velikol.ru
1


Влияние патриотического воспитания на укрепление внутрисемейных связей.


Рассуждая о влиянии факторов на развитие личности ребенка, мы затрагиваем очень важную тему, вторгаемся в тонкую систему личности, желая повлиять на нее тем или иным образом. Методы и пути в решении этой важной задачи должны быть четко определены, ее нельзя решать спонтанно и необдуманно: ранимая и беззащитная душа ребенка, еще не способная анализировать, как губка готова впитать в себя все хорошее и плохое. В этот период важно, кто стоит рядом с ребенком, кто ведет его к осознанию мира, кто объясняет ему жизненные приоритеты, кто станет для него педагогом и воспитателем,

Воспитание и педагог эти слова неотделимы друг от друга. По происхождению термин педагог, педагогика в дословном переводе - детовождение. В Древней Греции «педагог» — человек, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Воспитание это многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др.

Особой образовательной сферой является - дополнительное образование детей (ДОУ), так как имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе ДОУ реально осуществляются следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Для решения таких важных задач в Центре детского творчества города Пушкино Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации была создана экспериментальная площадка, тема которой «Формирование личности ребенка средством Народной культуры». Как приобщить современного ребенка к этому яркому миру, к традициям народной культуры? В рамках этой программы была разработана целая система тематических занятий. На занятиях в группах, дети изучают нашу народную культуру с 3 лет. Это и предметы быта, сезонные игры и забавы, игровой и обрядовый фольклор, рукотворное творчество с использованием природных материалов, совместное общение с родителями и со старшими ребятами. Для большей наглядности более 10 лет назад был создан музей – «Изба», многочисленные этнографические экспедиции в разные города и села России позволили собрать великолепную коллекцию экспонатов народного крестьянского быта. Именно здесь проводятся занятия и дети соприкасаются с истинно русским духом, что добавляет ощущения сопричастности к истокам и корням русской народной культуры. Еще надо отметить, что на занятия дети и педагоги приходят в народных костюмах и это создает особую атмосферу.

"Народные праздники со всеми, относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни" так писал профессор И.М. Снегирев, великий фольклорист - собиратель. Народным праздникам в нашей работе уделяется большое внимание, так как именно во время проведения праздников дети разных возрастных групп и объединений, педагоги и родители вместе. Мы играем, поем, показываем кукольный или теневой спектакль, выпекаем обрядовую выпечку, соответствующую календарному времени года, а затем устраиваем совместные чаепития. Тематические праздники, такие как "Барыня капуста", "Царь самовар", "Русский сарафан", "Былинные богатыри", "Русская березка", кроме веселья несут в себе много интересной и полезной информации.

Праздники народного календаря показали нам, что сегодняшние родители 25 –30 летние, сами совсем не знают и не интересуются своей историей, так, что приходится работать в первую очередь с ними. Очень радует, что совместное общение вызывает большой интерес к творчеству и приносит результаты: родители с удовольствием участвуют во всех праздничных мероприятиях. Интерес молодых родителей подтолкнул нас открыть семейный клуб, который также успешно функционирует.

Духовно-нравственное воспитание детей надо начинать с раннего возраста, с истоков, привлекая родителей, бабушек и дедушек. Только совместное творчество может передать духовный опыт, прочувствовать невидимую связь родителя и ребенка, ощутить свою значимость, важность существования в этом мире, желание созидать и дарить добро и любовь всем окружающим. И здесь ответственная роль педагога деликатно предложить тему занятия, сумев заинтересовать и родителя и педагога.

Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля сама не может. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками.

Еще одним важным направлением в нашей работе является военно-патриотическое воспитание и в этом большим помощником для нас стал Совет ветеранов Пушкинского муниципального района. Более 5 лет длится наша дружба, каждый год у нас проходит 6-7 встреч детей и ветеранов. Ветераны это те люди, на которых можно и нужно равняться молодому поколению. Встречи детей и ветеранов стали у нас в Центре традиционными. На этих встречах дети видят воочию настоящих, живых героев. Рассказывая о их жизни, о их подвигах, мы будто изучаем и повторяем вехи истории. Нашими гостями были защитники- участники всех известных битв и боев, а сколько было боев за каждый малоизвестный населенный пункт, где сражались, погибали наши воины. Из больших и малых побед и складывалась наша всеобщая Победа.

Вечера встречи с бывшими малолетними узниками концлагерей, с людьми, пережившими блокаду Ленинграда и жертвами политических репрессий.

Вечера встречи с вдовами, женами участников боевых действий на которых женщины, посвятившие свои жизни семье, любимым мужьям, зачитывали отрывки из писем с фронта. Мы назвали эту встречу «О любви и верности». В зале были удивительные женщины, любовь, верность и мудрость вот те золотые слова, характеризующие настоящих женщин, настоящих жен.

Труженики тыла, своим непосильным трудом, в лихие военные годы становились защитниками Отечества, они также стали нашими постоянными гостями.

Встреча с семейными парами, которые познакомились в суровые военные и послевоенные годы. Несмотря на все невзгоды, выпавшие на их долю, их жизнь и в мирное время достойна подражания, семейные пары, присутствующие на встрече, прожили вместе более 50 лет. Есть о чем задуматься современным семьям…..

Видя положительный результат от встреч ветеранов и школьников, мы решили попробовать поговорить о войне, о горе, о потерях с дошкольниками. Дети 5-6 лет участвуют в митингах и уроках памяти посвященных Дню Победы и Дню памяти 22 июня. Дети слушают рассказы о Родине, о героях, читают стихи, задают много вопросов, а затем возлагают цветы к памятнику (у нас во дворе есть знаковое место -памятник погибшим ученикам школы) и на этих встречах всегда присутствуют ветераны и родители.

Сколько важного, интересного, трагичного услышали ребята из страниц биографий наших важных и дорогих гостей. Пройти войну, выжить в голодном Ленинграде или застенках концлагерей, сохранив при этом душу, воспитав достойных дочерей и сыновей, подарив внукам и правнукам частицу неиссякаемой жизненной энергии – это величайший подвиг.

Весь накопленный материал (письма, фотографии, биографии наших гостей), который мы использовали для проведения встреч, стал основой богатейшего архива. У нас возникла идея создания музея «Война в воспоминаниях жителей г. Пушкино», открытие которого все мы ждем с нетерпением.

Тесное общение детей и участников перечисленных событий заставляет задуматься о благородных чувствах любви к Родине, героизме и самопожертвовании ради высокой цели- мира и ясного неба над головой, чувстве долга и ответственности за родных и близких- своих детей и родителей. Такие встречи воспитывают сострадание и милосердие в подрастающем поколении, так как прямое общение с ветеранами и участниками войны, героями и лучшими людьми города как нельзя лучше и доходчивее доносят информацию о жизненных ценностях и формирует взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Наши встречи с ветеранами не проходят бесследно, какое - то зернышко, да, может быть не у всех, но все таки остается.

Хороший пример – на последней встрече с бывшими узниками концлагерей в ДК зал был полный, в зале были ветераны и большая часть старшеклассники. Во время действия всего мероприятия из зала никто не ушел, и тишина была просто звенящая, а показ отрывка из фильма «Помни имя свое» на многих произвел шоковое впечатление. После проведения этой встречи к нам подошла бабушка (ее внучка занимается у нас), попросила диск с отрывками из фильма. Она рассказала в классе своей внучки о нашем мероприятии, и они вместе с классным руководителем провели классный час с показом фильма и рассказом об узниках. Вот такой резонанс получила наша встреча.

В заключение, хотелось бы обратиться к родителям. Живите жизнью детей, и вы получите от этого огромное удовольствие и большую пользу. Если родители не участвуют в жизни детей, то не стоит удивляться, что дети будут равнодушны к жизни родителей.

Патриотизм русского человека всегда остается где-то внутри сознания, но он непременно есть. Патриотизм, прежде всего понятие, относящееся к Отечеству, к земле, где мы родились. Сегодня патриотизм не особо в цене, и на это влияют те изменения, которые происходят в нашей стране, поэтому военно-патриотическое воспитание, стало приоритетным направлением нашей работы.


Центр детского творчества г. Пушкино Московской области

заведующая организационно-массового отдела И.Л. Иванова

заведующая художественного отдела И.Ю. Калинина