velikol.ru
1

Второй тур: «Угадай мелодию из кинофильма»

Ведущий: Часто в кинофильмах звучат песни. Многие из них мы знаем практически наизусть. Предлагаю на­шим участникам блеснуть своим исполнительским мас­терством. Я дам в нескольких словах командам подсказ­ку, а вы должны спеть куплет из песни и назвать кинофильм.

1. Песня о животных, благодаря которым наша пла­нета совершает движение вокруг своей оси. («1де-то на белом свете», к/ф «Кавказская пленница»)

2. Песня о животных с длинными ушами, работающих косилыциками лужаек. («Песня про зайцев», к/ф «Брил­лиантовая рука»)

3. Песня четырех друзей, которые любят многое: и жен­щин, и кубок с вином, и счастливый исход в драке. («Пес­ня мушкетеров», к/ф «Д'Артаньян и три мушкетера»)

4. Песня о загорелой девушке, собирающей виноград в соседнем саду. («Смуглянка», к/ф «В бой идут одни ста­рики»)

5. Песня о первостепенности авиации. («Песня летчи­ков», к/ф «Небесный тихоход»)

6. Песня о будущем, которое не должно быть жестоко к нашим современникам. («Прекрасное далеко», к/ф «Го­стья из будущего»)

Глава 5. Духовно-нравственное воспитание школьников

7. Песня о счастье, которое неизвестно где носило. («Разговор со счастьем», к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»)

8. Песня об атмосферных осадках, которые надо при­нимать в любое время года как благодать. («У природы нет плохой погоды», к/ф «Служебный роман»)

9. Песня про участок суши, на котором живут безоб­разные, но добрые люди. («Остров невезения», к/ф «Бриллиантовая рука»)КЛАССНЫЙ ЧАС 7

^ Тема: -«Любовная мозаика»

(конкурсно-игровая программа

в Валентинов день)

Цели:

• воспитание духовно-нравственных качеств лично­сти, взаимоуважения девушек и юношей, этичес­ких норм поведения:

• активизация культурно-досуговой деятельности подростков.

Оборудование:

для первой части классного часа: лист ватмана (или склеенные два листа ватмана), расчерченный на 9 клеток. В клетках написаны цифры: верхний ряд — 1, 8, 4; сред­ний — 6,2, 9; нижний — 3, 7, 5; два разноцветных флаж­ка; листки с указанием частей тела, например: «Голова», «Ноги», «Руки», «Талия» и т. д.; мольберты или столы, на которых можно рисовать, набор фломастеров, два обру­ча, набор маленьких детских игрушек.

Для второй части: листочки в виде сердечек с вопро­сами (два комплекта по 5 штук), набор фломастеров, на­бор «валентинок» (не менее 10 штук).

Музыкальное оформление — аудиозаписи любых пе-cetrq любви, веселых танцевальных мелодий.

^ Предварительная работа:

В классе формируются две команды — девушки и юноши (по 8—9 человек). Подбираются члены жюри. Иг­рающим командам поручается «домашнее задание» — проинсценировать клип любой песни о любви (до 3—4 минут). Программу ведут два ведущих (желательно —

юноша и девушка). Классный час лучше провести в ак­товом зале школы.

^ Ход классного часа

Вступительная беседа классного руководителя о Дне святого Валентина:

У древних славян февраль носил меткое название «лю-тень». Сумрачный, вьюжный, то с настоящими лютыми морозами, то с противным мокрым снегом, этот месяц вызывает у нас далеко не самые приятные ассоциации. А вот в Англии, Америке и других странах слово «фев­раль» навевает веселые и приятные мысли. И связано это вовсе не с разницей в климате, а с тем, что 14 февраля празднуется День святого Валентина, или День влюблен­ных.

Этот праздник не имеет глубокой религиозной осно­вы. История его необычайно романтична, а название свое этот день получил по имени христианского мучени­ка Валентина, приговоренного римскими язычниками к смертной казни. В III в. н. э. римский император Клав­дий издал указ, запрещающий людям жениться. Он счи­тал, что брак удерживает мужчин дома, а их предназна­чение — быть хорошими солдатами и отважно сражаться за Рим. Молодой христианский священник Валентин не внял указу и тайно венчал юных влюбленных. Узнав про «незаконные женитьбы», император повелел заточить священника в тюрьму и потом казнить.

В тюрьме Валентин, лишенный священных книг, ко­ротал досуг, сочиняя записки дочери тюремщика. Оче­видно, и послания, и дочка были хороши, Молодые люди полюбили друг друга. Несмотря на жестокие обстоятель­ства и близкую смерть, Валентин не переставал думать о своей возлюбленной. Перед казнью 14 февраля 270 года он послал девушке исполненную любви и нежности про­щальную записку с краткой фразой «от Валентина», ко­торая впоследствии стала означать вечную привязан-ность и верность. А дата смерти священника, обручавше­го влюбленных, несмотря на суровые препятствия, и не увидевшего собственного счастья, навеки осталась в па­мяти людей. Прах его был погребен в церкви Св. Прак-сидиса в Риме, ее ворота стали называть « вратами Вален­тина».

Позднее Церковь причислила его к лику святых, а влюбленные выбрали своим покровителем.

Поскольку в те времена Рим еще оставался в основ­ном языческим, для многих день Валентина слился с древним праздником луперкалии. Он проводился 15 фев­раля в честь Фавна — бога полей, лесов, пастбищ и жи­вотных — в гроте на склоне римского холма Палатина. Все обряды совершали жрецы-луперки, которые прино­сили в жертву Фавну козла и собаку. После этого они обегали Палатин, стегая вырезанными из кожи жертвен­ного козла плетьми встречных женщин, что должно было способствовать их плодовитости.

По легенде, в этот день подбирают себе пару птицы, и леса наполняются звенящими птичьими голосами. Луперкалии тоже были праздником влюбленных, ему покровительствовали богини Юнона и Фауна, которые благоприятствовали женщинам и браку. Происходил своеобразный молодежный фестиваль. Девушки бросали в сосуд красиво оформленные письма, а юноши тянули их как лотерейные билеты и таким образом выбирали себе друга и подругу на следующий год.

Вторгшись в Британию, римляне, в числе многих празд­неств и обычаев, привнесли и День святого Валентина.

Большое распространение в свое время получил вы­бор пары по жребию. Бумажки с именами девушек на выданье помещали в особую коробку, из которой их вы­таскивали потенциальные женихи.

В Англии же день влюбленных стал сопровождаться тайным вручением подарков и открыток «со значением».

Традиция писать послания в День святого Валентина дошла и до наших дней. Написав своей возлюбленной,

трогательные слова любви, святой Валентин не мог и предположить, что они превратятся в огромное количе­ство л'юбовных записок в стихах и прозе, серьезных и шутливых, от юных к юным и от пожилых к пожилым. Ведь, как известно, любви все возрасты покорны! Свое­образными поздравлениями к Валентинову дню стали и объявления в газете, как с выражением любви и даже с предложением руки и сердца, так и шутливые, часто за­шифрованные послания, ключ к которым знают только посвященные.

В День святого Валентина резко возрастает спрос на цветы, особенно розы. Обычай преподнесения в празд­ник св. Валентина букета с особым посланием был заим­ствован англичанами у галантных французов в начале XVIII в. и достиг пика моды в правление королевы Вик­тории (1837—1901). Влюбленный молодой человек выра­жал свои чувства избраннице с помощью тщательно по-дббранного букета, где каждый цветок имел собственное тонкое значение. _ .-..•■..

И все же цветочной эмблемой св. Валентина считает­ся красная роза.

Роза же остается открытым признанием в истинной любви.

Скоро влюбленные в России станут получать свои «ва­лентинки», и в нашем суровом феврале мы ощутим дыха­ние весны.

Наверное, излишне объяснять, почему принятая символика этого праздника — изображение сердца.

^ На сцене появляются двое ведущих.

1-й ведущий: Что такое любовь?

2-й ведущий: Наверное, этого не знает никто, кроме наших сердец и... участников нашей сегодняшней игры.

1-й ведущий: «Крестики-нолики» — детская игра, но сегодня 14 февраля — День влюбленных, поэтому наши «Крестики-нолики» — о любви. И в игре, как вы уже до-гадались, прекрасная половина человечества — девуш­ки...

^ На сцену выходят девять девушек.

2-й ведущий: ...и противоположная половина — юноши. На сцену выходят девять юношей.

Проводится жеребьевка: кто будет рисовать в клетках плаката «нолики», а кто — «крестики».

1-й ведущий: С чего начинается любовь?

^ 2-й ведущий: С идеала. Она, начитавшись, насмотрев­шись сериалов, решила, что он должен быть высоким, стройным, красивым, загорелым, умным, талантливым, остроумным, с большим будущим и загадочным про­шлым.

Стереомагнитофон, машина — это обязательно, ван­на из голубого кафеля — желательно. И чтоб молодой был — от 30 до 70.

1-й ведущий: Он более скромен в запросах: грудь — 90, талия — 60, бедра — 90, жилплощадь — не менее 30 на человека, тесть — с машиной, теща — отдельно, чтобы характер если не золотой, то хотя бы нордический. Ко­роче, если уж не Венера, то Мисс Урюпинск непременно.

2-й ведущий: А теперь задание: девушки должны на­рисовать портрет идеального мужчины, а юноши — иде­альной женщины. Рисовать будем всем коллективом, каждый из участников свою часть общего портрета. А что получится — идеал или карикатура — посмотрим.

^ Участники команд тянут листки с названиями частей тела, которые им придется рисовать, занимают места сбоку сцены.

С другой стороны сцены расположены мольберты. По сигналу участники по очереди добегают до мольберта и рисуют. Оценивается не быстрота, а качество. Победив­шая команда рисует свой знак в клетке 1.

^ 1-й ведущий: Мы вдвоем. Поздний час.

Входит в комнату молчание. Сколько лет все у нас Длится первое свидание.

2-й ведущий: Первое свидание — начало начал. Пер­вое свидание незабываемо, особенно такое, какое нам сейчас продемонстрируют команды.

Ситуация для девушек: «Жаркое летнее утро. Неболь­шое озеро. Посередине озера — лодка, в лодке двое: он и она. Они самозабвенно любуются природой. Вдруг в лодку быстро начинает Поступать вода. Юноша и девуш­ка судорожно вычерпывают воду, а она все прибывает. Очень жаль, но ни юноша, ни девушка плавать не уме­ют*.

Стпуация для юношей: «Летнее прекрасное утро. Сочи, вы далеко от города; на пляже. Горячий песок, теплое море. Вам хорошо, вы загораете. Вдруг вы слышите жен­ский голос. Она говорит, что у нее украли одежду, поэто­му не может уйти с пляжа. Своей одежды вы, обернув­шись, тоже не находите».

^ Команды предлагают выход из создавшейся ситуации-и инсценируют ее. Победившая команда рисует свой знак в клетке 2.

1-й ведущий: Сегодня любовь начинается с того, что раньше ее венчало. Правильно, я говорю о сексе.

^ 2-й ведущий: Так называется наш очередной конкурс, а вообще-то мы будем говорить о секретах счастья.

1-й ведущий: Секрет счастья прост — надо любить. Ког­да человек любит — он поет, и поет, конечно, о любви.

^ 2-й ведущий: Мы предлагаем вам сыграть в музыкаль­ный футбол.Команды по очереди будут петь по строчке из песен, где есть слово «любовь».

Команда, спевшая песню последней, заполняет клетку 3.

1-й ведущий: Все начинается с любви, а заканчивает­ся частенько законным браком. Символ брака, конечно же, обручальные кольца. Обручальное кольцо не простое украшение, оно свяжет вас узами брака навсегда.

^ 2-й ведущий: У нас тоже есть свои обручальные коль­ца.

Команды берутся за руки, а первые участники команд получают обруч. Вся команда, не порвав брачных уз, то есть, не расцепив рук, должна пройти через обруч. Кто быстрее это сделает, тот и победит.

^ Первые игроки поднимают обручи на метр от пола, это могут сделать и ведущие. Победившая команда ставит в клетку с цифрой 4 свой знак.

1-й ведущий: Любовь, куда меня ты завела? Безуслов­но, на Канарах отдохнуть не худо, и там я непременно буду, только песню в дорогу возьму.

^ 2-й ведущий: Нет, лучше на Канары отправиться с кру­изом в окружении звезд.

1-й ведущий: Так и сделаем.

Команды получили домашнее задание: инсценировать клип любой песни по сегодняшней теме. Итак, на борту нашего лайнера...

^ Команды по очереди показывают клипы. В этом конкур­се победитель определяется по количеству аплодисментов зрителей. Знак ставится в клетку 5.

2-й ведущий: Частенько он ей говорит: «Регистриро­ваться не будем, моя птичка, потому что с разводами та­кая возня...» Но если уж он и она связали себя брачны­ми узами, то это уже настоящая семья.

1-й ведущий: Жизнь в семье — это не только любовь, но и полное взаимопонимание, и взаимопомощь, неслу­чайно слово «супруги» означает «идущие в одной упряж­ке». Ничто так не объединяет семью, как совместная хозяйственная деятельность.

^ 2-й ведущий: У нас маленькая хозяйственная виктори­на, причем девушки будут отвечать на мужские вопросы, а юноши — на женские. - Вопросы для девушек.

1. Что такое дрань?

а) Дрова для растопки.

б) Расходы деревообработки.

в) Деревянные палочки, используемые для крепления штукатурки.

^ 2. Что делают лобзиком?

а) Измеряют.

б) Подтачивают.

в) Выпиливают.

3. Родина «Крайслера»... а) Австрия. б)США.

в) Великобритания.

4. Радиччио — это ...

а) марка автомобиля.

б) растение — салатный цикорий. v

в) название спортивного клуба.

6, Буканары — это...

а) мужские брюки.

б) мужская сорочка.

в) ботинки.

Вопросы для юношей. ,

^ 1. Сколько граммов риса в одной столовой ложке?а) 60.

б) 10.

в) 30.

2. Пралине — это...

а) вид одежды.

б) косметическое средство.

в) ореховая начинка для сладостей.

3. Бардотки — это...

а) брюки.

б) колготки.

в) блузка. (Второе название «бюсты» — блузки, уменьшенные до размеров бюстгальтеров.)

4. Домашнюю птицу ощипывают...

а) сверху вниз.

б) снизу вверх.

в) поперек.

5. Вапазон — это...

а) драгоценный камень.

б) прибор для орошения лица паром.

в) косметическое средство.

. ^ Победитель определяется по количеству правильных ответов. Представители команды-победительницы ста­вят знак в клетке 6.

1-й ведущий: Залог успешного существования семьи — достойный бюджет и великое умение преумножать его.

2-й ведущий: А для этого супруги должны быть добыт­чиками. Все в дом, все для семьи. Выбирайте самого предприимчивого в вашей команде и слушайте задание.

1-Й ведущий: Вашему «добытчику» мы завязываем гла­за, и он должен принести домой как можно больше иг­рушек. Но собирать их придется, только слушая ваши команды «холодно —горячо».

^ Конкурс проходит три минуты. Команды подсказывают направление поиска. Подсчитывается количество собран­ных игрушек и заполняется клетка 7.

2-й ведущий: Семейная жизнь, как известно, не лише­на скандалов.

1-й ведущий: Благодаря им люди становятся либо фи­лософами, либо платят алименты.

^ 2-й ведущий: Природа скандала проста: слово за сло­во, а там, глядишь, переходим к решительным действи­ям.

1-й ведущий: Внести черный ящик! В черном ящике — полезный атрибут скандала. Какая команда первой назо­вет этот предмет, та и победит.

^ 2-й ведущий: Мы облегчим вам задачу: каждая коман­да имеет право задать по очереди три вопроса, но такие, на которые можно ответить только «да» или «нет».

В черном ящике могут быть скалка, сковорода, деревян­ная ложка, утюг. Угадавшая команда ставит свой знак в клетку 8.

2-й ведущий: От несоблюдения техники безопасности человек может не только умереть, но и родиться. Укра­шение семьи, цветы жизни — это дети.

^ 1-й ведущий: Как говорят: маленькие детки — малень­кие бедки, большие детки — большие бедки. У команд сейчас будут маленькие детки, а задание — большим..Вам придется сочинить новую колыбельную на старый мотив.

2-й ведущий: Помните: «Баю баюшки-баю, не ложися на краю»? Надо не только сочинить колыбельную, но и спеть ее методом эстафеты — каждый по строчке — бе­режно передавая изрук в руки своего малыша.

У кого это лучше получится, тот и впишет свой знак в клетку 9.Пока команды придумывают колыбельную, ведущие про­водят со зрительным залом игру или викторину. После ис­полнения колыбельной заполняется последняя клетка таб­лицы, подводятся итоги игры, награждается победившая команда.

1-й ведущий: Верь в великую силу любви!

Свято верь в ее крест побеждающий, В ее свет, лучезарно спасающий!

^ 2-й ведущий: Мир, погрязший в грязи и крови! Верь в великую силу любви!

1-й ведущий: Но наша встреча еще не заканчивается, мы хотим от каждой команды пригласить по пять чело­век поучаствовать в еще одной программе «Любовь с пер­вого взгляда» и определить идеальную пару. Подумайте пока, кто будет участвовать.

2-й ведущий: Вы, конечно же, помните, что сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о любви...

О любви с первого, а может быть, и второго взгляда... Вы верите в любовь с первого взгляда? Я тоже. И вооб­ще, я думаю, что любовь и школа — вещи неразделимые. Ведь, как правило, первая любовь посещает человека именно в школьном возрасте. Что такое любовь?

1-й ведущий: О любви мы можем прочесть у Алексан­дра Сергеевича Пушкина в его романе «Евгений Оне­гин». О любви мы можем узнать из курса школьной ис­тории. Ведь именно историки знакомят нас с подвигом жен декабристов, которые отказались от светской жиз­ни и роскоши, отправились в далекую Сибирь на катор­гу, куда были сосланы их мужья.

Но не будем вдаваться в историю... Лучше обратимся к поэтам. Ведь именно они воспевают любовь.

2-й ведущий:

Любовь. Мы об этом читали в книжках. Любовь. Мы об этом понять не могли.

Но постепенно мужали мальчишки " И до нее доросли.

А помнишь — мы с ней не хотели знаться, И часто пути для нее выбирая, Ее мы считали лет до тринадцати Чувством, которое все презирает.

(Р. Рождественский, «Любовь».)

^ 1-й ведущий: Напоминаю, что мы собрались в этом зале, чтобы выбрать идеальную пару. Приветствуем на­ших участников, которые составят, так сказать,... «пару» нашим участницам.

(Выходят пять участников.)

1-й ведущий: Наши участницы... Приветствуем их бур­ными аплодисментами... (Выходят пять участниц.)

2-й ведущий: И теперь, по правилам игры, мы, веду­щие, должны кратко рассказать о каждом участнике ни­шей игры с названием «Любви все возрасты...».

(Заполняются и зачитываются карточки.)

1-й ведущий: С участниками познакомились. А теперь нас ждет знакомство с участницами.

(Заполняются и зачитываются карточки.) 2-й ведущий: Итак, начинаем нашу игру.

^ 1-й ведущий: Задание иереев для наших комкурсаизов. А назвали мы его... «Расскажи нам о себе».

Я раздаю вам листочки (в виде сердечка), на кото­рых—вопросы:

1. Любимый певец (певица).

2. Любимое блюдо.

3. Любимое животное.

4. Любимый предмет в школе.

5. Назовите книгу, которую вы прочитали последней.Для ответов дается 3—5 минут. Пока вы заполняете наши «сердечки», я задаю вопросы всем присутствую-' щим на нашем классном часе:

1. Назовите самую большую и многостраничную по­эму-сказку А.С. Пушкина. («Руслан и Людмила»)

2. Назовите самого главного бога древних греков. (Зевс)

3. Назовите московскую эстрадную певицу, выпустив­шую в 80—90-х годах прошлого столетия больше всего диско-альбомов. (Алла Пугачева)

4. Назовите самую известную египетскую царицу. (Клеопатра)

5. Назовите имя дамы сердца самого печального ры­царя Дон Кихота. (Дульсинея Тобосская)

^ Ученики и приглашенные, правильно ответившие на воп­росы, поощряются классным руководителем или членами жюри.

2-й ведущий: Итак, наши участники заполнили свои карточки и готовы отвечать на вопросы-ситуации.

^ Первая ситуация для девушек.

Вам нравится парень из старшего класса. Вы с ним не знакомы. А очень хочется, чтобы он заметил вас. Ваши действия:

1. Будете с ним «заигрывать», кокетничать, пытаться познакомиться. И в конце концов добьетесь своего.

2. Будете тщательно скрывать свои чувства и избегать его, то есть страдать и вздыхать в одиночестве.

3. Все ему скажете при удобном случае (например, во время танца, естественно, пригласив его).

(Ответы девушек)

1-й ведущий: Знакомство наше продолжается. Ну, а те­перь — слушаем наших юношей.

Первая ситуация для юношей.

Ситуация аналогичная. Вам нравится девушка, но вы с ней не знакомы. Ваши действия:

1.Сделаете все возможное и невозможное, чтобы по­знакомиться с ней.

2. Тихо, в гордом одиночестве будете вздыхать о ней, боясь заговорить с ней.

3. Попросите, чтобы ваш друг ей сказал о вас и ваших чувствах.

(Ответы юношей)

2-й ведущий: Знакомство наше продолжается. ^ И вот вторая ситуация для девушек.

Вы встречаетесь с парнем, которому вы очень нрави­тесь. А он вам нет. Но встречаетесь вы с ним по принци­пу «У всех есть парень и у меня». Но это.неинтересно, без взаимности. Вам это наскучило. Ваши действия:

1. Немедленно ему сообщаете об этом.

2. Боитесь сказать ему и ждете, когда он сам все пой­мет.

3. Ничего ему не говорите, жалея его и его чувства. (Ответы девушек)

1-й ведущий: Вторая ситуация для юношей.

Вы обещаете своей девушке потрясающий вечер, иде­те в видеосалон на просмотр нового фильма. Но сеанс от­менен из-за недостаточного количества зрителей. Девуш­ка разочарована. Вы решаете зайти с ней в ближайшее кафе. В кафе нет мороженого. На улице осень, холодный ветер, дома у вас гости. Ваши действия:

1. Извиняетесь и провожаете ее домой.

2. Гуляете с ней до посинения на улице.

3. Свой вариант.

(Ответы юношей)1-й ведущий: Третья ситуации для наших участниц.

Знакомый мальчик, который вам очень нравится, при­гласил вас к себе на день рождения. Но ваша мама за­претила вам идти, мотивируя тем, что он хулиган и его компания вам не подходит. Ваши действия:

1. Вы не послушаете маму и пойдете на день рожде­ния.

2. Останетесь дома, переживая и плача в подушку.

3. Свой вариант.

(Ответы девушек)

2-й ведущий: И третья ситуация для наших юношей.

Вы случайно узнали, что ваша девушка согласилась участвовать в конкурсе красоты «Мисс города». Ваши действия:

1. Закатите ей скандал и поставите условие: «Или я, или конкурс».

2. Сделаете вид, что все нормально. И с друзьями пой­дете на это шоу.

3. Поступите как-то иначе.

(Ответы юношей)

1-й ведущий: Закончился второй тур нашей игры «Любви все возрасты...». Переходим к следующему туру. Он называется «Поговори со мною, друг мой!». В чем суть этого тура?

Сейчас каждый из вас, наши дорогие участники и уча­стницы, сможет задать друг другу вопрос.

Итак, с кого начнем?

(Вопросы — ответы)

2-й ведущий: И последний, четвертый тур. Вопросы для девушек:

1. Вам нравится парень, который в данное время дру­жит с девчонкой, с которой вы в ссоре. Ваши действия?

(Ответы девушек)

2. Как вы избавитесь от парня, который вам уже на­доел?

(Ответы девушек)

1-й ведущий: Вопросы для юношей:

1. Вы будете мстить девушке, которая вас бросила ради вашего друга.

(Ответы юношей)

2. Если вам нравится одноклассница, будете ли вы ее дергать за волосы или отбирать учебник?

(Ответы юношей)

2-й ведущий: А теперь наши участники должны сде­лать свой выбор.

На обороте своего сердечка с именем вы пишите имя понравившейся девушки или юноши. Пока вы делаете свой выбор, мы со зрителями смотрим ...

(Исполняется заранее подготовленный номер художе­ственной самодеятельности — танец или песня.)

1-й ведущий: А сейчас мы увидим, совпали ли у нас пары. Итак, ваш выбор...

(Зачитывают карточки девушек и юношей.)

У нас получилось... пар. Надеемся, что ваш выбор правильный.

2-й ведущий: (Обращаясь к участнику «идеальной пары» по имени)., почему вы выбрали именно...?..., что больше всего вам понравилось во внешности ...? И т. д.

^ 1-й ведущий: Мы благодарим всех за участие. Вруча­ем вам наши «Дипломы участников» и провожаем бур­ными аплодисментами.

А нашу идеальную пару (определяется по громкости ап­лодисментов) ждет шуточный конкурс «Дочки-матери».

(Девушка и юноша встают рядом, им связывают руки. У каждого остается свободной по одной руке надо одеть или запеленать куклу.)2-й ведущий: Молодцы! И это испытание прошли ус­пешно. Примите от нас и наших спонсоров скромные призы. .

Ведущие (вместе): До свидания! До новых встреч! Пусть любовь всегда сопровождает вас по жизни!

^ КЛАССНЫЙ ЧАС 8

Тема: -«Эрудит-шоу, или Это мы не проходили» (интеллектуальная конкурсная программа) ,

Цель:

• воспитание духовно-нравственных качеств лично­сти, сплочение классного коллектива и развитие интеллектуально-творческих способностей школь­ников.

Оборудование:

любое музыкальное сопровождение — аудиозаписи различных мелодий. Набор жетонов для участников, три набора карточек с цифрами «1», «2», «3». Призы участ­никам.

Предварительная работа:

В коллективе формируются три команды по желанию ребят. Выбираются члены жюри. Игроки заранее знают темы конкурсов, но не задание. Программу ведет Веду­щий (классный руководитель или лидер класса).

Ход классного часа

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведем необычные соревнования и вы-• явим самых эрудированных учеников нашего класса. Это

соревнование на смекалку, чувство юмора, эрудицию, знание школьной программы и не только.

Придется выполнить то, что вы изучали в школе по­чти девять лет. Но будьте внимательны — возможны под­вохи и ловушки.

Игра состоит из десяти конкурсов: конкурсы смека­листых, музыкальный, математический, исторический, литературный, грамматический, конкурсы по искусству и естественным дисциплинам и, по нашему мнению, са­мый сложный — конкурс биологический, или «Осенние дары».

Команда, посовещавшись, быстро дает свой вариант ответа.

Будьте внимательны, дружны в командах и тактичны в поведении. За каждый правильный ответ команда по­лучает один жетон. А жюри уже готово вас оценивать. Итак, в путь по интереснейшей стране школьных и жиз­ненных знаний!

Конкурс смекалистых

1. Общее между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (Трубка)

2. Сплюснутый квадрат. (Ромб)

3. Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем)

4. Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш)

5. Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ)

6. Общее между деревом, книгой и венгерской музы­кой. (Лист)

7. Конструктор первого летательного аппарата на пла­нете, он же отец первого летчика. (Дедал)

8. Получеловек, полулошадь. (Кентавр).

9. Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)

10. Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген) 111. Постоянный обитатель крыши, швед по нацио­нальности. (Карлсон)

12. Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I)

13. Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро)

14. Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску)

15. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

16. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)

17. Какая река самая «страшная»? (Тигр)

18. Какой месяц короче всех? (Май — три буквы) 19.1де край света? (Там, где начинается тень)

20. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)

21. Когда строят новый дом, по чем бьют первый гвоздь? (По шляпке)

22. Что у человека под ногами, когда тон идет по мо­сту? (Подошва обуви)

23. Что с земли легко поднимешь, но далеко не заки­нешь? (Пух)

24. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить)

25. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петуши­ным)

26. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)

27. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уро­ки)

28. Как можно поместить два литра молока в литро­вую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

29. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)

30. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все ме­сяцы)

31.Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднима­ют, когда в этом нет нужды? (Якорь)

32.Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана)

ЗЗ.Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)

34. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана)

35. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тог­да первые три метра оно пролетит целым)

36. Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)

37. Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водите­лю разглядеть ее? (Был яркий солнечный день)

38. Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно? (Оба человека играли с другими людьми)

39. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона)

40. Что все люди на земле делают одновременно? (Ста­новятся старше)

41.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)

42. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгать с нижней ступени)

Ведущий: Молодцы. Жюри подсчитает, в какой коман­де больше правильных ответов или ответов, близких к истине, которые жюри сочло правильными ответами. Это было только начало. Продолжаем игру.Музыкальный конкурс

Послушайте шутливое четверостишие и ответьте, о каком певце или вокальной группе эти строчки.

Он высокий и красивый,

Есть в нем сила и задор.

Примадонну взял он в жены,

Для нее поет с тех пор. (Ф. Киркоров)

Как певица ты прекрасна,

Голосочек — хоть куда.

Но, скорей всего, без мамы

Не взошла б твоя звезда. (К. Орбакайте)

Если девушку встречает, Встреч он ей не назначает. Лишь посмотрит грустно вслед. И о ней споет куплет. (М. Леонидов)

Не страшны для них туманы, Не страшны для них снега — Их комбат свою Россию Защищает до конца. («Любэ»)

В своих песенных куплетах

Ценные дает советы:

Просит соль не рассыпать

И друзей не забывать. (В; Добрынин)

Вишня мерзнет на морозе. Чтоб не дать замерзнуть ей, Вопреки самой природе . Джаз поет под шум дождей. (А. Варум)

Как пожарная сирена,

Чей-то вой идет со сцены,

С телевизоров экранов

Пищит кто-то неустанно.

Но сирене этой рады —

Ведь поет звезда эстрады. (Витас)

Знают мальчика-бродягу Уж теперь, наверно, все. Хоть и маленький, бедняга, Но сейчас на высоте. (А. Губин)

Бриллианты в три карата

Любят бравые ребята.

В «Евровидении» бывали,

Хоть призерами не стали,

Но артистов этих все ж

Любит наша молодежь. («Премьер-министр»)

Эти бравые ребята В коммуналке все живут, Змей воздушный запускают... Как же тех ребят зовут? («Дюна»)

Обожает самолеты

И поет лишь про полеты.

Но однажды заблудился

И на землю опустился. (В. Сюткин)

Лейтенанта в ресторане

Вдруг увидела она.

Императорским указом

В чин его произвела. (И. Аллегрова)

С этим соловьем эстрады

Нету никакого сладу:

Может, был с ним кто-то груб?

Выбили центральный зуб!

Хоть теперь он шепелявит,

Зуб он все равно не вставит. (Шура)

Только звезды из балета

Не сплясали с ним дуэта,

А со всеми остальными

Спел он в матушке-России.

И певца того все знают,

Нынче он везде сверкает. (Н. Басков)Математический конкурс

1. Решите задачу в стихах:

Мы только с парохода, Недавно из похода— Одиннадцать недель Гостили на воде. А сколько это дней? (77)

2. Решите задачу-шутку: из города А в город Б само­лет летит 80 минут, а обратно 1 час 20 минут. Почему? (80 мин = 1 час 20 мин)

3. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей? (Три)

4. Слушайте внимательно! Вопрос: Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронул­ся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 че­ловек, вышло 2. На следующей вошло 4, никто не вышел. А потом на остановке один гражданин вошел с целой кучей обновок. Сколько было остановок? (4 остановки)

Исторический конкурс

1. Кому принадлежат эти слова: «Кто с мечом на рус­скую землю придет, от меча и погибнет» (Александру Невскому)

2. Какой город в Древней Руси называли матерью го­родов русских? (Киев)

3. Кто составил славянскую азбуку? (Братья Кирилл и Мефодий)

4. Назовите вождей народных восстаний на Руси. (К. Булавин, С. Разин, Е. Пугачев, И. Болотников)

5. Каких русских историков вы можете назвать? (Со­ловьев, Карамзин, Ключевский)

Конкурс родной речи, русского языка

1. В Москве живут москвичи, во Владимире — влади-мирцы. А как зовут себя жители Курска? Архангельска? (Куряне, архангелогородцы)

2. Назовите слова, которые должны начинаться и за­канчиваться буквой «К»:

— цветок (колокольчик);

— танец (краковяк);

— незаменимый человек на корабле (кок);

— детская сказка («Колобок»);

— холодное оружие (кортик);

— гора Кавказа (Казбек);

— помещение на корабле (кубрик).

3. Какая команда быстрее и правильнее составит сло­ва. Каждой команде выдают по 5 карточек (1 балл — за каждое правильное слово. 2—3 минуты).

Слова: сор-ока, кипа-рис, бал-кон, вол-окно, бой­кость, пол-нота, мышь-як, кос-точка, вино-град, вес­точка.

4. Назвать слова, которые должны начинаться и закан­чиваться буквой «А»:

— центральное место цирка (арена);

— старинный музыкальный инструмент (арфа);

— большая река в Сибири (Ангара);

— часть света (Африка, Америка);

— центральная кровеносная артерия (аорта);

Ведущий: Мы уже провели несколько конкурсов, жюри будет сложно определить победителей.

Давайте дадим время членам жюри поработать и про­ведем небольшую игру со всеми присутствующими на нашем классном часе. Итак...

^ Игра -«Урок русского языка»

Необходимо вспомнить падежи и продемонстрировать правила склонения.Используем слова «екалэмэнэ» и «епэрэсэтэ». Про­склоняем эти слова, оставляя корень «е» неизменным, изменяя только окончание — «калэмэнэ» и «пэрэсэтэ».

Должно получится вот так:

Именительный (кто? что?) екалэмэнэ, епэрэсэтэ.

Родительный (кого? чего?) екалэмэня, епэрэсэтя.

Дательный (кому? чему?) екалэмэну, епэрэсэту.

и т. д.

^ Все присутствующие по желанию пробуют свои силы. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок просклоняет слова.

После массовой игры ведущий вновь обращается к играющим командам.

Конкурс по естественным дисциплинам

1. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)

2. Какие ноги у жирафа длиннее — передние или зад­ние? (Одинаковые)

3.Где у кузнечика ухо? (На ноге)

4. Какие звери летают? (Летучие мыши)

5. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Зимой он спит)

6. Как называется явление природы, когда Луна меж­ду Солнцем и Землей на одной прямой линии? (Солнеч­ное затмение).

Искусствоведческий конкурс

1. Показать несколько известных картин. Нужно ука­зать ее название и имя художника.

2. Театральное представление в честь одного из его участников. (Бенефис)

3. Искусство, которому Чайковский посвятил свою жизнь. (Музыка)

4. Картина, на которой изображены овощи и фрукты. (Натюрморт)

5. Кто написал оперу о походе князя Игоря на полов­цев? Название оперы. (А.Н. Бородин, «Князь Игорь»)

6. Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника? (Бах).

Литературный конкурс

1. Каждой команде предлагается рассказ.

Вместо многоточия нужно вставить фамилию автора произведения.

«Лето» (Горький) на исходе. Вот он — «Тихий Дон» (Шолохов), а за ним — «Вишневый сад» (Чехов) и «Лес» (Островский).

«Евгений Онегин» (Пушкин) и «Бедная Лиза» (Карам­зин) едут в «Дом с мезонином» (Чехов), где их ждут «Три сестры» (Чехов) и «Мать» (Горький).

«Детство. Отрочество. Юность» (Толстой) провели они в этом доме. Здесь их встретила «Первая любовь» (Тур­генев). Вполне «Обыкновенная история» (Гончаров). Еще «Накануне» (Тургенев) все предвещало непогоду. И вот в пути их застала «Гроза» (Островский). «Что делать?» (Чернышевский) — думали они.

2. Составить как можно более длинное предложение (все слова должны начинаться на одну букву, за исклю­чением предлогов и союзов). За каждое слово в предло­жении — один балл. Например, буква «К».

3. Викторина «Вспомни курс литературы»

Чем угощала Золушка своих сестер на балу? (Апель­синами, лимонами)

Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки «Снежная королева» Г. X. Андерсена)

Героиня, которая учила мальчишку: «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина)Имя автора «Приключений Чиполлино». (Джанни Ро-

дари)

Сказочное название скатерти. (Самобранка)

В каком из перечисленных ниже городов родился

А. П. Чехов? Таганрог, Львов, Мурманск, Севастополь,

Киев, Новгород, Орел. (Таганрог)

Ведущий: Мы попросим жюри объявить итоги перед последним конкурсом.

(Слово членов жюри)

А сейчас мы подошли к финальному биологическому конкурсу — «Осенние дары».

^ Биологический конкурс: -«Осенние дары»

Теперь мы всех просим помолчать, лишь поднимать таблички с номером, соответствующим, по вашему мне­нию, правильному варианту ответа.

1. После проведения археологических раскопок мы узнали о самом первом хлебе. Его готовили из...

1) древесины

2) орехов и желудей

3) дикорастущей травы

Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой делали первые сырые лепеш­ки, их можно было печь на огне. Так делали хлеб, пока не стали употреблять пшеницу.

2. Есть сказка про чудо-дерево, на котором растут бул­ки, калачи, пряники. А в какой стране на самом деле ра­стет хлебное дерево, которое плодоносит 8 месяцев в году, а хлеба с одного 15-летнего дерева хватает семье из трех человек на целый год?

1) ^ На Ямайке

2) В Японии

3) В Китае

3. Без хлеба, как известно, не проживешь. Поэтому человечество научилось выращивать его и в безводной пустыне, и среди камней, но печь хлеб из отравы не умуд­рился никто, кроме... .

1) жителей Чукотки

2) южноамериканских индейцев

3) папуасов

Хлеб делают из юкки — смертельно ядовитого корня маниока. Соком юкки смазывали наконечники стрел, а мякоть индейцы араваки с острова Доминике выклады­вали в плоские глиняные тарелки и придавливали сверху тяжелыми камнями. Получившиеся белые круги — каса-ба — это и есть хлеб араваков. Хранят его долго, готовят просто: достаточно сунуть касабу в уголья — и хлеб го­тов.

4. Название этого овоща, заимствованное из немецко­го языка, восходит через итальянское слово «трюфель» к латинскому «терратубер», что означает «земляная шиш­ка». Как вы думаете, что это за «земляные шишки»?

1) Редис

2) Свекла

3) Картофель

5. Судя по археологическим находкам, этот овощ ис­пользовался первобытными людьми уже в каменном и бронзовом веках. Название было заимствовано из латин­ского языка, оно происходит от слова «капут» — голова. Какому овощу было дано такое название?

1)Репе

2) Тыкве

3) Капусте

6. Раньше существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миски с этим пареным овощем — утром найдешь слиток золота, так как этот овощ — любимое лакомство гномов. Ночью гномы съедят угощение и щедро запла­тят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лесмиски, но золота, увы, не находили. Какой пареный овощ является любимым лакомством гномов?

1) Морковь

2) Козелец

3) Фасоль

7. Этот овощ у древних персов считался символом ссор, раздора и сплетен. Кто хотел насолить сопернику или недругу, тайно подбрасывал ему в дом ветвистое ди­корастущее растение. А греки, наоборот, очень ценили этот корнеплод, даже благодарственные приношения богам делали в виде его серебряного изображения. А на Руси красавицы использовали его как румяна. Что это за овощ?

■ 1) Редис

2) Свекла

3) Морковь

8. Этот овощ не только съедобен: В 1532 году в доли­не реки Ориноко, оказывая сильное сопротивление ис­панским завоевателям, индейцы провели первую в исто­рии... газовую атаку. Они несли жаровни и непрерывно бросали на тлеющие угли какой-то красный порошок. Из какого измельченного овоща индейцы получили удушли­вый газ?

1)Лук ■

2) Чеснок»

3) Перец

9. Этот овощ долгое время во Франции и Италии слу­жил только декоративным украшением беседок, в Герма­нии — красовался в горшках среди комнатных растений, а в Англии и России его выращивали в оранжереях сре­ди экзотических цветов. Привезен он был из Южной Америки, плоды его назывались «золотыми яблоками», хотя и считались ядовитыми. О каком овоще идет речь? 1)Дыня

2) Помидор

3) Патиссон

10. Родина этого овоща — Индия. Одно время счита­лось, что это самая изысканная пища. В Турции даже живет легенда: в далекие времена, когда этот овощ толь­ко-только появился в стране, жестокий и жадный султан Магомет II приказал однажды вспороть животы семи своим придворным, дабы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок ойощей. В Россию попал он из Греции, а название его на греческом означает «неспе­лый, недозревший». Что это за овощ?

1) Баклажан

2) Огурец

3) Капуста

11. В старину на Руси, кочуя из одного места в другое, люди часто испытывали тяжелые беды и лишения. Что­бы как-то помочь идущим вслед, шедшие впереди остав­ляли разного рода пометки. Они бросали зерна этого ово­ща, те быстро давали всходы и, созревая, спасали немало переселенцев от голодной смерти. Семена какого овоща бросали кочевники в землю?

^ 1) Гороха

2) Томата 3)Лука

12. Еще в Египте жрецы объявили этот овощ священ­ным растением и не употребляли в пищу. Он напоминал Луну, которая считалась символом вечности. Его, как за­мечательный стимулятор работоспособности, по прика­зу фараона, ежедневно получали строители пирамиды Хеопса. Этот овощ был первым наглядным пособием при изучении астрономии. Древние ученые, разрезав его по­перек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, состоящей, как тогда утверждали, из нескольких сфер и оболочек, окружающих Землю. Во все времена все наро­ды приписывали ему необыкновенные лечебные свой­ства. Это...1) Лук

2) Картофель

3) Чеснок

13. Этот овощ афганцы считали лучшим средством от усталости. Великий древнегреческий врач Гиппократ ус­пешно применял его для лечения легочных заболеваний, а в I веке до н.э. древнеримский врач Диоскорид первым указал на глистогонные свойства растения. Название его почти одинаково звучит на многих славянских языках и означает «расщепленный на дольки». О каком лекар­ственном растении идет речь?

1) Патиссон

2) Чеснок 3)Лук

14. Об этих фруктах в Европе узнали в начале XV века, а в XVIII веке их слава дошла до России. Недалеко от Санкт-Петербурга есть город, до недавнего времени но­сивший название этого фруктового дерева — Ораниенба­ум. Там в 1714 году граф Меншиков построил дворец с большими оранжереями, где выращивали фрукты. Ека­терина II присвоила городу герб: оранжевое дерево в се­ребряном поле. Что это за фруктовое дерево?

1) Яблоня

2) Лимон

3) Апельсин

15. Из этого фрукта на Кавказе делают чурчхелу— сладкую «колбасу», начиненную орехами. Высушенные фрукты широко используют как десерт, из них готовят компоты, добавляют в выпечку. Из каких же фруктов де­лают сладкую «колбасу»?

1) Из яблок

2) ^ Из винограда

3) Из груши

16. Несколько столетий назад в нашей стране эти яго­ды ценились дороже золота и признавались весьма ред-

ким и исключительно важным лекарством. Их обмени­вали на атлас, бархат, собольи меха. Хранились они в Кремле, в Аптекарском приказе, и, чтобы получить их, требовалось специальное разрешение царя. Из цветов этого растения готовят варенье, используют для произ­водства духов. А греки его цветок называли «собачьей розой». Что это за чудо-ягоды?

1) Шиповник

2) Рябина

3) Клубника

Ведущий: Вот и подошел к концу наш конкурс, или эрудит-шоу.

Мы попросим жюри огласить окончательные итоги и назвать команду-победительницу, а также «самого умно­го» игрока.

Жюри объявляет итоги. Проводится награждение побе­дителей.