velikol.ru
1

Библио-шоу и другие крупные проекты



Людмила Николаевна Муравьева,
Татьяна Валерьевна Рудишина
методисты ЦГДБ им. А.Гайдара
Москва

В нашей библиотечной жизни нам подчас приходится выступать в необычной для себя роли. Вместо тихого, неспешного книжного общения в диалог с читателем врываются несвойственные традиционной библиотечной работе ритмы, звуки и настроения.

Мега-, гала-, шоу- и другие крупные проекты стали нормой в библиотеках, во всяком случае, публичных. Привлечь, отвлечь, завлечь, организовать праздник, заявить о себе. Не будем дискутировать, хорошо это или плохо. Это данность. Лучше попытаемся проанализировать эти небиблиотечные, масштабные мероприятия с точки зрения библиотечной режиссуры.

Во-первых, надо осознавать, что подобные библио-шоу стоят дорого и необходимо иметь финансовую поддержку. Совершенно сознательно мы начинаем разговор не с содержательной, а с финансовой стороны. Кстати, написание сценариев массовых праздников тоже стоит недешево. Это так, к сведению.

Во-вторых, при организации этих мероприятий целесообразно, хотя бы в качестве консультантов, привлекать профессионалов. Есть профессия – режиссер массовых праздников. Люди этой профессии работают
в домах культуры, клубах. Они, кстати, могут вам помочь выйти на яркие, самобытные творческие коллективы города.

В-третьих, праздник не может происходить часто! Иначе он (в том числе из-за отсутствия средств) быстро им быть перестает.

Четвертое условие, которое необходимо соблюдать: жесткий хронометраж, четкость и, пожалуйста, никакой импровизации, строго следуйте сценарию! Это условие очень сложно соблюдать библиотекарю, в работе которого очень даже приветствуется импровизация. Именно живой разговор больше всего ценит наш читатель. Но законы сцены несколько другие! Постарайтесь, чтобы праздники были лаконичными и динамичными.

Нам надолго запомнился праздник, посвященный 150-летию Владимира Гиляровского, который организовывал Комитет по культуре Москвы. Был найден сценарный ход: весь вечер на сцене разворачивался процесс создания газеты со всеми газетными жанрами – все-таки главное в многосторонней фигуре Гиляровского то, что он был репортером…

Так, для «передовицы» на сцену пригласили историка, краеведа, знатока Москвы Сигурда Оттовича Шмидта. И крупный ученый «уложился» в три отведенные ему минуты! Концертные номера, специально подобранные, раскрывали ту или иную сторону биографии писателя: казачий хор, акробаты, стилизованные под циркачей начала ХХ века, духовой ансамбль пожарных, документальная хроника, фрагмент с беспризорниками из «Норд-Оста»… Все не случайно… А когда закончился вечер, мальчишки-газетчики хлынули в зал, раздавая номер «Московского листка», посвященного дяде Гиляю. Все было продумано до мелочей. Но главным нашим потрясением стало, что действо длилось 50 минут, но уже несколько лет мы до деталей помним этот праздник и саму атмосферу, царившую в тот вечер. Мы уходили с чувством гордости за свою причастность к «Москве и москвичам». Значит, главная задача праздника была выполнена!

Пятое. Об этом непросто говорить библиотекарю: коллеги, при написании сценария крупного праздника вам пригодится внутренний призыв «Меньше библиотечного, больше зрелищного». Да-да, все, даже самые умные слова ведущего сократите наполовину от первоначального варианта. Кстати о ведущих: если есть такая возможность, пусть ими будут профессиональные актеры или старшеклассники, занимающиеся в театральном коллективе.

Шестое. Это звуковое и визуальное сопровождение праздника. Огромное значение имеет, что звучит
в фойе, пока собираются гости, как «одета» сцена. Современные информационные технологии позволят вам сделать в режиме «Презентации» постоянно меняющееся слайд-шоу.

Седьмое. Праздник – это еще и подарки. Здесь нельзя скупиться на рекламные буклеты, сувениры, какие-то приятные мелочи, с которыми гости праздника будут расходиться по домам.

Нам не раз самим приходилось бывать и организаторами, и зрителями масштабных праздников. Хочется привести несколько примеров из практики библиотек Москвы.

Одной из первых, кто начал осваивать крупные формы, была ЦГЮБ имени М.А.Светлова. Она организовала совместно с пищевым хладокомбинатом «Айс-Фили» праздник мороженого. Праздник носил отчасти профориентационный характер. Вместе с тем, именно библиотека привнесла в это очень далекое от библиотеки шоу культурологический аспект, подготовив интереснейшую викторину «Мороженое в мировой истории, в литературе и искусстве». Вы помните Старика Хоттабыча, заболевшего ангиной после того, как он съел много-много мороженого в цирке? А Мальчика-пажа, протягивающего заплаканной Золушке вазочку с шариками пломбира? Это классика отечественного кинематографа. И она здесь так уместна! А легенды о Гайдаре, угощавшем мороженым клинских мальчишек и девчонок в далеком 1939 году! Фокусники, клоуны и мороженое стилистически тоже из одного праздничного ряда. А конкурс на самое оригинальное название нового сорта, а эскизы обложек! Да мало ли что можно тут придумать, чтобы угощение в конце стало красивым финалом интересного, познавательного, веселого праздника. Почти в каждом населенном пункте есть «вкусные» заводы и фабрики, открытые к сотрудничеству.

Праздниками чтения славится ЦБС «Кунцево». Это шоу в кинотеатрах на открытии Недели детской книги. 18 мая этого года прошла библиотечная акция «Пусть книги друзьями заходят в наш дом». В программе акции состоялись: передача книг в дар Детской клинической больнице № 9 им. Г.Н.Сперанского, награждение победителей библиотечного конкурса «Лидер чтения – 2005 года», презентация детского журнала, литературный турнир – кто больше выиграет книг для школьной библиотеки, награждение победителей конкурса плакатов «Я люблю читать» и конкурса юных художников «Моя любимая книга». И все эти книжные события перемежались выступлениями фольклорного ансамбля «Крапива», поющего детского поэта Александра Пинегина, парадом литературных героев в исполнении солистов детского музыкального театра «Златоцвет». На празднике каждый участник получил в подарок книгу издательства «Росмэн», журналы «Миша» и «Детское чтение для сердца и разума», газету ЦБС «Кунцево». Акция проводилась при поддержке Управы «Крылатское».

Одним из самых масштабных праздников нашей библиотеки вот уже пять лет являются литературные костры в Сокольниках. Автор идеи – писатель Сергей Сухинов, в чьем детстве случились литературные костры Корнея Ивановича Чуковского в Переделкине.

В конце мая в парке Сокольники на территории бывшей усадьбы Ляминых (это там, согласно легенде, проходила «Елка в Сокольниках») команды читателей из разных школ города собираются, чтобы посоревноваться в литературных знаниях, позаниматься в мастер-классах, которые проводят известные писатели, художники, актеры, журналисты, принять участие в разнообразных состязаниях, нарисовать на асфальте обложку любимой книги. И, конечно, зажечь костер. Каждый год литературный костер, придерживаясь общей выработанной схемы, меняет тематику. Так, в 2003 году костер (а он проходил 24 мая) был приурочен к Дням славянской культуры и письменности; в 2005 – 60-летию Победы.

Наша библиотека носит имя Аркадия Петровича Гайдара. 100-летий юбилей писателя мы отметили литературным костром, постаравшись обозначить все грани таланта Гайдара. Все мастер-классы проводили по следующим направлениям: «Пишем сказку» (вел писатель-сказочник Сергей Седов), «Работаем журналистами» (вел журналист Михаил Довженко), «Пишем киносценарий» (вел киносценарист Сергей Георгиев), «Иллюстрируем книги Гайдара» (вела художник-иллюстратор книг, в том числе Гайдара, Евгения Двоскина).

Аркадий Гайдар был профессиональным военным, поэтому военная тема громко прозвучала на нашем празднике: мастер-класс вел преподаватель Суворовского училища, флаг поднимали юные суворовцы, играл военный оркестр. Весь праздник был пронизан атмосферой 30-х годов прошлого века. Звучала музыка, спортивная эстафета включала
в себя элементы подвижных игр того времени, воспроизводились дворовые игры (в том числе «расшибалочка» от Мишки Квакина). В кинозале демонстрировались кинофильмы по произведениям Аркадия Гайдара. Мы старались стилистически не выпасть из гайдаровской поэтики и, надеемся, что нам это удалось.

Возвращаясь к началу разговора, еще раз скажем: да, крупные праздники и акции нельзя назвать библиотечной формой работы. Но, кто столкнулся с необходимостью громко заявить о своей библиотеке, привлечь внимание общества к нашим возможностям, может воспользоваться нашими советами.