velikol.ru
1



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение……………………………………………………………………….. 3

  2. Аналитическая часть………………………………………………………….. 5

  3. Проектная часть………………………………………………………………. 10

  4. Заключение……………………………………………………………………. 13

  5. Список используемой литературы………………………………………….. 15

  6. Приложение …………………………………………………………………... 16



ВВЕДЕНИЕ

Вопрос не в том, хотим ли мы или нет жить в информационном обществе.

Будучи открытой страной и играя заметную роль в международной жизни, мы уже являемся его частью.

В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в организации учебного процесса.

Использование ИКТ в преподавании географии имеет ряд преимуществ:

  • Во-первых, это экономит время.

  • Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.

  • В-третьих, повышает мотивацию обучения, интерес учащихся к урокам.

  • В-четвертых, применяя ИКТ, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и то же несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Можно назвать и ряд других преимуществ, почему мы должны использовать ИКТ на уроках географии.

Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником.

Использование ИКТ при выводе изображения на большой экран может существенно повысить наглядность обучения.

При информационно-коммуникационных технологиях обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы, которые являются наиболее характерными для процесса преподавания географии и имеют специфические способы реализации и особые функции. К ним относятся следующие принципы: научности, сознательности, доступности, активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, наглядности.

Принцип научности реализуется при обучении географии в нескольких аспектах:

- в оптимизации процесса отбора учебного материала на основе применения учителем анализа статистических данных и геоинформационных систем;

- в улучшении способов изложения основных географических закономерностей с помощью создания учебных моделей;

- в повышении эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения.

Принцип сознательности в условиях компьютеризированного учебного процесса обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, а также предоставлением обучаемому широкого спектра программного обеспечения, использование которого способствует повышению осознанности в действиях обучаемых и улучшению качества усвоения материала.

Принцип доступности реализуется благодаря широким возможностям компьютера по предоставлению учащимся вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержки.

Принцип активности обучаемого изначально заложен в процесс компьютерного обучения, так как инициатором работы за компьютером всегда является пользователь.

Принцип систематичности и последовательности воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи порций системно организованного учебного материала, подлежащего усвоению.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и способов деятельности в условиях компьютеризированного учебного процесса приобретает практически гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времена на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях.

Принцип наглядности реализуется в перекрестно-связанной форме представления материала, построенной на символических системах формы, цвета и текста.


^ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Использование ИКТ дает возможность индивидуализации образования, повышения мотивации и эффективности обучения. Наряду с оптимизацией образовательного процесса для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду.

Для применения ИКТ необходимо прежде всего создать материально-техническую базу.

В школе создан кабинет географии, который оборудован автоматизированным рабочим местом учителя, имеющим выход в сеть Internet, и оснащен мультимедийным оборудованием, интерактивной системой для голосования Votum, медиатекой.

Так же для проведения уроков географии используется компьютерный класс и интерактивная доска.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств, которые учитываются при планировании деятельности учителя и учащихся:

  • на уроках усвоения нового материала используется демонстрационная программа, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

  • на уроке закрепления применяются программы-контролеры, при использовании которые закрепляют полученные знания и необходимые навыки по изученной теме;

  • для контроля знаний по предмету, используя ИКТ, используются тестовые контрольные задания, способствующие индивидуализации и дифференциации обучения;

  • на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.

Активное внедрение в учебный процесс электронных учебников, интерактивных атласов, цифровых образовательных ресурсов, созданных как учителем, так и учащимися, способствуют повышению качества географического образования.

В кабинете географии имеется медиабиблиотека, которая включает в себя:

  • Начальный курс географии, 6 класс, автор Петрова Н.Н.;

  • География. Наш дом – Земля, 7 класс, автор Душина И.В. и др.;

  • География. Природа России, 8 класс, автор Раковская Э.М.;

  • География. 6-10 классы, Республиканский мультимедиа центр;

  • Экономическая и социальная география мира. 10 класс, автор Максаковский В.П. и др.;

  • Путешествие по краю Вселенной, Медиа-холдинг «Приамурские ведомости»;

  • Интерактивные атласы: «Азиатско-Тихоокеанский регион: история, география, экономика», «Физическая география Хабаровского края», «Экономическая и социальная география Хабаровского края»;

  • Собственные презентации к урокам географии и презентации из опыта учителей других школ, а также архив презентаций, созданные учащимися школы;

  • Контрольно-измерительные материалы по курсу география;

  • Архив фото и видеоматериалов по предмету.

Школьники систематически используют пособия медиатеки, имеющейся в кабинете географии.

На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного материала используется:

  • мультимедийные путеводители – интерактивная справочная информация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами;

  • мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.

Используя программу CorelDRAW и другие дизайнерские программы созданы и используются фрагменты мультимедийных приложений: «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектоническим и физическим картам», «Определение по климатической карте суммарной солнечной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны» и другие. Использование этих фрагментов позволяют учащимся увидеть причинно-следственные связи между явлениями природы, событиями и т.д.

Для каждой практической работы определены цели, разработаны задания и справочный материал. Учащимся предлагается сопоставить карты, заполнить таблицы, сделать выводы. После завершения работы предлагается выполнить контролирующие оценочные тесты. Для активизации знаний включаются в ход урока игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационно-коммуникационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Замечательно, что появились учебные электронные издания, в том числе по географии. Но как ни похожи уроки разных учителей, работающих по одинаковым учебникам, так не похожи будут и компьютерные уроки разных авторов. Учитель – профессия творческая, поэтому и стандарты образования отрабатываются в разнообразных формах.

Так в курсе экономической и социальной географии России созданы мультимедийные презентации по отдельным социально-экономическим районам нашей страны, что способствует созданию «образа территории» в сознании учащихся, что является одной из целей изучения географии России. Скажем сразу, что эта цель вполне могла быть достигнута и прежними традиционными средствами изучения. К ним относятся разнообразные словесные, наглядные источники информации: тексты, транспаранты, видеофрагменты, фотографии, слайды, карты, статистические данные. Использование всех этих средств обеспечивало максимальную реализацию дидактического принципа наглядности обучения. Но учитель-практик знает, как сложно обеспечить все эти источники на каждом уроке. Нужна серьезная предварительная работа, необходимо обеспечение определенной культуры работы с фотографиями, слайдами, схемами, т.е. нужна разнообразная техника, да и просто соответствующее оформление кабинета на уроке. При создании компьютерных презентаций, во-первых, проводится подготовительная работа: консультации, методическая помощь, знакомство с требованиями к созданию мультемедийных презентаций, формирование навыков оценки и самооценки готовых работ, во-вторых, все средства наглядности размещаются в компьютере и демонстрируются на уроке с помощью мультимедийного проектора, что существенно упрощает процесс его проведения. В этом случае принципиальных отличий в содержании «прежнего» и «нового» урока нет, но существенно меняется его оформление. Новая форма предъявляет следующие требования к содержанию:

  1. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом.

  2. Каждая из этих частей должна быть относительно невелика по объему, с тем, чтоб она была хорошо читаема на экране.

  3. Текстовые составные части целесообразно сопровождать картосхемами, диаграммами, фотографиями.

  4. Необходимо отбирать фотоматериалы, наиболее точно показывающие специфику территории.

  5. Качество фотоматериалов не должно ухудшаться при их увеличении.

Этим же требованиям должна соответствовать и контролирующая составляющая, если она предусмотрена.

Таким способом мы снова обеспечиваем принцип наглядности на уроке, но другими более современными и удобными средствами.

Эффективность такого урока очевидна. Он является информационно ёмким. Информация хранится и преподаётся в очень удобной и эстетичной форме. Реализация принципа наглядности является наиболее оптимальной. Происходит достаточно полное усвоение материала урока учащимися, что подтверждается результатами проверки знаний. Важно, что материал урока легко поддаётся перезаписи и воспроизведению любым учителем, что способствует обмену опытом между предметниками.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Чем дальше развивается современная цивилизация, тем больше появляется новой информации, в том числе и по географии. А значит, появляется больше источников, из которых можно получить нужные сведения. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам.

Применение ИКТ позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Чтобы сократить время на поиск нужной информации используется единая информационная сеть – Интернет, который является «хранилищем» различной информации. Он облегчает и ускоряет поиск нужного материала, который предоставляют различные источники: издательства, турфирмы, отдельные индивидуумы и другие.

Школа имеет выход в Интернет, что позволяет проводить интересные уроки по географии, либо давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть, либо самому подбирать необходимую информацию. Особенно это касается материала, изучаемого в старших классах. В 10 классе изучается курс «Экономическая и социальная география мира». Ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран мира. При этом получают и перерабатывают огромный объем информации.

Я согласен с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии.

Это только один пример использования Интернета на уроках, но я уверен, что в дальнейшем эта практика будет увеличиваться. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире. Сделать это, не имея доступа в Интернет, достаточно сложно.

Разнообразные формы проведения учебных занятий, использование в преподавании географии информационно-коммуникационных технологий помогает поддерживать интерес к предмету, способствует развитию у детей творческого мышления, коммуникативных навыков, формированию умений сбора, отработки и анализа информации.

Таблица 1

Показатель уровня знаний учащихся по географии за 2008-2009 учебный год


Предмет

Классы

Учитель

Успеваемость

Средний балл

Качество знаний

Степень обученности учащихся (СОУ)

Степень выполнения программ

География /

2008-2009уч.г.

6

Морозов А.С.

100%

4,5

100%

84%

100%

7

Морозов А.С.

100%

4

100%

64%

100%

8

Морозов А.С.

100%

4

50%

64%

100%

9

Морозов А.С.

100%

4,1

100%

69%

100%

10

Морозов А.С.

100%

4

100%

64%

100%

11

Морозов А.С.

100%

4,2

100%

71%

100%



Таблица 2

Показатель уровня знаний учащихся по географии за 2009-2010 учебный год



Предмет/ учебный год

Классы

Учитель

Успеваемость

Средний балл

Качество знаний

Степень обученности учащихся (СОУ)

Степень выполнения программ

География /

2009-2010уч.г.

6

Морозов А.С.

100%

4,7

100%

88%

100%

7

Морозов А.С.

100%

5

100%

100%

100%

8

Морозов А.С.

100%

4

100%

64%

100%

9

Морозов А.С.

100%

4,1

57%

73%

100%

10

Морозов А.С.

100%

4,1

100%

69%

100%

11

Морозов А.С.

100%

4,2

100%

71%

100%


Анализируя динамику показателей знания учащихся школы по предмету можно сделать вывод о том, что результат говорит о повышении мотивации и эффективности обучения, что связано с применением ИКТ на уроках.

^ ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

В современной жизни ИКТ занимают все большее место. И будущее образования неразрывно связано с использованием информационно-коммуникационных технологий. За последние несколько лет серьезно изменились возможности обучения детей. Происходит переоценка традиционных методов обучения. Современные технологии врываются в повседневную жизнь, не оставляя в стороне и школу. Компьютер сегодня не роскошь и не игрушка, это инструмент получения информации и накопления знаний. Владение им позволяет быстро и качественно усваивать имеющуюся информацию и даёт возможность создавать и обмениваться собственными разработками и экспериментами.

В обучении географии огромное значение играет фактор наглядности. В своё время было выпущено большое количество всевозможных картин к уроку, диафильмов и слайдов. Сегодня на помощь приходят мультимедийные программы. Показать жизнь зарубежного города, природную зону, глубины океана - теперь это всё возможно. Но чрезмерное увлечение этими программами не должно превращать урок в киносеанс, прогулку по планете, нужен кропотливый отбор материала и обязательно его закрепление и отработка.

Работу в области применения ИКТ планирую продолжать и вывести ее на более высокий и качественный уровень. Основное внимание уделить двум направлениям компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни - неотьемлимая часть «интеллектуального багажа» современного человека. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета работать со следующими видами компьютерных программ:

  • Учебные

  • Тренажеры

  • Контролирующие

  • Демонстрационные

  • Имитационные

  • Справочно-информационные

  • Мультимедиа учебники

1. Учебные (наставнические) программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

2. Программы - тренажеры - предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемых уже усвоен.

3. Контролирующие программы - предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы - предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий

(картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты, которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать друг на друга», компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

5. Имитационные и моделирующие программы - предназначенные для

«симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

6. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Особое внимание планирую уделить освоению новых для себя средств обучения. А в частности применение системы интерактивного обучения Votum и интерактивной доски, которые являются инструментами для:

- повышения вовлеченности учеников в учебный процесс (использование на уроках графики, мультимедиа материалов повышает заинтересованность ребят);

- объективной оценки знаний учащихся (проставляя оценки по результатам тестирования в системе Votum, учитель опирается на баллы, полученные в результате тестирования, не принимая во внимание свое субъективное отношение к ученику);

- повышения ответственности учителя за поставленные оценки учащимся (в случае предъявления претензий к учителю со стороны самих учащихся, их родителей, руководства по поводу занижения или завышения оценок учитель может подтвердить поставленную оценку объективными данными из отчетов Votum);

- оценки эффективности и качества обучения (применяя новые методики обучения, можно проследить, насколько они эффективны, сравнивая отчеты Votum за разные периоды обучения);

- проведение не только контрольных и экзаменационных работ, тестирования но и для проведения уроков (Votum позволяет структурировать информацию, выделять наиболее важные тезисы в изучаемом материале, помогает ученикам правильно построить ответы, использую слайд – презентации Votum).

Применение:

  1. В начале урока:

а) адекватной оценки аудитории: начальный уровень знаний школьников, ключевые области интересов аудитории;

б) быстрого включения аудитории в учебный процесс;

с) проверки домашнего задания.

2. В середине урока:

а) постоянной поддержки обратной связи с аудиторией;

б) повышения уровня внимания обучающихся;

с) контроля степени усвоения получаемых новых знаний;

3. В конце урока:

а) проведения первичной проверки усвоения новой темы;

б) итоговой проверки знаний учащихся.

Применение данных инструментов, на мой взгляд, позволит в дальнейшем более плодотворно работать по повышению качества знаний, степени обученности учащихся, улучшит усвоение материала, создавать мультимедийные проекты и разнообразит обучающий процесс, что обеспечит качественный переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


  В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. Одним из направлений модернизации всей системы образования, и географического в частности, в нашей стране является внедрение информационно-коммуникационных технологий. Применение в обучении компьютера в сочетании с интерактивной доской, мультимедийным проектором и другими средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

Какие же достоинства есть у применения ИКТ в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование ИКТ создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления « диалога» с источниками знаний. А сочетание света, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей (настенные карты, картины, карты, слайды, видеофрагменты, анимационные схемы и пр.) можно хранить в цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и пр.) и при необходимости выводить на большой экран.

Применение ИКТ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложности, интересы и пр.

Среди сложностей применения ИКТ можно выделить такие диспропорции в отношении объема получаемой и усвояемой информации, трудности ориентирования в информационном потоке: необходимость индивидуализации и дифференциации обучения, несопоставимость человеческого и компьютерного мышления, определение путей сочетания традиционных и ИКТ средств обучения.

Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо находить оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения.


Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г. Компьютерные технологии в школьной географии. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2004.

  2. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».

  3. Методическое пособие по использованию интерактивной системы голосования Votum.

  4. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.

  5. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

  6. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

  7. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

Список Интернет-сайтов, полезных для использования на уроках:

  1. www.edu.ru  Российское образование Федеральный портал.

  2. festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков.

  3. www.eidos.ru Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель».

  4. www.rsci.ru Гранты. Фонды. Конкурсы. Конференции.

  5. www.eidos.ru/olimp  Всероссийские дистанционные олимпиады.

  6. www.edic.ru  Большой энциклопедический и исторический словарь.

  7. www.rubricon.ru Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники.

  8. www.animashki.ru Коллекция анимашек и картин по истории и географии.

  9. www.5ballov.ru Портал новостей образования, вузов, тестов, рефератов.



ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Презентации учителя.

  2. Работы учащихся.