velikol.ru
1 2 3

В конечном счете, основой всех человеческих

ценностей служит нравственность.

А. Эйнштейн


I.Пояснительная записка


Актуальность программы

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

^ Новизна программы

При введении ФГОС НОО, вместо программы воспитательной работы школы и плана воспитательной работы класса в образовательном учреждении, разрабатывается Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа «Я-человек » составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Стержнем программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ученику осознанно включаться в процесс самовоспитания, внимания к себе, понимания своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и своих возможностей, он приучится от­носиться внимательно к своему физическому и психическому здо­ровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.

^ Цель программы — формиро­вание нравственных ценностей у младших школьников через систе­му воспитательных мероприятий, воспита­ние творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям.

^ Задачи обучения:

• формировать у школьников пред­ставления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

  • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гор­дости за свою страну;

  • формировать потребности и мо­тивы нравственного поведения;

  • обогатить эмоциональный мир детей;

  • вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности мо­ральных норм.

Контингент обучаемых - дети младшего школьного возраста.

Младший возраст — это начало осознанного восприятия мира, ког­да закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основ­ных этапов воспитания, в котором закладываются основные принци­пы гуманной жизни.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем Осознание важности, новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого.
С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные переживаниях. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия.

^ Методы нравственного воспитания

Программа нравственного воспита­ния младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим оп­ределенную систему содержания, форм, методов и приемов педаго­гических действий.

Эффективным средством нрав­ственного воспитания является коллективная творческая деятель­ность. Ее направленность высту­пает тем каналом, по которому младший школьник может пе­ренаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушивать­ся к мнению товарищей, пони­мать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, вы­ражать свое понимание. Воспита­ние младших школьников в детском общественном объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных действий и отношений на приори­тетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.

Разъяснение – метод эмоционально – словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

Наиболее полно передает сущность системности, компилятивности и последовательности в процессе воспитания воспитательное дело, которое может рассматриваться как вид (форма) организации и осуществление конечного результата деятельности воспитанников.
Воспитательное дело представляет собой своеобразное системное образование, поэтому конструирование множества воспитательных дел может происходить по следующему алгоритму:
- целеполагание (анализ ситуации, цели и воспитательных задач);
- планирование (обеспечение условий выполнения целей и задач воспитания);
- организация и подготовка воспитательного дела (продумывание содержания, форм и методов воспитательного дела, привлечение различных средств, материальное обеспечение их);
- непосредственное осуществление воспитательного дела;
- анализ достигнутых результатов;

Воспитательная работа должна быть направлена на то, что­бы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счаст­ливым, убежденным в том, что его любят.

Важно, чтобы отношения с близкими взрослыми были до­верительными, доброжелательными, но ребенок должен пони­мать, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому нужно прислушиваться к его советам и словам. Однако целесообразно объяснить ребенку, что не все взрослые хорошие, что бывают взрослые люди, которых стоит остерегаться. Нужно учить его отличать хорошие поступки от дурных.

В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаше выражать уверенность в их возможностях. Вместо «ты должен это сделать» — «ты можешь», вместо «не делай так» — «сделай так». Очень нужно, чтобы в жизни детей было больше положительных эмоций (смеха, шуток, сюрпризов, музыки, ситуаций, требующих проявления внимания и заботы друг о друге).

Решение про­блем нравственного воспитания в данной программе осуществляется и через такие формы воспитательного воздействия, как конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений, уроки – путешествия, экскурсии, праздники, игры, выпуск классных газет, сочинения, викторины, КВН.

^ Объем часов

Программа «Я — Человек » рассчитана на 130 часов и включает 4 разде­ла: «Я и мое здоровье», «Я и мое общение», «Я и мое поведение». «Я и мой внешний вид». Все разделы программы взаимосвязаны и дополня­ют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.


^ Ожидаемые конечные результа­ты программы:

— формирование навыков и привы­чек нравственного поведения;

  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

  • накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности;

  • формирование у детей ответ­ственности за свое здоровье;

  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование мораль­ных норм;

  • снижение агрессивности в пове­дении школьников.



^ II. Учебно- тематический план



П/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Я и мое здоровье


31

27

4

2

Я и мое общение


33

29

4

3

Я и мое поведение


33

27

6

4

Я и мой внешний вид


33

29

4




Итого

103


85

18



III. Содержание программы


Тема № 1 (31ч.)

Я и мое здоровье

Задачи:

  • Обучение школьников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях.

  • Обучение учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.

  • Побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности.

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;


^ 1 . Основные вопросы

Особенности организма, чистота тела. Советы доктора Воды: как правильно мыть руки и лицо.

Главные помощники человека Забота о глазах, уход за ушами, за зубами, за кожей.

Режим дня. Сон- лучшее лекарство

Вредные привычки

Если хочешь быть здоров. Занятия физкультурой, спортом, закаливания.

Как следует питаться.

Путешествие в страну здоровья. Личная гигиена, инфекционные заболевания, закаливание, первая помощь при несчастных случаях

Мое тело. Представление о функциональном назначении различных частей тела.

Здоровые и вредные привычки.

Почему мы болеем?

Прививки от болезней.

Домашняя аптечка

Как избежать отравлений .Пищевые и лекарственные отравления, признаки, первая помощь.

Безопасность при любой погоде.

Безопасность на воде.

Как отучить себя от вредных привычек: ковырять в носу, грызть ногти.

Расти здоровым. О пользе каши.

Откуда берутся грязнули.

Я выбираю движение.

Опасность в нашем доме. Опасности при обращении с электроприборами, со спичками, с режущими и колющимися предметами.

Как защититься от насекомых. Признаки аллергии, первая помощь.

Что мы знаем про собак и кошек . Правила обращения с животными, первая помощь.

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Злой волшебник табак.

Наркотик

Алкоголизм.

Как сказать «НЕТ» и отстоять своё мнение. Умение отстаивать своё мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было; умение отказываться от предложенных случайными людьми вещей, в т. ч. сигареты, алкоголя, наркотиков.

Диета. Соблюдение диеты при различных заболеваниях.

О девочках и мальчиках.

Инфекции. Инфекционные заболевания, профилактика.

Болезни грязных рук

Наше здоровье в наших руках.


2.Требования к знаниям и умениям.


  • Знать определение здоровья; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье; как составить режим дня.

  • Знать о значении физических упражнений для здоровья человека

  • Знать виды и принципы закаливания; признаки переохлаждения и перегревания.

  • Знать о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о "полезных" и "вредных" продуктах; значение режима питания; правила приема пищи.

  • Знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека; о влиянии объектов природы на здоровье человека; об ответственности человека за здоровье природы.

  • Уметь составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • Уметь выполнять простейшие закаливающие процедуры.

  • Уметь различать "полезные" и "вредные" продукты.

  • Уметь в доступной форме пропагандировать знания о природе


3. Самостоятельная работа

1.Составить индивидуальный режим дня и соблюдать его.

2. Соблюдать правила личной гигиены.


4. Практические работы.

1.Исследовательская работа. « Влияние окружающей среды на здоровье человека.»

2. .Исследовательская работа. «Болезни грязных рук»

3.Практическая работа. «Режим дня».

4. Реферат «Здоровые и вредные привычки»


Тема №2 (33 ч.)

Я и мое общение

Задачи:

  • Способствовать осознанию человеческой личности с позиции ее самоценности.

  • Помочь осознать взаимоотношения между людьми с позиции объединения людей и сохранения добрых отношений.

  • Воспитание потребности быть хорошим (настоящим) другом, находиться в постоянной работе над собой; сохранять качества, помогающие укреплению дружеских взаимоотношений.

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания


^ 1.Основные вопросы

Узнаем друг друга. Способы знакомства с людьми разного возраста в различных ситуациях.

Кто «Я»? Мое имя, я – в моем представлении, я - глазами других людей.

Быть человеком- значит…

Мир эмоций и чувств. Распознавание своих эмоций и чувств, определение пользы и вреда эмоций

Мои возможности. Что Я умею? Каким себя вижу взрослым?

«Ты» и «Вы. Определение жизненных ситуаций с использованием слов «Ты» и «Вы».

Волшебные слова. Вежливые слова.

Слова, мимика и жесты.

Общение. Слово- великое дело. Слова, выражающие отношения между людьми.

Речевой этикет. Интервью, шутка, комплимент

Портрет семьи. Роль семьи в жизни человека, уважение в семье.

Общение и настроение. Общение и дружба- ценности человеческой жизни. Слова, которые поднимают и портят настроение.

Как мы видим друг друга.

Умение владеть собой.

Мои друзья- одноклассники.

Мы смеемся.

Богатство человека: семья, родители, друзья.

Доброе имя. Память о добрых делах, теплота, нежность, любовь, надежда родителей.

Сила духа.

Скажи, кто твой друг? Доброта, надежность, отзывчивость, верность, терпимость.

Слова выражения благодарности.

Уважая себя, уважай других.

Ложь, неправда, обман.

Надо ли прислушиваться к советам родителей?

Язык, мимика, жесты как средства общения. Навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, атмосфера доверия.

Конфликт. Столкновение мнений, взглядов, состояние, эмоции в конфликте, выход из конфликтного состояния. Варианты примирения.

Общение по телефону. Телефоны служб спасения, общение со знакомыми и незнакомыми людьми.

Любят того, кто не обидит никого. Практика общения.

Доброта к людям. Вежливость, воспитанность, миролюбие.

Моя семья- мое богатство. Взаимоотношение поколений в семье: дети, родители, бабушки, дедушки.

Хороший собеседник- слушатель. Умение выслушивать речь собеседника, поддерживать разговор.

Отзывчивость, внимание, помощь.


^ 2.Требования к знаниям и умениям.

Знать основные правила этикета.

Уметь владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные слова"

Уметь вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности.

Уметь свои мысли и чувства передавать и в письменном виде.

Уметь правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.

Уметь видеть и чувствовать причину конфликта, находить способы выхода или предотвращения его.


^ 3. Самостоятельная работа

Правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.


4. Практические работы.

  1. Тест. «Характеристика уровня сформированности умения решать проблемы во взаимоотношениях людей».

  2. Конкурс рисунков. «Портрет моей семьи»

  3. Сочинение «Мой друг»

  4. Тест. «Хороший ли ты сын (дочь)?»


Тема №3 (33 ч.)

Я и мое поведение

Задачи

Способствовать осмыслению понятий «поведение», «культура поведения», «культурный человек»; осмыслению единства внутренней (мысли, чувства) и внешней (поведение, поступки) культуры, составляющих истинную культуру человека.

  • Развитие интереса и уважительного отношение к народным праздникам, традициям; к традициям семьи, школы.

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).




  1. Основные вопросы.


Культура поведения человека. В общественных местах.

Я- гость театра. Культура поведения в художественных заведениях.

Семья вместе- и душа на месте. Отношение к членам семьи.

Товарищество и дружба.

Мальчики и девочки.

На лоне природы.

Права и обязанности школьников. Понятия: свобода человека, неприкосновенность, достоинство.

Наши праздники. Понятия «культура», «культурный человек»,праздники: народные, семейные, школьные, нормы этикета.

Школа- наш дом. Правила поведения в школе.

Приглашаем в гости. Правила гостеприимства.

Собираемся в гости. О поведении в гостях Правила для гостя.

Обычаи и традиции народов.

Экология вокруг нас. Представление об экологии. Правила поведения в природе.

Я на улице. Культура поведения с незнакомыми людьми.

Добрые дела. Культура поведения со стариками, малышами, инвали­дами, больными.

Культура поведения человека наедине с собой.


Культура поведения человека в общении с книгой.

Я в транспорте. Виды транспорта, история развития транспорта, правила поведения в транспорте.

Я у памятника. Память о народном подвиге, правила поведения у памятников.

Чувства и поступки. Громкий смех , крик, гнев, радость.

Человек отражается в своих поступках. Признание своей ошибки, своей вины в различных ситуациях.

Культура поведения в играх с друзьями. Справедливость, честность, аккуратность.

Как противостоять насилию. Состояние жертвы, испытывающей насилие; понятие о необходимости знания законов и их исполнении.

Человек и его манеры.

Они защищали Родину.

Гуманизм, милосердия, общечеловеческие ценности.

Я - ученик. Устав школы, традиции, обычаи, соблюдение.

Мой адрес в этом мире. Россия -Родина моя.

Мужественные мальчики. Понятие о мужественности. Патриотизм.

Женственные девочки. Понятие о женственности.

Отношение к труду (трудолюбие) Польза труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.


^ 2.Требования к знаниям и умениям.


Знать и соблюдать правила поведения в общественных местах,

в художественных заведениях.

Знать и соблюдать правила поведения в природе.

Знать и соблюдать правила гостеприимства, поведения в гостях.

Уважительно относиться к народным праздникам, традициям.


3. Самостоятельная работа

Соблюдать правила поведения в различных ситуациях.


4. Практические работы.


1.Конкурс рисунков « Наши праздники»

2.Конкурс рисунков «Школа- наш дом»

3.Сочинение «Добрые дела»

4.Реферат «Как избежать отравлений?»

5 Тест. « Умею ли владеть собой?»

6. Тест. Определение уровня воспитанности учащихся


Тема № 4 ( 33 ч.)

Я и мой внешний вид

Задачи:

  • Развитие потребности видеть в человеке прежде всего положительные черты.

  • Развитие умения видеть красивое в лицах людей, в их внешнем облике, обращая внимание и на себя.

  • Развитие потребности в соблюдении гигиенических норм, учить следить за чистотой своего лица, тела, волос и одежды.

  • Содействовать правильному пониманию проявлений женственности и

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


^ 1.Основные вопросы


Улыбка, взгляд.

Волосы, прическа, образ. Зависимость внешней красоты от потребности соблюдения гигиенических норм.

Одежда. Понятие об одежде, определение своего стиля в одежде.

Мода для мальчиков. Мода для девочек.

Коса-девичья краса. Прическа.

Только о мальчиках.

Бал красоты.

Культура разных народов. Костюмы народов Башкортостана. Уважение к традициям и культуре разных народов.

Мода, стиль. Появление моды в России, отношение к моде передовых русских просветителей 18 века.

Мода, вкус. Значение цвета в природе и одежде человека, свойства

цвета, сочетание с другими цветами.

Тайна обоняния. Запахи в природе и запах человека, влияние запахов на человеческий организм, правила использования духов.

Предметы личной гигиены. Правил соблюдения личной гигиены- залог здорового и красивого внешнего вида.

Гардероб и уход за ним. Предметы личной гигиены, одежда, самочувствие.

Будничная и праздничная одежда.

Встречают по одежде. Женственность и мужественность в одежде.

Свойства цвета. Сочетание цвета с другими цветами отражается на лице, создает настроение.

Стили в одежде. Спортивная одежда, ее предназначение.

Классический, романтический стиль одежды.

Фольклорный стиль.

Красота русской женщины в национальном костюме. Изображения, запечатленные на полотнах известных художников XIX в.

Образ русской женщины в « поэзии»: « лебедушка», «пава», «утушка».

Красивая улыбка.

Внешний вид и профессия.

Сезонная одежда.

Все разные – все равные. Разнообразие человеческих типов, различие между людьми, терпимое отношение к различиям в поведении людей

Имидж делового человека. Чувство прекрасного, ответственность к созданию собственного имиджа, имиджа будущей профессии и имиджа будущей компании.

Немного о банях. Водные процедуры.

Женская и мужская косметика.

Идеал красоты. Взаимодействие Добра и Красоты.


^ 2. Требования к знаниям и умениям.


Уметь видеть красивое в лицах людей, в их внешнем облике, обращая внимание и на себя.

Уметь следить за чистотой своего лица, тела, волос.

Уметь определять свой стиль в одежде, в прическе.

Уметь подбирать предметы личной гигиены и использовать их с учетом индивидуальных особенностей.


3.Самостоятельная работа

Следить за чистотой своего лица, тела, волос.


  1. Практические работы.




  1. Презентация «Одежда. Костюм. Мода»

  2. Презентация « Стиль в одежде»

  3. Мастер-класс « Коса-девичья краса»

  4. Реферат «Красота русской женщины в национальном костюме».



I V. Методическое обеспечение.


Говоря о методах нравственного воспитания, целесообразно придерживаться универсальных классификаций. (Работа с таблицей)


Методы,

формирующие

сознание

Методы,

формирующие

поведение

Методы,

стимулирующие

поведение

Метод

примера

Диспут

Рассказ

Беседа

Лекция

Убеждение

Пример и др.

Упражнение

Тренинг

Игра

Приучение

Соревнование

Пед. поручение

Поощрение

Наказание

Взрыв

Пед. поручение

Пример как метод


Целесообразно рассмотреть и современные классификации методов воспитания на основе направленности и по воздействию на сущностные сферы человека.

Классификация методов воспитания на основе направленности:

1 группа: Методы воздействия на сознание, чувства и волю учащихся

(беседа, убеждение, метод примера, взаимопросвещение, взаимоубеждение, проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы

2 группа: Методы организации деятельности и формирования опыта

общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты, воспитывающие ситуации, педагогическое требование,

общественное мнение).

3 группа: Методы регулирования, коррекции и стимулирования

поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка, организационно- деятельностные игры)

наказание, педагогическая поддержка).

4 группа: Диагностические методы (анкетирование, тестирование,

шкалирование, ранжирование, социометрия, недописанный тезис)


^ Приложение 1. Тест.

Характеристика уровня сформированности умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.

1.Тебя кто-то обидел. Ты:

       а) ответишь тем же;

       б) промолчишь; 

       в) ударишь его;                                      

       г) обидишься и отойдешь в сторону; 

       д) выяснишь причину поступка этого человека, объяснишь, что тебе это     неприятно.

2.Ты можешь почувствовать настроение другого человека? 

       а) да;                                                         

     б) нет; 

      в) да, если этот человек хорошо мне знаком. 

3.Стараешься ли ты определить настроение человека, с которым общаешься?

      а) да;

     б) нет, мне это неинтересно; 

     в) да, но не всегда получается.

4.Почему ты общаешься с другими людьми?

    а) потому что мне нравится общаться;

    б) чтобы меня заметили, похвалили;

    в) приходится общаться, так как я живу среди людей;

   г)    потому что если я буду с ними общаться, они помогут решить мои проблемы;

5.Прощаешь ли ты чужие ошибки?

    а) да;                                                          

    б) нет; 

    в) всегда;                                                      

    г) иногда. 

Интерпретация.

Высокий уровень: 1-д; 2-а; 3-а; 4-а; 5-а,в.

Средний уровень: 1-б; 2-в; 3-в; 4-б,г; 5-г.

Низкий уровень: 1-а,в,г; 2-б; 3-б; 4-в; 5-б.

^ Высокий уровень. Для детей данного уровня характерно осознанное о правилах общения, способах бесконфликтного общения. Дети этого уровня отзывчивые, добрые, способные помочь любому человеку.

^ Средний уровень. Для детей данного уровня характерно знание некоторых способов бесконфликтного общения. Правила общения соблюдают только, если будет контроль со стороны взрослых. Дети данного уровня отзывчивые, но помогут только если их попросить. Решают проблемные ситуации при небольшой помощи взрослых.

^ Низкий уровень. Дети данного уровня не имеют представления о правилах общения, Недоброжелательны, агрессивны, не могут самостоятельно решить проблемную ситуацию.


^ Приложение 2. Занятие по этикету (1 класс)



следующая страница >>