velikol.ru
1



ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В САМООБСЛУЖИВАНИИ


Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывается с самого раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность,

направлять её в нужное русло.

Каждому знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослый начинает натягивать на него рубашку, колготки, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, сделать всё за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше. На просьбу ребёнка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия:

В одевании:

  • вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка;

  • полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

  • постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;

  • удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки, достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах, удобные застёжки на платьях, воротничках, соответствующий голове ребёнка размер ворота).

В умывании:

  • устойчивая подставка под ноги

  • постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика;

  • отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

  • удобное место для полотенца.

При приёме пищи:

  • стул в соответствии со столом;

  • небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, ложка, вилка;

  • на доступном для ребёнка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанном мелкими ломтиками, салфетница.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным.

Но создания условий ещё не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей, обучая детей тем или иным действиям наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу последовать образцу, нужно оказать ему помощь.

Обучая детей, нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он не научился есть ложкой. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием, ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.

Учат не только снимать одежду в определённой последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка порождает у ребёнка интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

^ За что можно похвалить ребёнка?

Похвалы заслуживает старание, усидчивость, стремление оказать внимание, помощь родителям. Оценивая то или иное действие ребёнка следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала должна быть заслуженной.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, отец и мать должны быть примером для подражания.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому, не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно.

^ Детей младшего возраста мы должны научить:

  • мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разливая воду; правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место;

  • одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки ботинок;

  • замечать неполадки в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослым;

  • своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

  • есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

  • правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;

  • убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который скоро будет основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости.