velikol.ru
1


Галикарнасский мавзолей





Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды . Более того , одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их . Лучшие мастера того времени .

Формально говоря , этот мавзолей также памятник любви , как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал . И когда процарствовав двадцать четыре года , Мавсол умер , Артемиссия была убита горем .


" Говорят , что Артемиссия , обнимая труп и проливая над ним слёзы , приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу , где он и был сожжён . В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок. Порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила . Кроме того , её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе . Она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу , которая была причислена к семи чудесам света " .


Известно , что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным . Вернее предположить , что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его . Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет .


Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания , первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии . Снаружи эта громадная погребальная камера , площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров , была обложена плитами белого мрамора , отёсанными и отполированными на персидский манер .


По верху первого этажа шёл фриз -- битва эллинов с амазонками , работы великого Скопаса . Кроме Скопаса там работали Леохар и Бриаксид и Тимофей .


Во втором этаже , окруженном колоннадой , хранились жертвоприношения , крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой ( колесницей ) . В колеснице , запряжённой четвёркой коней , стояли статуи Мавсола и Артемиссии . Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников .


Очевидно мавзолей был слишком красив и торжественен . Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным . Возможно , виной тому пирамида , возможно , глухие высокие стены нижнего этажа .


Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами , внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими , а внешние – ионическими ( греческими ) .


Плиний утверждает , что мавзолей достигал в высоту 1125 локтей ( то есть 60 метров или 15 этажшый дом ) , другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры .


Мавзолей стоял в центре города , спускавшегося к морю . Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса -- колоссальным святилищем Ареса , храмами Афродиты и Гермеса , которые стояли выше , на холме , по сторонам мавзолея .


Построен мавзолей был столь прочно , что , хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет . А о том , как мавзолей погиб , известно из хроники историка позднего средневековья :

" В 1522г , султан Сулейман послал нескольких рыцарей , чтобы привести в порядок укрепления . Они воспользовались мраморными плитами и глыбами , из которых состояла древняя , полуразрушенная постройка вблизи гавани . Снимая глыбу за глыбой , они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры . Они увидели прекрасную четырёхугольную залу , украшенную мраморными колоннами , карнизами и различными орнаментами . По стенам и на потолке виднелись мраморные рельефы , изображавшие различные сцены и даже целые сражения . За этой залой они нашли ещё другую , меньшую , в которую вела низенькая дверь . В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною . Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора , дивно светившегося в темноте ."


В середине XIX века путешественники обращали внимание на то , что стены турецкой крепости Будрун , перестроенной из ионнитского замка святого Петра , сложены из мрамора . Это неудивительно , остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам , а потом арабам и туркам . Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна , неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.


Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции , он приехал в Будрун и после долгих переговоров купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей . Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались , что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса .


На берегу были два мраморных льва , вставленные в стену крепости мордами к морю . Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства . За девять месяцев , проведенных в городе Будруне , археолог М.Ньютон отыскал обломки мавзолея , а под слоем земли и мусора ещё четыре плиты Скопаса . Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку -- расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии , стоявшие прежде в колеснице , на самом верху мавзолея и почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной , с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками ( украшениями ) .


Удивительно то , что голова оказалась деформированной . М.Ньютон догадался , что лошади , запряжённые в колесницу карийских монархов , стояли на шестидесятиметровой высоте . Этим-то и объяснялась несоразмерность , ведь на лошадей следовало смотреть издали и снизу .