velikol.ru
1


Внеклассное мероприятие

по гражданско-правовой тематике


«Погода в доме»


Клочкова Елена Владимировна


учитель математики и физики

МОУ Давыдчинская средняя общеобразовательная школа

Дубровского района


Классный час

«Погода в доме»


Возраст учащихся: 8 – 9 классы


Форма проведения классного часа: час общения


Цель: развитие умения понимать чувства, настроения, моти­вы поведения других людей; усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков и их родителей.


Задачи: - формирование восприятия другого как иного, имеющего право на свои собственные интересы, потребности и особенности (формирование толерантности);

  • воспитание чуткости и внимания;

  • развитие умений самопознания;

  • воспитание уважительного отношения к родителям,

  • развитие отношений между родителями и детьми.


Подготовительная работа к классному часу:

  1. Подбор и подготовка высказываний, притч и легенд по теме классного часа.

  2. Подбор стихотворений, статей, фактического материала по теме классного часа.

  3. Инсценирование по теме классного часа.

  4. Анкетирование родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»

  5. Сочинение-размышление учащихся «Счастье родителей. В чем оно?».

  6. Подбор фотографий и подготовка презентации по теме классного часа.

  7. Подготовка сценария классного часа.

  8. Приглашение родителей.


Ход классного часа


На доске – эпиграф классного часа: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» А. К. Толстой, слова: «Любовь», «Прощение», «Терпение».

^ На экране – название классного часа»Погода в доме» (слайд1).


Вступительное слово классного руководителя: Дорогие ребята, сегодня мы вместе с нашими родителями собрались на час общения «Погода в доме», где продолжим разговор о семье, о взаимоотношениях родителей и детей, а в конце нашего разговора я предлагаю составить памятку «Я и моя Семья».

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» писал А. К. Толстой. Как же не согласиться с классиком? Ведь именно в своем родном доме ты находишь спокойствие, радость, поддержку. Именно сюда мы поскорее стремимся вернуться, ведь здесь мы живем, растем, взрослеем, здесь мы проводим большую часть своей жизни. Нас здесь любят, уважают, берегут, помогают. Но порой не всегда бывает все гладко. Каждый человек – это индивидуальность. У каждого могут быть свои привычки, обычаи… Кто-то рано встает и громко шагает, кто-то звучно говорит, а кто-то не выполнил просьбу другого… А это кому-то не нравится. Появляются первые недовольства, размолвки, крики – и скандала не избежать. И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? А давайте немножко поразмыслим, как сделать хоть чуть-чуть счастливее себя и тех, кто нас окружает.


^ Звучит музыка. На фоне музыки ведущий рассказывает библейскую историю о вавилонской башне. (Слайд 2)

Ведущий. «Был на Земле один язык и одно наречие в да­лекие времена, жили все одной большой семьей. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.

Но Богу не угодна была гордыня людей, желаю­щих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и бра­ниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого толку не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».


^ Классный руководитель. (Слайд 3) Отчего же людям так трудно договориться? Почему мы забываем порой о связи между чувства­ми и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, сострадание, о том, что чужой боли не бывает...

С каждым днем все увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу чело­веку. Казалось бы, жизнь должна быть размерен­нее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим неласковые слова: мать, бабка, дед, выродок, а по отношению к другим людям беженец, переселенец, человек, которому трудно найти себя в современном мире.

Поэтому одна из важных проблем современности связано с человеческими отношениями, основу которых составляет толерантность.

Что же такое толерантность? Почему мы сегодня говорим об умении каждого быть терпимым? (^ Обращение к ученикам. Высказываются мнения) (Слайд 4)


Ответы детей:

- ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение),

1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

^ 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.


- Толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, комп­рометирующие общество или угрожающие его бла­госостоянию.


- Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — гармония в многообразии.


- Толерантная личность — это че­ловек, хорошо знающий себя и понимающий дру­гих людей.


- Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

^ В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения: во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, располо­женность к другим; в русском — способность тер­петь что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


^ Классный руководитель. (Слайд 5) То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

Как вы думаете, в отношении кого мы должны проявлять толерантность?


Ответы детей:

  • К беженцам, переселенцам, людям другой нации и веры, а так же к своим одноклассникам, к друзьям, соседям, бабушкам и дедушкам и, конечно, к родителям, так же как и родителям к своим детям.


Ведущий. Чтобы понимать друг друга надо помнить, что мы все родом из детства. Детство в становлении человека имеет большое значение. Вы, ребята, еще жители страны детства, родители же давно ее покинули, помнят ли они, как жилось им в этой стране.

Для вас, родители, блиц – опрос.
^

Блиц - опрос родителей


  • Какие ассоциации возникают у вас на слово «Детство»?

  • Какими именами вас называли в детстве?

  • С кем из ваших школьных друзей или друзей детства вы встречаетесь и сегодня?

  • Какие любимые занятия были у вас в детстве?
^

Конкурс «Кто это?..» (Слайды 6, 7, 8)


Просмотр слайдов детских фотографий родителей и учеников.

Ведущий. При подготовке часа общения, ребята узнали, что, оказывается, песни их детства были написаны в детские и юношеские годы их родителей. Дорогие родители, наши дети, подготовили песенное попурри. (Родители могут петь вместе с ребятами, если у них есть желание).


Ведущий. (Слайд 9) Любили тебя без особых причин:

За то, что ты – внук, за то, что ты – сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)


^ Классный руководитель. Помню, как в детстве мне в голову пришла фантас­тическая мысль: а что, если бы существовало этакое дет­ское царство, в котором все законы устанавливались бы детьми, все решения принимались бы детьми и, вся жизнь шла бы так, как хотели этого дети!.. Но когда я подросла и сумела оглянуться на жизнь свою и своих знакомых, я по­няла, что это вовсе не сказочная, но, напротив, вполне ре­альная ситуация. Подумайте сами: жизнь взрослых людей во многом зависит от тех решений, которые когда-то пришли в голову детям! Это не шутка. Парадокс в том, что от выбора пути, сделанного — сознательно или неосознанно — мальчишками и девчонками, зависит жизнь зрелых людей, т. е. их самих, бывших мальчишек и девчонок, когда они станут взрослыми людьми...

Что это означает на практике?

А то, что от ваших поступков, поступков по существу вчерашних детей и сегодняшних юношей и девушек, от того, как сложится ваш характер сейчас, от того направления, ко­торое изберете вы сейчас, в эти ранние годы, в основном и зависит судьба мужчины и женщины — ваша судьба, тех взрослых дядей и тетей, какими станете вы, от этого зависит весь ваш будущий жизненный путь!

Да, конечно, окружающие вас взрослые люди, опи­раясь на свой опыт, будут наставлять вас на путь истин­ный. Каждый из взрослых, если только он живет не бес­смысленно, может быть уподоблен драге: подобно этой золотодобывающей машине, он перепахал, пропустил че­рез себя, перемолол и отбросил огромные массы житей­ского материала. А в результате — в результате отбора, промывки и просеивания этой породы на дне грохота-ре­шета остались бесценные, совсем не многочисленные золотинки, то, что мы называем жизненным опытом. И с точки зрения человеческой, родительской, это и есть именно то самое золото, которое старшие поколения должны переда­вать младшим, передавать своим детям.

Наше общество откроет перед вами, как открывало и до сих пор, все двери для совершенствования заложенных в тебе способностей — только учись, работай, развивайся как человек!


Ведущий. Многие подростки считают, что быть взрослым — это значит быть свободным от родительской опеки, быть неза­висимым, распоряжаться собой. Некоторые молодые люди пытаются своеобразно продемонстрировать свои волевые качества, показать свою самостоятельность.


Ситуация 1

Мать. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын. Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?


^ Классный руководитель. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно отве­тить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? Статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядок.


Ведущий. Ситуация 2

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя по­суду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выпол­нения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.


^ Классный руководитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? Са­мообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.


Ведущий. Десятиклассник решил проявить свои волевые качества: выдержку, самостоятельность, настойчивость сле­дующим образом. Он заявил своим родителям, что не при­дет больше домой до тех пор, пока они не предоставят ему полной свободы в выборе друзей, одежды, прически, места и времени проведения его свободного времени и т. д. Он даже ушел из дома и несколько дней не появлялся. Мне кажется, что каждый из вас, положа руку на сердце, может сказать о себе, что хотя бы в мыслях, но побывал в подобной ситуации, проявляя свой юношеский максимализм.


^ Классный руководитель. Надо сказать, что этот поступок ко всему прочему является очень жестоким по отношению к родителям. Вы не думаете о том, сколько душевных страданий причиняете своим родителям, которые, конечно же, переживают за вас.

Вот вам, казалось бы, и волевой поступок, связанный с преодолением трудностей.

Вообще ссора молодых людей с родителями не такое, уж редкое явление, потому, что так трудно преодолеть свою гордыню и проявить доброту, чуткость, терпение к своим родителям, перед которыми МЫ в вечном долгу. Как жаль, что осознаем мы это иногда поздно.
^

Вдумайтесь в содержание стихотворения, написанного учителем Брянского района Т. Голайдо «Исповедь» (Слайд 10)



Ведущий.

Я думала, что мама вечна

И жизнь ее не оборвется...

При ней жила я так беспечно-

Мне все слезами отольется...


Прости, родная, слишком поздно

Я поняла, что ранят дети

Больней всего, неосторожно...

Но нет тебя уже на свете...


Кричу... но боль мою не слышат,

Молю прощенье — нет ответа.

Прошу: покуда мамы дышат,

Любовью будут пусть согреты...


Мне стала лишь теперь понятна

Глаз мудрых светлая печаль...

Но не вернешь уже обратно

Того, что было... а как жаль...


Сама старею понемногу,

Проходят годы, к сожаленью...

И не у мамы, а у Бога

Приходится просить прощенья...


Виновна в том, что очень мало

Ей о любви я говорила.

Виновна в том, что не сказала,

Чтобы за все меня простила...


За все, в чем и не виновата —

Теперь уже совсем не важно —

И что не выбрала когда-то

Я времени сказать однажды,

Что я люблю ее безмерно,

Что благодарна ей навек.

Что для меня она, наверно.

На свете главный человек.


Но нет уж той, моей хорошей,

И некому меня уж слушать...

И это бремя, эта ноша

Так давит плечи, рвет мне душу..


Прости! Прости! Прости!

Прости!

Но все напрасно... как же

Больно...

Вот бы назад перевести

Часы, минуты, но довольно...

Мне не под силу изменить

Ничто, осталась только память…

Времен связующую нить

Ни перервать, ни переправить…


Ушла из жизни, не прощаясь,

Не дав наказа, как мне жить…

Ко всем я детям обращаюсь:

При жизни к маме ближе быть…


Прощать ей охи, кучу жалоб,

Капризы, вздохи и стенанья.

От вас ей нужно очень мало:

Забота, ласка и вниманье…



^ Классный руководитель. (Слайд 11) Проявить чуткость, внимание, выдержку по отношению к самым близким нам людям — родителям, бывает порой совсем не просто. Здесь, видимо, одной любви мало, нуж­на сила воли.

Родительская забота воспринимается нередко однобоко. Дети считают, что родители всецело принадлежат им. Да и могут ли у них быть другие интересы, ведь им уже за 40! И порой случается так, что дети, не желая понять своих родителей, навсегда лишают их счастья.

А как вы думаете, может ли быть личная жизнь у ваших родителей? И как вы к ней относитесь?


^ Обсуждение сочинений на тему: «Счастье родителей. В чем оно?"


Ведущий. Дорогие родители детям будет интересно узнать ваше мнение по этому поводу.


^ Классный руководитель. (Слайд 12) Мы не можем быть судьями родителей, ведь они сами порой не всегда могут разобраться в жизненных перипети­ях. Ваша задача — не быть эгоистами, суметь понять их переживания и поступки, тем более, если они руководствуются любовью.

Так давайте же и мы проявим максимум понимания, чуткости, внимательности по отношению к своим родителям и хотя бы немного волевых усилий для сдерживания своих эгоистических стремлений, чтобы сделать своих родителей счастливыми. Ведь они дали нам жизнь, вырастили нас. Что может быть еще благороднее? «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг» - писал в XII в. Шота Руставели.


^ Классный руководитель. (Слайд 13) С рождением ребёнка родители вступают в новые правовые отношения - отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. Родители имеют следующие права и обязанности:

- определять имя, отчество и фамилию, гражданство и на­циональность своих детей;

- представлять своих детей, то есть защищать их права и ин­тересы, пока они недееспособны;

- воспитывать своих детей, давать им образование.

Все это и многое другое записано в статьях Всеобщий декларации прав человека принятой 10.12.1948, Декларации прав ребенка провозглашенной 20.11.1959., Конвенции о правах ребенка, которая вступила в силу: 2.09.1990.

(Слайд 14) Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив. Считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Еще А.С. Макаренко напоминал всем: «Наши дети — это наша старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людь­ми, перед всей страной». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти пло­хие люди. Мы так устроены, что всегда верим в лучшее.

Сейчас вы увидите проблемный сюжет, который подготовили наши ребята. А потом мы его обсудим. (^ Звучит музыка. Русская изба. В ней старик-пенсионер.)


Автор. За горами, за лесами, за широкими морями

Скажем к слову, например,

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына.

Старший был почти мужчина!

Был подростком средний брат,

Младший — был акселерат...

(Выходят братья)

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом, жизнь сказать не грех,

Не труднее, чем у всех.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе.

Вдруг старик наш заспешил —

Их воспитывать решил.

Сыновья такой печали отродяся

не видали,

Коль совру: то я — не я!

Жизнь у каждого своя.

Старший бицепсы качает,

Средний ночи коротает,

Оседлав мотоциклет!

Младший с самых малых лет

Грудь цепями обмотал

И давно уж запевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви-метал среди ночи.

Как-то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок.

Вдруг отец:

Отец. Постой, дружок!

Для чего тебе, Данило,

Эта мускульная сила?

Всюду штанги, всюду гири -

Нету ходу по квартире.

Прекрати свои занятья.

На тебя же смотрят братья.

Автор. И пока отец в сенях

Перед старшим распинался,

Средний к двери пробирался.

Да на грех впотьмах запнулся:

Бах с крыльца — и растянулся.

И отец ему тогда:

Отец. Стой, Гаврило, подь сюда!

Кой же черт мне угодил

И я рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебе ж в 15 лет

Уж живого места нет!

Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку.

Автор. Рокер голову повесил.

В это время бодр и весел,

Весь в заклепках и цепях,

Младший сын возник в дверях.

Отец. Что я вижу, свет-Ванюша!

Измотал мою ты душу.

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.

Автор. А они лишь отвечали:

Данило. Мы один совет слышали:

Перестать да прекратить.

Что ты можешь предложить:

Чем бы нам другим заняться

И с тобою не ругаться?

Автор. Тут старик наморщил лоб,

Долго он в затылке скреб.

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ...




Ведущий. Поможем дедушке выйти из трудной ситуации с честью? Что бы вы предложили ему? Что делать, что­бы в семье такого безобразия было поменьше? (Обсуждение.)


^ Классный руководитель. Да, труд­новато нам приходится! Боюсь, что вмешатель­ство родителей в увлечения детей в таком возра­сте уже не даст проку. Надо было думать раньше. Остается только следить за тем, чтобы в своих странных увлечениях дети не нарушали законов и норм человеческого общежития. Впрочем, в нашей с вами здоровой семье, наверное, еще не все потеряно. Давайте же подумаем, почему по­рой мы сердимся на детей, заставляем их думать, как нам хочется, не уважаем их мнение... Легко сказать: "Мне не нравится твой друг, больше с ним не дружи!"

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности своих детей, но еще важнее уметь общаться и добиваться взаимопонимания с ними.

(Слайд 15) Уважаемые родители, дома вы отвечали на вопросы теста «Знаете ли вы подростковую психологию», а сейчас мы подведем итоги. Перед вами ключ теста, за каждое совпадение поставьте себе балл.

Если вы набрали менее 9 баллов, то у вас низкий уровень знания подростковой психологии.

Если вы набрали – 9 – 15 баллов, то у вас средний уровень знания подростковой психологии.

Если вы набрали – более 15 баллов, то вас можно поздравить с высоким уровнем знания подростковой психологии.

Человек со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здра­вым смыслом. Если у вас высокий уровень знания под­ростковой психологии, то вы имеете специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Взрослые с низким уровнем знания подростковой психо­логии обычно связаны ложными «теоретическими» пред­ставлениями.


^ Классный руководитель. (Слайд 16) Оказывается, что в понимании, чуткости и терпимости, нуждаются не только родители, но и дети

Трудно детям понять своих родителей, а легко ли родителям в общении с детьми, всегда ли дети слышат родителей. Проведем игру «Обмен ролями».
Упражнение «Обмен ролями»

Участники объединяются в пары — родитель — подросток. В каждой паре участники меняются ролями: ро­дитель превращается в ребенка, учащийся - в ро­дителя. Каждой паре предлагается установить ди­алог при разрешении проблемной ситуации. При этом необходимо придерживаться своей роли.

Пример ситуации:

  • Просьба ребенка о покупке дорогого сотового телефона.

  • Позднее возвращение подростка домой.

  • Просьба ребенка о покупке компьютера.

  • Убрать квартиру.

Рефлексия:

  • Какие чувства у вас вызвало эта игра?

  • Сложно ли было справиться с «ролью»?

  • Сложно ли было проявить качества, позволяющие установить диалоговое общение?»

  • Происходят ли в ваших семьях подобные ситуации? Как вы из них выходите?



^ Классный руководитель. Как видно из разыгранной ситуации в понимании, чуткости и терпимости нуждаются и родители, и дети, без взаимопонимания невозможно будет найти выход даже из самой простой ситуации. «Счастье – это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же - не стоит детей корить.

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда - то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».


Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень люди сталкиваются с проблемой быть готовым позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения. (Слайд 17)

Чем взрослее человек, тем легче ему это осознавать, но, к сожалению, не всегда терпимость и терпение приходят к нам на помощь в решении жизненных ситуаций, ведь каждый человек – индивидуум, с заложенными в него характером, темпераментом и другими свойствами психики. Еще в древности люди говорили: «Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родится без пороков, но порочным становится тот, кто их терпит». И иногда, чтобы проявить толерантность, нужно в первую очередь уметь преодолевать в себе свои комплексы и пороки, не всегда идти на поводу своего состояния.


Ведущий. Для того чтобы узнать ваше состояние, проведем тест, в котором могут принять участие и родители, и гости.

^ Тест «Мое состояние» (Слайд 18)

Перед вами 16 символов, вглядитесь в них внимательно. Эти символы объе­динены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверен­ность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов имеет буквенное обозначение. На своих листочках запишите буквы выбранного символа.


^ Во время теста звучит спокойная мелодия.




Ключ

Движение

Спокойствие

Уверенность

Неуверенность

а – 4

б – 8

в – 2

г – 10

а – 10

б – 8

в – 2

г – 4

а – 10

б – 8

в – 6

г – 2

а – 10

б – 8

в – 2

г – 6


от 0 до 13 очков

Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимаешься тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков

Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и, окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, то можешь от него отказаться.

от 21 до 27 очков

Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать верный путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков

Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков

Ты всегда строго следуешь поставленной цели.

Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.


^ Классный руководитель. (Слайд 19) Подводя итоги сегодняшнего разговора, хотелось бы выразить надежду, что классный час помог вам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг навстречу друг другу. Для закрепления результата составим памятку «Я и моя Семья». Пусть она помогает всем вам в трудную минуту непонимания и отчаянья.


^ По результатам дискуссии составляется памятка. (Слайд 20)

Памятка «Я и моя Семья»

  1. Все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру, своих возможностей забо­тится о всей семье.

  2. Слушать всегда и везде, отдаваясь этому слу­шанию целиком и полностью, не перебивая, не отмахи­ваясь, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

  3. Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости.

  4. Говорить так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая на­зидательность, грубость и хамство.

  5. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

  6. Родители должны наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя на­дежду на исправление.

  7. Родители - пример для положительного подражания каждый день.


^ Классный руководитель. В заключение нашего часа общения послушайте китайскую притчу «Ладная семья».

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ», «Сто раз ПРОЩЕНИЕ», «Сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, доба­вил: — И мира тоже».


^ Все участники часа общения исполняют песню на мотив песня «Погода в доме». (Слайд 21)


Взрослеют наши дети год от года

Родителям сегодня не до сна.

Проблемы их и вечные заботы,

Волнуют нас и радуют сполна

Припев:

Главней всего погода в доме,

А все другое суета.

Покой в семье, а все, что кроме

Легко уладить с помощью зонта.


А жизнь приносит разные сюрпризы.

Ошибок нам порой не избежать,

Но щедрое родительское сердце

Готово все простить и все понять.

Припев.

Для улучшения погоды в доме,

Совет простой мы вам, друзья, дадим:

Решайте все проблемы только вместе

И вместе все невзгоды победим.

Припев.









^

Тест для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»


Инструкция:

Предлагаемый вашему вниманию вопросник содержит выска­зывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согла­сны — знак «—»; если затрудняетесь дать определенный ответ — знак «?»,

Содержание теста

  1. Поверхностность — характерная черта подростков.

  2. По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

  3. Если подростки думают в большей степени о действитель­ном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное {то, что ожидается в будущем).

  4. Подростковому возрасту присуща категоричность сужде­ний.

  5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к по­иску общих принципов и законов поведения людей.

  6. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

  7. К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен инди­видуальный подход в обучении и воспитании.

  8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональ­ная напряженность — характерные черты подросткового периода.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

10. Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговором и спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

  1. В произведениях художественной литературы под больше интересуют реальные поступки и событие, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

  2. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» — характерное переживание подросткового возраста.

  1. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям и т.д.) — характерная черта подросткового возраста и самооценки.

  1. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

  2. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

  3. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

^
Бланк ответов


Ф. И. О__________________________________________

Год рождения _________

Должность и место работы___________________________________

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ

1 7 13 19

2 8 14 20

3 9 15 21

4 10 16 22

5 11 17 23

6 12 18 24

Ключ



№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ

1 + 7 - 13 - 19 +

2 + 8 + 14 + 20 +

3 - 9 - 15 - 21 -

4 + 10 - 16 + 22 +

5 - 11 - 17 - 23 -

6 + 12 - 18 + 24 -


Литература

  1. Андреев Ю. А. Откровенный разговор. М.: Просвещение, 1996.

  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 5 - 11 классы. М.: «ВАКО», 2002.

  3. Конвенция о правах ребенка. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  4. Никитин А. Ф. Что такое правовая культура? М.: Просвещение, 1998.

  5. Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер. М.: Просвещение, 1996.