velikol.ru
1

Занятие по этике

Вежливое слово должен знать каждый

Цель занятия: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации

Познакомить ребят с правильной манерой произнесения «волшебных слов» - голосовой интонацией;

Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.


Дети рассаживаются за столы (за каждым – равное число человек), образуя три команды. Перед каждой командой на столе разложены авторучки и листы бумаги. Вдоль стен аудитории расставлены стулья для гостей – родителей и педагогов.

- Ребята, сегодня мы совершим путешествие по необычному городу. Он называется Город Волшебных слов. Мы отправимся туда тремя командами на трёх разноцветных автобусах. Посмотрите – вот они. Каждая команда будет иметь автобус своего цвета. Выберите капитанов, а потом капитаны выберут цвет автобуса.

Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и дружит с вежливыми словам проедем по и. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе писательницы Валентины Осеевой «Волшебное слово». Ответьте мне, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? А помогло ли Павлику это слово? Вспомните, в каких случаях это было? Как надо было произносить «волшебное слово»?

(Ответы детей)

Но ведь старичок сказал Павлику всего одно «волшебное слово», а на самом деле их много. Взгляните – вот перед вами карта Города Волшебных слов. Путешествие мы начнём с улицы Добрых слов, а затем проедем по самым интересным улицам, площадям и аллеям, делая в нужных местах остановки.

Для начала давайте проведём небольшую викторину – проверим, какие «волшебные слова» вы знаете. Капитаны, возьмите авторучки. Сейчас по моей команде экипаж каждого автобуса должен вспомнить как можно больше добрых слов. Я прошу родителей помочь детям записать, а затем и прочитать вежливые слова. На выполнение задания даётся пять минут. Я буду следить за временем, и по моей команде вы закончите писать. Приготовились, начали!

По истечении пяти минут представители каждой команды зачитывают записанные слова и подсчитывают их. Команда-победитель награждается аплодисментами.

Недавно на занятиях мы познакомились с книгой поэта А. Кондратьева «Счастливый парус», где есть стихи о вежливых словах. Какие из этих стихов вы запомнили?

Чтение стихов детьми.

Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Правильно, сила «волшебных слов»зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными». А примеры вы сейчас увидите сами, потому что мы попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили по одному вредному совету. Внимательно послушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

(Капитаны вслух читают советы. Ребята находят ошибки в поведении героев и говорят, как надо поступать, если ты вежливый)

Капитан первой команды

Если ты пришёл к знакомым –

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

^ Капитан второй команды

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

^ Капитан третьей команды

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла…

Путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и пословиц. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познаёт, «что такое хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за всё, что для тебя делают хорошего надо платить добрым и душевным теплом. Доброта – признак силы, великодушия. Но добру противостоит зло, и между ними идёт борьба. Издавна люди свой жизненный опыт, мудрость передавали из уст в уста в виде сказок, которые учат быть добрыми и справедливыми, бороться со злом, не доверять хитрецам и льстецам. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы. Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра?

(Дети называют примеры сказок)

Кроме сказок, своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Давайте подумаем, о чём говорят нам эти пословицы и поговорки?

(Чтение и обсуждение пословиц)

- Доброе словечко в жемчуге

- Доброе слово, что дождь в засуху

- Добрые вести прибавляют чести.

- Доброе слово дороже богатства.

- Добрым словом и бездомный богат.

- На добрый привет – добрый ответ.

А теперь мы въезжаем на Театральную улицу, где у нас состоится знакомство с мальчиком, которого зовут Петрусь.

(чтение детьми стихотворения «Петрусь»)

Путешествие продолжается, мы въезжаем в сквер Нарядных кукол. Посмотрим, что же здесь происходит.

(разыгрывается сценка «Слушай хорошенько»)

Наше путешествие подошло к концу. Оно завершается на главной площади Города Волшебных слов – площади Добра.

Итак, напомните мне, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались? А по какому городу путешествовали? Что хотелось бы вам сказать на прощанье? А в заключение я хочу вам сказать следующее:ы, великодушия. Но добру противостоит зло, и между ними идёт борьба.ушевным теплом. , если ты вежливый) в дандавна

Надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей,

Если станем мы хоть чуточку добрей!