velikol.ru
1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Понятие и сущность местного самоуправления………….5

ГЛАВА II.Формы осуществления местного самоуправления………14

§1. Органы местного самоуправления………………………………..17

§2. Местный референдум……………………………………………....20

§3. Сходы граждан………………………………………………………22

§4. Территориальное общественное самоуправление………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………28

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 12 Конституции РФ «В Российской федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти». Таким образом, Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны.

Развивая конституционную модель местного самоуправления, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).

В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления.

Цель данной курсовой работы рассмотреть понятие и сущность местного самоуправления, а также формы его осуществления. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие «местное самоуправление»;

  • Раскрыть сущность местного самоуправления;

  • Рассмотреть и раскрыть формы осуществления местного самоуправления.

В данной работе были использованы труды таких авторов как: Баранчиков В.А., Дмитриев Ю.А., Постовой Н.В., Фадеев В.И. и других.

ГЛАВА I. Понятие и сущность местного самоуправления

В современной юридической литературе имеются различные определения местного самоуправления, которые хотя и отличаются в своих формулировках, тем не менее, близки по своему содержанию.

Так, В.И Фадеев, углубляя свое понимание местного самоуправления, пришел к выводу о том, что местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

  1. основы конституционного строя;

  2. права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

  3. формы народовластия1.

Это определение соответствует основным взглядам, излагаемым учеными в учебниках и научных трудах по муниципальному праву. Не возражая по существу против такой трактовки местного самоуправления, следует отметить, что третья черта в этом определении должна быть первой, поскольку властность местного самоуправления составляет его сущность. Действительно, местное самоуправление как форма народовластия является важнейшим его качеством и поэтому является основой конституционного строя Российской Федерации.

Шугрина Е.С. определяет местное самоуправление России в нескольких аспектах. Опираясь на Европейскую хартию местного самоуправления и Конституцию РФ, автор определяет местное самоуправление как:

ГЛАВА II. Формы осуществления местного самоуправления

Широкая децентрализация мест обязательно должна дополняться внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное публичное управление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» термина «местное самоуправление».

Как же раскрепощать самоуправленческие потенции людей? Это вопрос из разряда неисчерпаемых. Однако можно сформулировать принципиальный подход к его разрешению. Воспользуемся для этого рассуждениями М.А. Краснова. Признавая необходимость развития организационной самодеятельности населения, он выступает против институционального смешения государственно-аппаратных и общественно-самодеятельных структур, т.е. против смешения публично-властного и общественного. Процесс их сближения, по мысли М.А. Краснова, должен быть естественным. В противном случае мы вновь станем свидетелями фактического огосударствления (в смысле обюрокрачивания) общественных формирований по месту жительства. Что же касается правового регулирования «общественной ветви» самоуправленческого движения, то оно должно сводиться не к закреплению структуры и компетенции общественных органов, а к формированию условий их свободного создания, развития и даже отмирания. Покусившись же на внутреннюю жизнь самодеятельных формирований, государство в зародыше убьет управленческие клетки, которые при правильном уходе за ними могли бы в будущем составить ткань реального самоуправления, стать очагами формирования психологии свободы и самоответственности2.

§ 1. Органы местного самоуправления

Конституционное право местного населения самостоятельно определять структуру местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ) обеспечивает большое разнообразие моделей организации аппарата публичной власти на местах. Этот принцип, общий для всех субъектов Российской Федерации, позволяет местному населению сформировать такие органы управления муниципальной собственностью, другими социально-экономическими отраслями местного хозяйства, которые будут осуществлять свои полномочия в соответствии с интересами развития территории муниципального образования.

Конституционные нормы и федеральное законодательство о местной организации власти дают необходимые основания для определения структуры местного самоуправления в узком и широком смысле слова. В узком смысле – это система органов, через которую осуществляется местное самоуправления на данной территории. В широком это понятие охватывает совокупность всех структурных подразделений местного самоуправления, а также функциональные связи между ними, возникающие в процессе решения вопросов местного значения3.

§2. Местный референдум

Местный референдум - утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения - органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным референдумом.

Как элемент конституционной системы, местный референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, Федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (ст. ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований.

§ 3. Сход граждан

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.


§ 4. Территориальное общественное самоуправление

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Названное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Границы указанных территорий устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний, конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, несмотря на законодательное определение местного самоуправления в юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно данного понятия. Однако, суть содержания определений сводится к тому, что местное самоуправление есть деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Федеральный Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации.

Первая из них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

Эта роль определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления — его органов. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Другую группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государства в целом.

Отдельную группу составляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. N 4, ст. 445.

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ред. от 07 мая 2009 // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822; Российская газета. 2009. 13 мая.


^ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации. – М., 2005. 445 с.

  2. Берг. О.В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий – М., 2002

  3. Кокотов А.Н. Саломаткин А.С.Муниципальное право. – М., 2005. 384 с.

  4. Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. № 10. С.82.

  5. Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. – М., 1995. 301 с.

  6. Мирошкин Е.В. Исполнительный механизм в системе органов местного самоуправления. – М., 1998. 154 с.

  7. Муниципальное право Российской Федерации. / под. ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2000. 686 с.

  8. Муниципальное право. / под. Ред. Н.С. Бондаря. – М., 2002. 559 с.

  9. Омельчинко О.А. Самоуправление в федеральной Германии // Институт самоуправления: историко-правовое исследование. – М., 1995. 541 с.

  10. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М., 2000. 128 с.

  11. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М., 1995. 496 с.

  12. Фадеев В.И. Муниципальное право России. – М., 1994. 168 с.

  13. Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М., 1996. 268 с.




1 Фадеев В.И. Муниципальное право России. – М., 1994. С. 32-33.

2 Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. № 10. С.82.

3 Мирошкин Е.В. Исполнительный механизм в системе органов местного самоуправления. – М., 1998. С. 81.