velikol.ru
1


  • Государственная итоговая аттестация по русскому языку

  • в 9 классе


  • www.fipi.ru

  • http://saripkro.ru/Attest/project/p4aa1.html



Как выставлять оценки на пробном экзамене

          • 0 – 19 (20) баллов 2
          • 20 (21) – 30 баллов 3
          • ( из них не менее 5 баллов
          • за грамотность)
          • 31 – 40 баллов 4
          • ( из них не менее 4 баллов
          • за грамотность)
          • 41 – 44 (45) баллов 5
          • (из них не менее 7(6) баллов
          • за грамотность)


Изменения в проекте модели экзамена 2010 г.

  • Все основные характеристики работы в целом сохраняются.

  • Сокращено количество заданий с выбором ответа (исключено задание А6 – лексический анализ слова: роль номинации героев в выявлении авторского отношения к ним ).

  • Расширена тематика задания С2.1 с развёрнутым ответом.

  • Уточнены критерии оценивания выполнения задания С1 с развёрнутым ответом (ИК2. Сжатие исходного текста).

  • Изменено максимальное количество баллов за выполнение работы в целом (44 вместо 45).



Изменения в проекте модели экзамена 2010 г.

  • Исключено следующее замечание:

  • Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.



Сжатие исходного текста 3 балла

  • 2009

  • Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

  • или

  • экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста.



Сжатие исходного текста 2 балла

  • 2009

  • Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста,

  • или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста.



Сжатие исходного текста 1 балл

  • 2009

  • Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

  • или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста.



Сжатие исходного текста 0 баллов

  • 2009

  • Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия текста и использовал его для сжатия 1 микротемы текста,

  • или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста,

  • или экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста.



Изменения в проекте модели экзамена 2010 г.

  • Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужна орфография?» или «Зачем нужна пунктуация?»

  • Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.

  • Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие или разные функции орфографии, или разные функции пунктуационных знаков.

  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

  • Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

  • Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Часть 1 Сжатое изложение

  • Для части 1 отбираются чётко структурированные тексты публицистического или научного стиля речи (научно-популярного подстиля), содержащие 4 – 5 микротем.

  • Тексты для сжатого изложения носят обобщённо-отвлечённый характер.

  • Тип речи таких текстов – рассуждение.

  • Объём текстов – 250 слов.



Степень сжатия текста

  • В изложении должны быть отражены все основные микротемы текста.

  • Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

  • Минимальный объем изложения – 90 слов.

  • Оптимальный объем изложения – 115 – 120 слов.



Способы сжатия текста.



Основные содержательные приёмы сжатия текста

  • 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение

  • несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной

  • информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний,

  • фрагментов предложений и целых предложений);

  • 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в

  • общее).



Основные языковые приёмы сжатия исходного текста (ФИПИ)

  • 1. Исключение:

  • • исключение повторов;

  • • исключение одного или нескольких из синонимов;

  • • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • • исключение фрагмента предложения;

  • • исключение одного или нескольких предложений.



Основные языковые приёмы сжатия исходного текста (ФИПИ)

  • 2. Обобщение:

  • • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • • замена гипонимов гиперонимом;

  • • замена предложения или его части определительным или отрицательным

  • местоимением с обобщающим значением.



Основные языковые приёмы сжатия исходного текста (ФИПИ)

  • 3. Упрощение:

  • • слияние нескольких предложений в одно;

  • • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.



Порядок подготовки к написанию сжатого изложения

  • 1. Составление плана сжатого изложения:

  • составить подробный план;

  • выделить пункты, отражающие основное содержание текста;

  • исключить пункты, которые касаются деталей, второстепенных моментов;

  • записать сжатый план.



Порядок подготовки к написанию сжатого изложения

  • 2. Сокращение пересказа по сжатому плану:

  • пересказать текст по сжатому плану;

  • вычленить основные, главные мысли;

  • устранить детали, подробности, не требующиеся при краткой передаче содержания.



Порядок подготовки к написанию сжатого изложения

  • 3. Работа над формой выражения мыслей: замена сложных предложений простыми, нескольких предложений, выражающих одну сложную или несколько близких по смыслу мыслей, одним; введение в предыдущее предложение одного-двух слов, заменяющих целую фразу; исключение отдельных слов, имеющих второстепенное значение.



Приемы сжатого воспроизведения:

  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

  • пропуск предложений с описаниями;

  • сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

  • сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

  • перевод прямой речи в косвенную;



Упражнения для подготовки к сжатому изложению

  • - Выделение главной информации предложения (простого или сложного).

  • - Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

  • - Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.

  • - Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.

  • - Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.

  • - Подбор обобщающего слова к ряду слов.

  • - Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.



Тексты для чтения

  • Для 2 и 3 части отбираются тексты из художественной литературы, тематически связанные с текстом для изложения.

  • Тексты для чтения раскрывают тему на живом, жизненном материале.

  • Основной тип речи таких текстов – повествование.

  • Объём текста для чтения составляет 310 – 320 слов.

  • Текст для чтения снабжён факультативной ссылкой – краткими сведениями об авторе, позволяющими экзаменуемым избежать однообразия речи при его наименовании.



Часть 2 Семь заданий с выбором ответа (А1 – А7)

  • Проверяемые элементы содержания

  • (уровень сложности – базовый)

  • А1 Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.

  • А2 Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

  • А3 Извлечение информации из различных источников.

  • А4 Синонимы. Антонимы. Омонимы.

  • А5 Лексическое значение слова.

  • А6 Выразительность русской речи.



Задания А1 – А6 Анализ содержания текста

  • Задания А1 –А5 проверяют глубину и точность понимания содержания текста :

  • его основной проблемы или её аспектов (А1),

  • позиции автора или героя (А2);

  • характеристики героя (А3);

  • важных для содержательного анализа отношений синонимии и антонимии как на лексическом, так и на текстовом уровне (А4 и А5).

  • Задание А6 проверяет умение опознавать изученные средства выразительности речи.



Обратите внимание на изменение формулировки заданий

  • А1

  • Было: Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

  • Стало: На какой вопрос в тексте нет ответа?



Обратите внимание на изменение формулировки заданий

  • А2

  • Было: Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

  • Стало: В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?»



Обратите внимание на изменение формулировки заданий

  • А5

  • Было: В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

  • Стало:Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению (№17): «И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество»?



Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14) Проверяемые элементы содержания

  • В1 Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

  • В2 Правописание корней.

  • В3 Правописание приставок.

  • В4 Правописание суффиксов.

  • В5 Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

  • В6 Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

  • В7 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.



Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14) Проверяемые элементы содержания

  • В8 Словосочетание.

  • В9 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

  • В10 Простое осложнённое предложение.

  • В11 Простое осложнённое предложение.

  • В12 Синтаксический анализ сложного предложения.

  • В13 Сложные бессоюзные предложения.

  • В14 Сложные предложения с разными видами связи.



Часть 3

  • Уровень сложности – высокий.

  • Содержит два альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно.

  • С2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

  • С 2.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста.

  • Объем 50 – 140 слов.



Задания выполняются с опорой на текст для чтения

  • Задание С 2.1 включает как темы, касающиеся пунктуации, так и темы, связанные с принципами орфографии.

  • Задание С 2. 2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.



Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

  • ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2009.

  • Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  • Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ авторы-составители: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева – М.: Эксмо, 2009.



Использованные материалы

  • Материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

  • - проекты документов, регламентирующих разработку КИМ для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2010 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

  • учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2009 г.;

  • - методическое письмо об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях.



Использованные материалы

  • Толмачева В.Ф. Сжатое изложение. Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи.

  • Черемисина Н. А.Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьниковв процессе обучения сжатому изложению. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

  • Баринова Е. А., Баженова Л.Ф., Лебедева В.И. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1974.

  • Белицкая С.П. Изложение в 5 – 8 классах. М. – Л.: Просвещение, 1965.



  • Благодарю за внимание.