velikol.ru
1

Психофизиологические особенности познавательной деятельности у младших школьников и механизмы школьных трудностей.

Учитель ГРК ТГАМЭУП Дымова И.В.

Уважаемые коллеги риск школьных трудностей зна­чительно возрастает при несформированности таких интегративных функций как зрительно-моторные и слухо-моторные координации. На реализацию интегративных функ­ций влияет, прежде всего, сформированность структур операционального блока мозга и функциональная зрелость коры.

У значительного числа детей, име­ющих факторы риска в развитии интегративных функций, это, по-ви­димому, связано с незрелостью длительно формирующихся в онтогенезе ассоциативных нейронных связей, что и сказывается на реализации анализаторных и интегративных функций.

Показательно, что на уровень раз­вития зрительно-моторных коорди­нации оказывают негативное влия­ние локальные дисфункции как лево­го, так и правого полушария, что позволяет связать дисфункции право­го полушария с нарушением зритель­ного восприятия, и левого - с вербаль­ной оценкой движений.

Итак, психофизиологические ме­ханизмы, обеспечивающие основные познавательные функции, у детей 7-9 лет нельзя считать сформиро­ванными, что еще раз подчеркивает необходимость учета этих особенно­стей при разработке и выборе мето­дик и технологий обучения.

Приведенные ниже в таблицах основные виды и причины труд­ностей письма, чтения, математики на начальных этапах обучения на­глядно показывают, что феномено­логически школьные трудности мо­гут проявляться одинаково, однако могут иметь разные причины и ме­ханизмы.

Таблица 2 ^ ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

   

Виды трудностей

Возможные причины

Тип трудностей

1

Трудности формирова­ния зрительного образа буквы (трудность запо­минания конфигурации графического элемента)

·    недостаточная сформированность зрительной памяти ·    недостаточная сформированность зрительно-пространственного вос­приятия ·    недостатки методики обучения (опора на принцип механического ко­пирования) ·    форсирование темпа обучения

специфические специфические неспецифические неспецифические

2

Трудность формирова­ния правильной траекто­рии движений при вы­полнении графического элемента

·    недостаточная сформированность зрительно-пространственного вос­приятия ·    недостаточная сформированность зрительно-моторных координации ·    форсирование темпа обучения ·    недостаточная сформированность зрительной памяти ·    недостатки методики обучения

специфические специфические неспецифические специфические неспецифические

3

Неспособность скопиро­вать графический эле­мент, букву (неровные штрихи, тремор)

·    недостаточная сформированность зрительно-моторных координации ·    недостаточная сформированность моторных функций ·    недостатки методики обучения

специфические специфические неспецифические

4

Ошибки в пространст­венном расположении элементов букв (верти­кальных, горизонталь­ных, зеркальное письмо)

·    недостаточная сформированность зрительно-пространственного вос­приятия

специфические

5

Не «видит» строку, нару­шает соотношение эле­ментов буквы, путает бук­вы «в-д», пишет «лишние элементы»: «и-ш», «л—м» или, наоборот, недописывает

·    недостаточная сформированность зрительно-пространственного вос­приятия » недостаточная сформированность зрительной памяти ·    недостатки методики обучения ·    форсирование темпа обучения ·    сильное функциональное напря­жение, трудность концентрации вни­мания

специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические

6

Неустойчивый почерк(не­ровные штрихи, различ­ная высота и протяжен­ность графических эле­ментов, растянутые, разнонаклонные буквы, тре­мор)

·    недостаточная сформированность моторных функций ·    нарушение зрительно-моторных координации ·    недостатки методики обучения ·    форсирование темпа обучения ·    выраженное функциональное на­пряжение и утомление

специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические

7

Сильный нажим, тремор

·    недостаточная сформированность моторных функций ·    нарушение координации движе­ний (неправильная поза,неправиль­ное положение ручки) ·    нарушение координации движе­ний в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением

специфические неспецифические неспецифические

8

Ошибки при письме: ·     пропуски согласных и гласных букв (опреде­ленного характера)

·    трудности звуко-буквенного ана­лиза ·    форсирование темпа обучения

специфические неспецифические

   

·    замены согласных букв, близких по звуча­нию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.) ·    недописывание букв, слогов

·    недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприя­тия ·    форсирование темпа обучения ·    форсирование темпа обучения ·    трудности концентрации внима­ния

специфические неспецифические неспецифические неспецифические

9

Не использует правила (заменяет буквы, слива­ет предлоги и слова, не ставит точку - не разде­ляет предложения и т.п.)

·    непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность ·    индивидуальные особенности ор­ганизации деятельности ·    педагогические недоработки

неспецифические неспецифические неспецифические

10

Ухудшение почерка, про­пуски, замены и т.п. при письме под диктовку

·    недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа ·    слишком быстрый темп письма

специфические неспецифические

11

Ухудшение почерка, за­мены и т.п. при списыва­нии

·    недостаточная сформированность зрительно-моторной координации ·    недостаточная сформированность зрительной памяти

специфические специфические

12

Очень медленный темп письма

·    затруднен звуко-буквенный ана­лиз ·    недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координации ·    индивидуальный темп деятель­ности

специфические специфические неспецифические



Таблица 3 ^ ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

   

Виды трудностей

·    Возможные причины

Тип трудностей

1

Плохо запоминает кон­фигурацию

·    недостаточная сформированность зрительной памяти ·    недостатки методики обучения

Специфические Неспецифические

2

Недостаточное различе­ние близких по конфигу­рации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении)

·    недостаточная сформированность зрительного восприятия ·    недостаточная сформированность зрительной памяти ·    недостатки методики обучения

Специфические Специфические Неспецифические

3

Перестановка букв при чтении (рак-кар, нос-сон)

·    недостаточная сформированность зрительного восприятия

Специфические

4

Замены букв, неправиль­ное произношение при чтении



·    недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, наруше­ния произношения, трудности арти­куляции

Специфические

5

Трудность слияния букв при чтении (каждая бук­ва читается отдельно, а вместе - трудно)

·    недостаточная сформированность зрительно-пространственного вос­приятия ·    недостаточная зрелость коры го­ловного мозга

Специфические Специфические

6

Пропуски слов, букв («не­внимательное» чтение)

·    функциональная слабость цент­ральной нервной системы • трудность концентрации внимания • выраженное утомление

Неспецифические Неспецифические Неспецифические

7

Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («споты­кающийся ритм»)

·    форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

Неспецифические

8

Быстрый темп чтения, но плохое восприятие про­читанного («механичес­кое» чтение)

·    форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

Неспецифические

9

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвиже­ния в течение года)

·    недостаточная сформированность зрительного восприятия ·    недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артику­ляции • трудности концентрации внима­ния (функциональное напряжение, утомление)

Специфические Специфические Неспецифические

10

Медленный темп чтения (есть продвижение в те­чение года)

·    индивидуальные особенности тем­па деятельности

Неспецифические









Таблица 4 ^ ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

   

Виды трудностей

Возможные причины

Тип трудностей

1

Плохое выделение и раз­личение геометрических фигур

·    недостаточная сформированность зрительного восприятия ·    недостаточная сформированность зрительной памяти ·    недостатки методики обучения

Специфические Специфические Неспецифические

2

Трудности правильного копирования простейшей геометрической фигуры с сохранением размер­ности пропорций

·    недостаточная сформированность зрительно-моторных координации ·    недостаточная сформированность зрительного восприятия ·    форсирование темпа обучения

Специфические Специфические Неспецифические

3  

Зеркальное письмо цифр «3-Е», «6-9», плохое различение цифр, близ­ких по конфигурации: 6-9, 9-2; переставляет цифры: 36-63

·    недостаточная сформированность зрительно-пространственного вос­приятия ·    недостаточная сформированность зрительной памяти

Специфические специфические

4

Замены цифр при вос­приятии на слух: семь-во­семь, три-четыре

·    недостаточная сформированность слухового восприятия

специфические

5

Трудность формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфи­гурации, соотношения элементов

·    недостаточная сформированность зрительно-моторных координации ·    недостаточная сформированность зрительного восприятия ·    недостаточная сформированность методики обучения ·    форсирование темпа обучения

специфические специфические неспецифические неспецифические

6

Сильный тремор, неров­ность штрихов, сильный нажим

·    недостаточная сформированность координации движений ·     неправильное положение ручки

специфические неспецифические

7

Неустойчивый почерк: цифры неровные, растя­нутые, нарушение кон­фигурации, соотношений штрихов, размеров цифр

·    недостаточная сформированность координации движений ·    неправильное положение ручки ·    сильное утомление ·    функциональное напряжение

специфические неспецифические неспецифические неспецифические

8

Трудности расположения заданий по вертикали и горизонтали, переста­новки

·    недостаточная сформированность зрительного восприятия ·    недостаточная сформированность пространственного восприятия

специфические специфические

9

Трудности выделения в задачах числовых данных, если они записаны сло­вами

·    трудности вербально-логического мышления ·     механическое чтение

специфические неспецифические

10

Фрагментарное воспри­ятие задания (задачи)

·    функциональная слабость цент­ральной нервной системы, повышен­ная утомляемость ·    механическое чтение

неспецифические неспецифические

11

Трудность переключения с одной операции на дру­гую в процессе деятель­ности

·    функциональная слабость цент­ральной нервной системы, повышен­ная утомляемость ·    индивидуальные особенности де­ятельности

неспецифические неспецифические

12

Трудности формирования математических понятий, усвоения законов, пра­вил. Трудность переноса вербальной инструкции в конкретное действие

·    недостаточная сформированность вербально-логического мышления ·    недостаточная сформированность речевого развития ·     недостатки






При подготовке материала использовались труды :

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.: ил