velikol.ru
1

Внеклассное занятие к празднованию Дня славянской письменности и культуры «Святители Земли Русской» (5-8 классы)

Цели, задачи:

1. Систематизировать, обобщить знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями о возникновении и развитии письма, его разных типах, истории алфавита.

2. Воспитывать основы нравственности и культуры.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Формировать навыки работы на компьютере.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации, наглядный раздаточный материал (заготовки алгоритмов, шаблоны в форме ступни человека и пр.), костюм Нестора.

Занятие сопровождается показом презентации, все задания выведены на экране.

^ Ход занятия:

Учитель: (Рассказ о значении письма в жизни людей. Слайды 1-3).

– Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. В дописьменную эпоху в этих целях могли использовать различные предметы.

Дети демонстрируют предметы, иллюстрации и комментируют:

– Охотник оставлял ветку в том направлении, в котором двигался.

– Подношение красных роз – признание в любви.

– Многие индейские племена для сообщения использовали специальные узелки.

– В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама.

Даже мы, современные люди, пользуемся различными сигналами – символами.

Учитель: Отгадайте, что обозначают следующие символы (слайды 4-7):

http://io.nios.ru/foto/articles/41/1001.jpg

Индейцы в древности пользовались, например, такими символами (слайды 8-14):

http://io.nios.ru/foto/articles/41/1002.jpg

Запись первого шага на пути к письменности – символ (учитель демонстрирует, дети заполняют в алгоритме). Шаги выполнены в форме ступни человека (слайд 15).

Ученик: Было это очень давно. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома, и люди жили в пещерах, но в некоторых пещерах обитали и медведи. Древние люди выселяли медведей из их углов. Огляделись люди по сторонам, и увидели на стенах пещер какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели людей на мысль: на ровной поверхности можно нацарапать изображение!

Учитель: До нас дошли многие рисунки древних людей, выбитые на скалах и камнях, выцарапанные на стенах пещер (слайды 16-25).

Ученик: Американский поэт Генри Лонгфелло живо и красочно рассказал о создании письменности. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, который научил свой народ сажать и выращивать хлеб, строить лодки и многое другое, а самое главное – жить в мире и согласии. Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передавать своим потомкам то, что они сами знают и умеют.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства, Гайавата изобрёл письменность.

Ученик рассказывает стихотворение, дети показывают рисунки:

^ Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи

 

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти,

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

 

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

 

Всё пространство под дугою

Белый день изображало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

 

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки,

Грозно поднятые кверху, –

Знаком гнева и угрозы.

Учитель: Сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу? Очень много. Так много, что изучать эту грамоту пришлось не недели, не месяцы, а годы! История знает и о других людях, создавших такую «письменность».

Ученики рассказывают и показывают иллюстрации. Один из африканских народов – ЭВЕ создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц:

– Изображение иголки с вдетой в неё ниткой обозначает пословицу «Куда иголка, туда и нитка». В русском языке – «Куда ты, туда и я». Похожим рисунком эве обозначают пословицу «Иголка сшивает большие полотнища». Эта пословица о том, как нужно ценить полезные маленькие вещи. В русском языке – «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал».

– А вот эти два человека, вооружённые луком и стрелами, – запись пословицы «Двум врагам долго не устоять». По-русски: «Два медведя в одной берлоге не уживутся».

– Одна из пословиц эве означает, что мир велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу». У нас эту мысль выражают словами: «Нельзя объять необъятное».

Учитель: Попробуйте придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьем, а человек – ученьем». Проверка задания.

Учитель: Итак, вторым шагом на пути к письменности было рисуночное письмо – пиктография (запись второго шага, слайд 26).

Учитель: Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало ещё много трудностей. Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками: «Вчера я видел хороший сон», «У моего товарища прекрасный характер» (слайд 27).

Третьим шагом на пути к письменности была идеография – письмо понятиями. Переход к идеографии был вызван необходимостью передавать на письме абстрактные понятия, которые не могут быть изображены с помощью какого-нибудь конкретного рисунка (Родина, смелость, страх, здоровье и т. д.).

Примером идеографии служат египетские иероглифы (слайды 28-30):

http://io.nios.ru/foto/articles/41/1003.jpg

Овладеть таким «письмом» было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков (примерно 750).

Ученик: Время сохранило множество надписей, сделанных древними египтянами, но поглотило тайну их прочтения. Почти 2 тысячи лет назад в начале нашей эры иероглифы уже считали непонятными рисунками, которые надо не читать, а толковать.

В 1822 году весь мир потрясло известие о том, что тайна древнеегипетских иероглифов, наконец, открыта. Письменность, молчавшую несколько тысячелетий, заставил заговорить французский учёный Франсуа Шампольон.

Дети читают стихотворение (слайды 31-41):

^ На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки…

Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

Вот в квадрате лев скучает – что же это означает?

Цапля гордая стоит – что она в себе таит?

^ Буква это или сразу вся египетская фраза?

Может, кончилась строка возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной!

Чтоб никто другой не смог

Разгадать секретных строк!

Учитель: Помимо египетской письменности, история знает и другие древнейшие системы письма. Так, например, клинописные знаки древнего шумера, письменные знаки индейцев майя (слайды 42,43):

http://io.nios.ru/foto/articles/41/1004.jpg

В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии:

http://io.nios.ru/foto/articles/41/1005.jpg

Запись в алгоритме третьего шага на пути к письменности (слайд 44).

Учитель: Древние системы письма – иероглифы, клинопись – были очень сложными. Овладеть ими было непросто, да и времени на обучение требовалось очень много. А жизнь не стояла на месте, развивалось хозяйство, появилась торговля. Купцам требовалось письмо, которому можно было быстро обучиться. Вот и придумали финикийцы – мореплаватели с восточного побережья Средиземного моря, своё письмо. Созданная ими система письма была первым алфавитом (слайды 45,46).

Но в финикийском алфавите не было букв, обозначающих гласные звуки. Это было не очень удобно. Ведь вот такое сочетание их букв: «Д М» можно было понять и как дом и как дым!

Начиная с 11 века до н.э. финикийская система письма стала распространяться во многих странах. На её основе стал разрабатывать алфавит другой древний народ – греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных.

Ученик: Долго трудились греки над изобретением букв для своего языка. Греческий учёный Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет учёные следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей.

Учитель: В итоге сложился греческий алфавит. Он состоял из 24 букв, обозначающих как согласные, так и гласные звуки (показ алфавита, беседа по буквам греческого алфавита, слайды 47,48).

Где сейчас используются буквы греческого алфавита? (на уроках алгебры, геометрии, физики и т. д.) Запись четвёртого шага на пути к письменности – алфавит (слайд 49).

Греческий алфавит завоевал почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность. Он лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит, которым пользуемся мы с вами.

Ученик: В 1992 году в России впервые праздновали День Славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Учитель: Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже третье тысячелетие помнят о них люди?

Сценка. (Ученик в костюме Нестора читает отрывок из «Повести временных лет» о том, как Кирилл и Мефодий изобрели письменность).

Учитель: Вот такой подвиг совершили Кирилл и Мефодий. Их труд дал возможность славянским народам читать и писать на своём родном языке. Какой же азбукой они пользовались? Это была или глаголица или кириллица. Точнее на поставленный вопрос ответить нельзя. До нас не дошли рукописи того времени, когда жили Кирилл и Мефодий. Известно, что в ней было 43 буквы. Часть их взяли из греческого алфавита, а часть придумали специально для передачи звуков славянской речи. Так славяне получили свою письменность.

Запись 5-го шага на пути к письменности – славянская азбука (слайды 50-55).

http://io.nios.ru/foto/articles/41/1006.jpg

Учитель дает задание детям – записать кириллицей название предмета (ИСТОРИЯ).

Проверка, закрепление. Ответы детей – рассказ по алгоритму о возникновении письменности (дети должны называть все шаги, виды письменности, опираясь на свои алгоритмы). Слайд 56.

Подведение итогов.

Дополнительные задания (слайды 57-58):

1. Как вы понимаете высказывание Н. М. Карамзина: «Чтение и письмо открывают человеку новый мир»?

2. Сочинение-эссе «Если бы не было письменности…»

3. Кроссворд. Ответы (1 – пергамент, 2 – летопись, 3 – иероглиф, 4 – береста, 5 – Новгород, 6 – папирус, 7 – грамота).