velikol.ru
1

Развитие мышления.



Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Умным, легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам.

В психологии различают разные
виды мышления: словесно - логиче­
ское, наглядно - образное,
наглядно - действенное,

теоретическое, практическое,

эмпирическое, аналитическое и
интуитивное, реалистическое и
аутическое (связанное с уходом от
реальности во внутренние

переживания).

у детей материал

Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок, находит что-то непонятное ему. Отсюда многочисленные вопросы («почему?», «как?», «зачем?»), у маленьких почемучек. Условно вопросы можно было разделить по их функции: вопросы, активизирующие мышление («как?», «почему?», «зачем?» и их варианты), и вопросы, актуализирующие память («что?», «какой?», «когда?», «сколько?», «где?» и т. п.).



Задатки и способности разные. Разнообразный поможет выявить эти способности.

Детей учат через созданные проблемные ситуации и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, неодно­типным.


Проблемные ситуации для дошкольника можно создавать не только на предметном учебном материале.

^ Вот некоторые примеры ситуативных

задач:

1. Ситуация на транспорте (городском,
железнодорожном).

Родители сели в поезд, а ты остался на перроне, твои действия? Поясни, зачем ты так поступишь?

2. Ситуация с огнем.

В квартире пожар, что ты будешь делать?

3. Ситуация с водой.

Ведешь, что кто-то тонет, как поступишь? Конструктивность мышления хорошо развивается в процессе разбора бытовых ситуаций.

  1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

  2. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.

  3. Процесс мышления - поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

4) Вопросы: «почему?», «с какой целью?», «из-за

чего?», «как сделать?» -

проблемные, они направлены

на развитие мышления.

Вопросы: «что?», «какой?»,

«когда?» «сколько?», «где?» -


контролируют память.


5) Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.