velikol.ru
1

Внутреннее пространство города


Любой город при любой системе градостроительства, будь то централизованная система социалистического типа или система, основанная на использования рыночных механизмов, должен решать конкретные прагматические задачи, такие, например, как рациональная функционально-пространственная организация различных видов деятельности и застройки; обеспечение инженерно-технической, транспортной, социальной инфраструктурой, соответствующей по мощности имеющимся потребностям; планирование и регулирование землепользования в самом широком смысле этих понятий. Рациональная пространственная организация города является одним из средств его развития, поэтому вопрос о пространственной структуре города на всегда был наиважнейшим.

Пространственная структура города отображает местоположение и взаиморасположение различных городских элементов в пространстве для осуществления связей в процессе развития и функционирования города. Пространственную (территориально-планировочную) структуру города образуют территории (функциональные зоны) различного назначения (промышленные, селитебные, коммунально-складские, внешнего транспорта, рекреационные и т.п.), взаимодействующие между собой. Существенную роль в структуре города играет коммуникационная сеть, обеспечивающая возможность связей между его элементами.

А.Э. Гутнов и И.Г. Лежаве выделили следующие элементы планировочной структуры:

- «каркас» (скелет пространственной организации, ее наиболее устойчивая, относительно неизменная часть) в виде системы транспортных магистралей, коммуникационных узлов и связанных с ними сооружений городского значения;

- «ткань» - промышленные территории, жилые дома и учреждения обслуживания;

- «плазма», образованная гибкими, легко заменяемыми элементами, такими как временные сооружения, транспортные средства, зеленые насаждения, декоративное убранство.

Пространственная структура города во многом определяется величиной города; экономическими, демографическими и социальными особенностями городской среды; взаимосвязями с окружением; созданием и развитием политическо-правовых основ города как специфического территориального феномена (в частности, принятие градостроительных уставов).

При анализе использования городских территорий мы имеем дело с использованием поверхности земли. С этой точки зрения городская территория делится на:

- освоенное пространство - любая территория, служащая функциям городского характера;

- неиспользованное пространство - территория, которая не отведена для какой-либо функции городского характера, хотя она потенциально и может быть освоена (поэтому земли сельскохозяйственного назначения рассматриваются как неосвоенная территория);

- водное пространство.

Освоенное пространство в свою очередь делится на освоенную территорию частного пользования и освоенную территорию общественного пользования, хотя это деление довольно спорно.

В первую группу входят: жилые дома (одноквартирные, двухквартирные, многоквартирные); территории, отведенные под торговлю; территории легкой промышленности; территории тяжелой промышленности.

Во вторую группу входят: улицы; железнодорожный транспорт; зеленые насаждения и спортивные сооружения; учреждения обслуживания.

Существует более традиционная классификация составляющих освоенной территории:

- жилые зоны (жилые кварталы);

- зоны зеленых насаждений (сады, парки, бульвары, скверы, пригородные лесопарки и заповедники);

- городские пути сообщений (улицы, площади и перекрестки, транзитные автомагистрали, пристани, причалы, набережные, железнодорожные станции и аэропорты);

- зоны для физкультурных нужд (стадионы, дворцы, бассейны и т.д.);

- зоны промышленности;

- зоны торговли (зоны деловой активности).


Существует множество теорий пространственной организации города. Приведем несколько из них.


  1. ^ Теория концентрических зон Э. Берджесса

Она была предложена в 1925г. социологом Эрнестом Бёрджесом на основе изучения размещения различных социальных групп в Чикаго. Модель фиксирует последовательность расположения в пространстве различных видов землепользования в форме концентри­ческих окружностей, удаляющихся от центра города в определенном порядке.

Согласно модели, центром города является центральный деловой район (down-town или central business district — CBD) — это место расположения культурно-делового ядра, где сосредоточены центральные магазины, театральные кварталы, отели, офисные здания, банки и др. — все то, что нуждается в центральном положении. В маленьких городах все эти объекты и функции тесно переплетены и смешаны (но различимы), а в бо­лее крупных — существуют в относительно обособленных зонах.

Зона, непосредственно граничащая с центральной, определена как коммерческая, или зона оптовой торговли. Здесь чаще всего располагаются рынки, оптовые магазины, базы и склады. В городах, расположенных у воды, коммерческая зона вклю­чает портовое хозяйство. Часто производства, не нуждающиеся в больших территориях, также располагаются в коммерческой зоне.

Третья зона — зона транзита. Это название очень точно передает ее функциональное "напол­нение" — пестрый и быст­ро меняющийся состав различных видов исполь­зования объектов недви­жимости. В частности, именно в этой зоне начи­нают появляться жилые кварталы высококачест­венных домов, восстанов­ленных из исторических зданий для комфортного проживания. Часто жилые здания здесь используются как доходные дома. Земельные участки, непосредственно соседствующие с про­мышленными предприятиями, нередко превращаются в заброшенные районы с жилыми домами низкого качества.

Четвертая зона — основной ареал жилых рабочих кварталов. Именно здесь располагается большинство домов работников предприятий.

Пятая зона представляет собой место, где располагается жилье семей среднего класса и "белых воротничков". Далее, на окраине, вдоль основных транспорт­ных артерий селятся обеспеченные семьи среднего класса и более богатые категории горожан, образуя так называемую пригородную зону.

С ростом города последовательность расположения зон не изменяется, но они разрастаются, наступая на внешних соседей и образуя переходные зоны.


^ 2. Секторальная теория Гомера. Хойта (1939г.)

Данная теория была разработана по заказу Федеральной Жилищной администрации США. Основанием для анализа были данные арендной стоимости жилья в 142 американских городах. Обнаруженная закономерность лучше укладывалась в рамки секторных графиков, чем в схематические изображения концентрических зон. Города в большей степени развиваются вдоль рек, железнодорожных и транспортных путей, чем вокруг центрального делового района. Г. Хойт определил, что самая высокая рентная стоимость жилья существовала не в какой-то зоне, а в одном из секторов города. Группы населения с высоким доходом селились, как правило, в нескольких секторах вдоль транспортной магистрали, имеющей хорошую связь с городом. Напротив, жилье для малоимущих концентрировалось вокруг центральной деловой части (что объясняет существование гетто в центре города). Хойт прогнозировал дальнейший рост городов в нескольких локальных направлениях, где будет концентрироваться наиболее дорогое жилье.


^ 3. Модель субцентров Гарриса — Ульмана

Данная модель была предложена американскими географами Чейном Гаррисом и Эдвардом Ульманом в 1945г. в их совместной статье "Природа городов", модель описывает расположение субцентров в городском пространстве. С ростом любого города наступает момент, когда одно центральное ядро неспособно обслужить все городские территории. Начинают появляться субцентры для обслуживания отдельных районов. При этом радиально-концентрическая структура расположения различных видов экономической активности, характерная для единого центра, повторяется в субцентрах с небольшими изменениями (рис. 1).




Рис 1. Модель Гарриса - Ульмана:


        1. - центральный деловой район;

        2. - зона оптовых магазинов, складов и легкой промышленности;

        3. - зона жилых районов низкого ценового уровня;

        4. - зона жилых районов среднего класса;

        5. - зона элитных жилых районов и районов повышенной комфортности;

        6. - зона тяжелой промышленности;

        7. - внешний деловой район;

        8. - жилые пригороды;

        9. - промышленные пригороды



В 1988г. Мануэль Кастельс выделил 6 основных процессов изменения городского пространства:

— процесс нового межрегионального разделения труда предполагает значимость каждого процесса данной городской территории;

— CBD в крупных городах интенсивно увеличивают основные виды деятельности и продолжают вовлекаться в процесс экономического роста, политического и культурного доминирования; вокруг этих динамично развивающихся мест увеличивается число соседств новой городской элиты;

— вокруг CBD на огромных пространствах внутренних городов продолжается упадок;

— одновременно с упадком отдельных центральных частей городских территорий пригороды испытывают экономический подъем, превращаясь в эмигрантские города;

— за пределами городских границ пригороды продолжают расширяться, создавая все более индивидуализированные и диверсифицированные образцы жизни и деятельности;

— расширение пригородов сопровождается дальнейшим территориальным расширением городов с распространением деятельности и образа жизни горожан на территории сельских и смешанных территорий; в результате возникают новые автономные поселения или этот процесс принимает форму особых функциональных отношений с близлежащим крупным городом.

Одним из наиболее результативным способом регулирования равновесия городских территорий является зонирование - разбиение территории города на зоны со специфическим режимом землепользования. Основными функциями зонирования являются:

- контроль за использованием территории и зданий;

- регулирование объема и формы зданий и их взаимного расположения.

Существует как функциональное, так и строительное зонирование. В США оба вида зонирования входят в одну классификационную систему. Обычно территория города делится на зоны трех типов, не совпадающие друг с другом:

- функциональные зоны;

- зоны различной высоты зданий;

- зоны различной плотности застройки.

Последние два типа зонирования являются в большей степени приоритетом архитекторов. Поэтому нас больше интересует функциональное зонирование.

Функциональное зонирование отводит каждому из основных видов деятельности территорию, достаточную по размеру и отвечающую требованиям данной функции.

Районы, отводимые для тяжелой промышленности, отделяются от районов, предназначенных для торговли. Жилые районы охраняются от вторжения торговли и промышленности; районы, отводимые для жилой застройки одного типа, отделяются от районов с другим типом застройки. Для каждой из этих зон необходим специфический экологический и транспортный режим. Смешение этих зон недопустимо.

Процент застройки, плотность населения и высота зданий устанавливаются для каждой зоны отдельно. Устанавливаемые пределы этих показателей предотвращают чрезмерную плотность и обеспечивают необходимое количество воздуха, света и свободного пространства.

С помощью этих видов контроля зональные регулятивы сохраняют желательный в каждой зоне характер застройки, стабилизируют земельные цены и обеспечивают наиболее экономичное обслуживание коммунальными услугами. Таким образом, зонирование является одним из важнейших инструментов развития города.

Таким образом, пространственная структура города оказывает непосредственное влияние на формирование городских местных сообществ. Существует множество теорий, описывающих формирование и реструктуризацию внутреннего пространства города. Несмотря на существенные различия, все они сходятся в том, что для нормального функционирования города городские власти (органы местного самоуправления) должны проводить активную городскую политику.