velikol.ru
1



ГМО для воспитателей 1 младшей группы

МДОУ детский сад №10 «Капелька»


Сообщение

Опыт работы по теме: «Вязанные игрушки для театрализованной деятельности»


Подготовила: воспитатель МДОУ – детский сад №8 «Яблонька» Наумова С.И.


2013 год

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. К 3 годам воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание.

Театральная деятельность тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Работая над темой «Культурно – досуговая деятельность в первой младшей группе», я ставила перед собой цель: сформировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогатить пассивную и активизировать разговорную речь детей раннего возраста.

Для реализации этой цели поставила перед собой следующие задачи: вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности; целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря; сформировать:

- потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

- поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

- формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Свою работу я условно разделила на 3 этапа.

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.) . Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… »

3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности: постоянно пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь. Вводятся в непосредственно-образовательную деятельность и в повседневную жизнь, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал. Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности и в соответствии с комплексно-тематическим планом.


Связаны крючком различные виды театров: пальчиковый, театр рукавички, би-ба-бо, настольный, игрушки для оформления предметно-развивающей среды – разные куклы, цветы в горшочках и в вазах, торт, машины, фрукты и овощи, пруд с уткой, дерево, воробей.

Создавая свои работы я пользовалась литературой: Онищенко В.В. «Мягкие игрушки своими руками», Бойко Е.А. «Игрушки – подушки», Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами», Столярова А. «34 куклы», Ращупкина С.Ю. «Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами» Годдард М. «Вяжем игрушки», Экснер Е. «Цветы и фрукты круглый год», Хамбах Е. «Вязаные цветы», адрес сайта: klio-elena.narod.ru; amigurumi.com.ua.