внятное объяснение не в силах. «Византийская» нумизматика вообще характеризуется значительными аномалиями, заставляющими подозревать очень ненадежную датировку монет (даты на них не выбивались). Поэтому к утверждениям типа «в Киеве найден клад с античными монетами V в.» следует относиться крайне осторожно — ошибка в данном случае вполне может достигать тысячелетия.

55. Иван Георгиевич Спасский (1904–1990) — советский ученый-историк, ведущий специалист по русской нумизматике, главный хранитель Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа.

56. http://coins.babaev.net/wire/spas/Files/3.htm

57. «Сегодня», № 127, 10 июня 2008 // http://smi.liga.net/articles/IT083097.html

58. http://izbornyk.org.ua/anton/ant22.htm

59. Колт — женское украшение в виде полой металлической подвески, прикреплявшейся к головному убору. Историки утверждают, что распространены они были до монгольского нашествия, а после их носить почему-то перестали. Как назывались эти подвески, ныне неизвестно. Имя свое они получили в XIX столетии от украинского слова «ковток» — серьга. В Новгороде колтками именовали подвески к серьгам.

60. http://archaeology.kiev.ua/journal/050900/klimovsky.htm

61. Называются еще три даты основания Софийского собора — 1011 г., 1017 и 1018 г.

62. Раппопорт Павел Александрович (1913–1988) — археолог, доктор исторических наук, автор монографий по истории древнерусского зодчества.

63. http://www.rusarch.ru/rappoport2.html

64. Абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Барабан — опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания (обычно с окнами), служащая основанием купола.

Шатер — завершение построек (главным образом центрических) в форме высокой 4-гранной или многогранной пирамиды.

65. http://chtenia.pavlovskayasloboda.ru/Content/content/kesler_istoriya.htm

66. http://www.ukrstor.com/ukrstor/tolocko-puti-5-03.html

67. http://archaeology.kiev.ua/pub.cgi?i0609

68. Археологическая стратиграфия — порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям.

69. Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников.

70. Пелевин Ю. А. // http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2014158

71. Барановский Петр Дмитриевич (1892–1990) — советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества.

72. В. А. Булкин, Т. В. Рождественская. Библиографический словарь «Древняя Русь».

73. Срезневский Измаил Иванович (1812–1880) — русский филолог-славист, этнограф, палеограф, академик Петербургской Академии наук.

74. Разбор шляхты — мероприятия по переписи представителей дворянства в податные сословия в северо-западных губерниях Российской империи после присоединения их к России.

75. В тексте Пуцко почему-то утверждается, что копия принадлежит к XVII столетию. Весьма характерная опечатка — историки обычно ошибаются именно в сторону удревнения источника.

76. «Московский журнал», № 11, 2005 г. // http://www.mj.rusk.ru/show. php?idar=801125

77. httр://www.vostlit.info/Texts/rus12/Boplan/text1.phtml?id=189

78. Елена Журавлева. «Мир новостей // http://www.mirnov.ru/arhiv/mn810/ mn/30-1.php

79. На самом деле монету чеканили и раньше. Мне приходилось видеть экземпляр 1764 г.

80. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_5.php

81. Первое упоминание о казаках в польских хрониках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

82. В начале XX столетия русское правительство пыталось бороться с перенаселенностью в центральной России путем переселения на целинные земли Северного Казахстана и Восточной Сибири, однако это была именно государственная программа, потребовавшая значительных казенных расходов, и малоуспешная, поскольку инициатор ее, Петр Столыпин, был хорошим бюрократом, но никудышным экономистом.

83. http://kievinfo.com

84. Польский использовался тогда даже русским православным духовенством в качестве официального языка общения. Священник Андрей Мужиловский резко и энергично возражает на «Апологию» Смотрицкого, тоже по-польски, книгой «Антидот», а Мелетий отвечает ему трактатом «Exethesis… to jest Rozprawa miedzy Apologia у Antidotem».

85. Турина Н.Н., Крижевская Л.Я. Обзор полевых археологических исследований ИИМК Академии Наук СССР в 1938 г.

86. К такому типу, наверное, можно отнести жальники. Вот что сообщает о них Большая советская энциклопедия: «Жальники — древние могилы (XII–XV вв.); невысокие холмики, круглые, в более позднее время — четырехугольные, обложенные снаружи камнями-валунами. Распространены преимущественно в Новгородской и Псковской области. Большинство жальников принадлежало славянам, часть — води. Обычно содержат один скелет, но встречается и несколько костяков. При погребенных находят украшения и глиняные горшки. На некоторых жальниках стоят каменные четырехконечные кресты».

87. Цитируется по: Смирнов М. Ягелло-Яков-Владислав и первое воссоединение Литвы с Польшею.

88. http://juragrek.narod.ru/lit/4492.zip

89. http://portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=1174

90. Лев Прозоров. Язычники крещеной Руси. // «Странник», 1912 г., № 8

91. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=10800

92. Абу-л-Гази-хан (1603–1664) — хивинский хан из потомков Чингисхана, известен также как историк и первый узбекский писатель, основоположник узбекского литературного языка, автор исторических сочинений «Родословная туркмен» и «Родословная тюрок».

93. Например, московский князь Василий II Темный запросто приказал арестовать митрополита Исидора, который в 1441 г., возвратившись с Флорентийского собора, зачитал акт об унии восточной и западной церквей. По приказу царя Алексея Михайловича арестовывался могущественнейший патриарх Никон. А уж сын Алексея Петр окончательно поставил духовенство в униженное пред государством состояние. Лишь при господстве иноверных «монголо-татар» попы имели просто беспрецедентные вольности, если верить историкам.

94. Цит. по: Григорьев АЛ. Ярлык Менгу-Тимура: Реконструкция содержания // «Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки», 1990, №12.

95. Считается, что основоположником несторианства стал константинопольский архиепископ Несторий, живший в V в. Проповедовал, что божество и человечество в Иисусе Христе суть два совершенно отдельно и самостоятельно существующих естества. То есть центральным вопросом в несторианстве вновь стал вопрос подобосущности Христа. Этот же вопрос о подобосущности Христа разделил никониан и старообрядцев.

96. http://numizmat.ru/russianhistory/2007/06/22/russianhistory_3789.html

97. http://magazines.russ.ru/nz/2000/1 /udin.html

98. «Послание к великому князю Василию, в нем же об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» // http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=5105

99. «Вопросы истории», № 8, 1994 г. // http://www.edrus.org/content/ view/1425/47/

100. Спасенная Австрия настолько явно угрожала своей спасительнице войной, что это не дало возможности русской армии сконцентрировать свои усилия по изгнанию англо-франко-турецких оккупантов из Крыма.

101. http://www.groh.ru/gro/chem/chemhist.html

102. 3акалка — вид термической обработки изделий из металлов и сплавов, заключающийся в их нагреве выше критической температуры (температуры изменения типа кристаллической решетки, т. е. полиморфного превращения), с последующим быстрым охлаждением, как правило, в воде или масле.

103. Другой кандидат на открытие железа — мифический народ халибы, обитавший на южном побережье Черного моря. Предполагалось, что в качестве сырья они использовали магнетические пески, широко распространенные по всей приморской зоне.

104. А. Иванов. Донецкий кряж. Историю пытаются подменить мифами // http://www.edrus.org/content/view/4388/47

105. Общим для славянских языков признаком является обилие в лексиконе слов для обозначения флоры и фауны лесов, водоемов и болот. При этом славянские языки крайне бедны словами, обозначающими природные явления, связанные с морем, степью или горами.

106. http://militera.lib.ru/common/drevrus/index.html

107. Нарратив — линейное изложение фактов и событий в литературном произведении, то есть то, как оно было написано автором.

108. Византийский философ конца IX- начала X в., ученик Арефы Кесарийского.

109. Photius. Ер. Р.50, № 2. С. 293–296.

110. Первый издатель русского перевода текста В.Г. Васильевский считал, опираясь на стиль изложения, что автором памятника был известный агиограф (жизнеописатель святых) IX в. диакон Игнатий.

111. Полный текст сочинения см.: http://www.vostlit.infcexts/rus11/Konst_ Bagr_2/index.phtml

112. Отечественные историки льстят национальному самолюбию, проводя мысль о том, что именно Россия положила конец Французской экспансии. Но с точки зрения глобальной стратегии в Россию пришел уже смертельно раненный колосс. Проиграв битву за океан в генеральном морском сражении у мыса Трафальгар, Наполеон потерпел поражение в борьбе за мировое господство.

113. Каботажное мореходство осуществлялось вдоль берега, чтобы в случае ненастья можно было пристать к берегу и переждать там непогоду.



http://lib.rus.ec/b/203507/read

«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.

^ ВО СИБИРСКОЙ УКРАИНЕ,
ВО ДОУРСКОЙ СТОРОНЕ


Во сибирской во украине,
Во Даурской стороне,
В Даурской стороне,
А на славной н(а) Амуре-реке,
5На ус(т)ье Комары-реке

169

Казаки царя белова
Оне острог поставили,
Острог поставили,
Есак царю собрали
10Из-за сабельки вострыя,
Из-за сабли вострыя,
Из-за крови горячи(я).
Круг оне || острогу Камарскова
л. 73 об.Оне глубокой ров вели,
15Высокой вал валилися,
Рогатки ставили,
Чеснок колотили,
Смолье приготовили.
Поутру рано-ранешонько
20Равно двадцать пять человек
Выходили молодцы оне
На славну Амуру-реку
С неводочками шелковыми
Оне по рыбу свежею.
25Несчастье сделалось
Над удалыми молодцы:
Из далеча из чиста поля,
Из раздолья широкова,
С хребта Шингальскова,
30Из-за белова каменя,
Из-за ручья глубокова
Выкоталася знамечка,
Выкоталася знамечко большее;
А знамя за знамем идет,
35А рота за ротами валит,
Идет боидоской князец,
Он со силою поганою,
Со силою поганою
Ко острогу Комарскому.
40Как вешнея вода
По лугам разлилася,
Облелеила сила поганая
Вкруг острогу Комарскова,
Отрезали у казаков
45Ретиво сер(д)це с печенью,
Полонили молодцов
Двадцать пять человек
С неводочки шелковоми
И с рыбою свежею.
50А и ездит боидоской князец
На своем на добром коне,

170

Как черной ворон летает
Круг острогу Комарскова,
Кричит боидоской князец
55Ко острогу Комарскому:
«А сдайтеся, казаки,
Из острогу Комарскова!
А и буду вас жаловать
Златом-серебром
60Да и женски прелестными,
А женски[ми] прелестными,
И душами красны[ми] девиц[ами]».
Не сдаются казаки
Во остроге сидечи,
65Кричат оне, казаки,
Своим громким голосом:
«Отъезжай, боидоской князец,
От острогу Комарскова!».
А втапоры боидоско(й) князец
70Со своею силою поганою
Плотной приступ чинит
Ко острогу Комарскому.
Казаки оне справилися,
За ружье сграбелися,
75А бы́ла у казаков
л. 74Три пушки || медныя
А ружье долгомерное.
Три пушечки гунули,
А ружьем вдруг грянули,
80А прибили оне, казаки,
Тое силы боидоские,
Тое силы боидоские,
Будто мушки ильинские,
Тое силы поганые.
85Заклинался боидоской князец,
Бегучи от острогу прочь,
От острогу Комарскова,
А сам заклинается:
«А не дай, боже, напредки бывать!».
90На славной Амуре-реке
Крепость поставлена,
А и крепость поставлена крепкая
И сделан гостиной двор
И лавки каменны.





<< предыдущая страница