velikol.ru
1



Выступление на педагогическом совете по теме:


Формирование мотивации к учению – как фактор повышения успеваемости учащихся на уроках иностранного языка. (Старшее звено).


Знание иностранных языков сегодня особенно важно.  Некоторые люди изучают языки, потому, что они нужны им в работе, другим знание языков     помогают в путешествии за границей, для третьих изучение иностранных языков – хобби.  Вообще, знание иностранного языка во все времена являлось показателем уровня образованности человека.

А ведь есть и ещё один важный воспитательный момент, без которого  даже самые правильные ответы  на вопросы будут бессмысленными: умение находить общий язык с детьми!  Умение правильно построить отношения так, чтобы возникла ситуация, где никто не может быть униженным, я считаю, важнейшая составляющая мастерства педагога.  В моей работе, естественно, приходится сталкиваться с тем, что кто-то сильнее, способнее, кто-то наоборот. Я добиваюсь того, чтобы при этом никто не почувствовал себя ущемленным, но вместе с тем, стремлюсь поставить дело так, чтобы у тех, кто пока чуть слабее, был стимул и возможность догнать тех, кто ушёл вперёд.

Я провожу анкетирование учащихся в начале года и в конце каждой четверти. Анализ анкет показывает отношение учащихся к преподаваемому мной предмету и показывает перспективы моей деятельности. Учеников, у которых снизилась внутренняя мотивация, я стараюсь заинтересовать в моем предмете и веду обучение в рамках государственной программы. Для тех, у которых внутренняя мотивация достаточно высока, я предлагаю различные виды дополнительных работ творческого и познавательного характера.

Признавая ведущую роль мотивации при обучении иностранному языку, я представляю себе способы и приемы ее формирования в условиях средней школы. Формирование мотивации – это не перекладывание в головы учеников уже готовых, извне заданных мотивов и целей обучения. Это, прежде всего, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшее саморазвитие мотивационной сферы.

Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности, когда человек ставит себе вопрос «Для чего я ЭТО делаю?», «Зачем мне ЭТО нужно?». Основная задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать ученика в своем предмете и что же для этого необходимо сделать?

Во-первых: необходимо знание личностных особенностей учащегося, его интересы, способности, возможности. Основываясь на имеющихся данных, я уже точно знаю, какое задание ему интересно и он будет заинтересован в его выполнении, а какое задание нельзя предлагать ни в коем случае.

Во-вторых, с точки зрения психологии, ребенок всегда находит авторитета, и копирует его. Поэтому, необходимо заинтересовать ученика своими личностными качествами, и быть образцом для него. Быть примером во всем и всегда. Мы все хорошо знаем, что ученик лучше учится, когда ему нравится учитель и тогда ему тоже нравится преподаваемый им предмет. А вот представьте наоборот: ученику нравится предмет, но он не любит учителя. Какой же тогда эффект от обучения? Вывод прост: необходимо создать хорошие отношения с учениками и поддерживать их.

Что же формирует положительную мотивацию на моих уроках иностранного языка?

В основу всего я ставлю личный пример носителя языка. Это  в первую очередь учитель, одноклассник. Им может быть человек владеющий ИЯ и способный заинтересовать своими личными качествами в уровне владения ИЯ.

На своих уроках я применяю СМИ. Это журналы, газеты и их электронные версии. Мы знакомимся с жизнью стран изучаемого языка посредством СМИ.

Большую роль играет компьютер и современные информационные технологии. Я часто провожу обобщающие уроки при помощи компьютера, где мы посещаем страны изучаемого языка, а учащиеся выступают экскурсоводами. Также мы выполняем задания на компьютере, с которыми учащимся всегда интересно работать.

Что касается всемирной сети ИНТЕРНЕТ, то я научила своих учеников находить необходимую информацию в ИНТЕРНЕТЕ. Они без труда могут найти страноведческие данные, проанализировать их и подготовить сообщения, доклады. Ввиду того, что большая часть ресурсов на английском языке, у них появляется дополнительный стимул к изучению моего предмета

Другим важным средством для повышения интереса к иностранному языку является клуб по переписке. Он помогает научиться письменно излагать свои мысли и имеет огромное значение для формирования внутренней мотивации. То есть, учащийся практически применяет полученные на занятиях знания и стремится получить дополнительные.

Вначале у детей не было особого желания переписываться с иностранцами, но увидев как я постоянно получаю письма из-за границы, у них возникал интерес к тому, о чем же они пишут мне. Мы вместе читали письма, как от взрослых, так и от детей, и им тоже захотелось получать письма из-за границы. Я нашла им друзей и теперь они тоже переписываются. Вначале у них возникали сложности, но постепенно они втянулись в работу и им это очень нравится.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние обучаемого обеспечивают ему выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Это прежде всего проектная работа, которая возможна на каждом этапе обучения и усложняющаяся по мере накопления знаний.

Проектную работку мы выполняем не только на бумаге, но и при помощи компьютера, который дает нам возможность более красочно и эффектно оформить свою работу. Необходимо отметить, что учащиеся более прилежно работают над составлением Web презентаций, чем над обычными проектами

Клуб по переписке, СМИ, дополнительная литература помогают нам развивать лингвострановедческие знания. Я стараюсь найти со всеми общий язык, предлагаю самые разнообразные творческие задания. Мои учащиеся с удовольствием занимаются проектной работой, умеют получать информацию из сети ИНТЕРНЕТ и работать с ней, много читают дополнительной литературы. Клуб по переписке помогает нам применять на практике полученные знания и умения. Это является одним из главных стимулов к изучению иностранного языка.

Вот основные приемы работы, которые я использую в преподавании иностранного языка.