velikol.ru
1


ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ

Музыкальные интересы и предпочтения современных дошкольников

Что-то

Новое в мире.

Человечеству хочется песен.

Люди мыслят о лютне, о лире.

Мир без песен Неинтересен.

Л. Мартынов

Нет необходимости утверждать, что музыка интересна и при­влекательна для ребенка-дошкольника. Это очевидный факт. Воз­никает вопрос, а какая именно музыка интересна современному до­школьнику, каковы его музыкальные предпочтения!

Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в дан­ном случае воспринимается музыка А.Вивальди, В.А.Моцарта, И. С. Баха.

? Почему именно европейская музыка XVII—XVIII вв. оказывает развивающее влияние на растущий в утробе матери орга­низм?

Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его се­мьи, общение по поводу музыкальных произведений определяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных процессов, происходящих в нем, на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства массовой информации, в целом среда, в которой он растет и раз­вивается. Прежде чем анализировать музыкальные интересы со­временных дошкольников, попробуем рассмотреть динамику му­зыкальных интересов детей, скажем, в течение последних пяти­десяти лет.

Детям 1960-х гг. рождения нравились русские народные песни и эст­радный репертуар того времени («Черный кот», «Ландыши», «Надеж­да»), песни из кинофильмов, выходивших на экраны в те годы.

Для детей 1970 —80-х гг. рождения был привлекательным и интерес­ным детский музыкальный репертуар, как разучиваемый на музыкаль­ных занятиях в детском саду, так и широкопредставляемый в средствах массовой информации (телевидение, радио). Большой популярностью пользовались пластинки с записями детских песен композиторов А. Фи­липпенко, В. Шаинского, Г. Гладкова. Многие из песен были знакомы детям по любимым мультфильмам и радиопередачам. Помимо детских песен, дошкольникам нравились и эстрадные песни, такие, как «Мали­новка», «Синий иней», «Поворот».

Для детей, родившихся в 1980-е гг.; любимыми стали взрослые хиты «Миллион алых роз», «Ягода малина», «Вернисаж» (песни группы «Лас­ковый май»). Полюбились детям музыка и песни из фильма «Мери Поп­лине, до свидания». К числу интересных музыкальных произведений можно отнести и музыкальные сказки, часто звучавшие по радио.

Нравился дошкольникам этого времени и военный репертуар, пат­риотические песни из кинофильмов пр0 гражданскую и отечественную войну («Там вдали, за рекой», «О Щорсе»; «Дан приказ ему на запад…», «Смуглянка», «Погоня», «Катюша», «.День победы»). Классическая му­зыка редко попадала в круг музыкальных интересов детей, хотя они в большинстве своем слушали пьесы отечественных и зарубежных компо­зиторов в детском саду, по радио, могли назвать некоторые произведе­ния, их авторов.

А вот дети 1990-х гг. проявляли Повышенный интерес преимуще­ственно к взрослой популярной музыке, в числе любимых песен они называли «Есаул», «Морячка», «Ксюща» «Леха», песни из репертуара А.Пугачевой, Ф.Киркорова, И.Аллегровой, М.Распутиной и др. При­влекла внимание дошкольников и музыка из диснеевских мультфиль­мов («Русалочка», «Король Лев», «Синбад-мореход», «Анастасия», «Чип и Дейл спешат на помощь»). В это время практически уходит из музы­кального опыта ребенка детская песня. Привычный и доступный дет­ский песенный репертуар сменился набором маловыразительных, не­ярких мелодий, новые песни, в отличу от прежних, не стали привле­кать ребенка.

Круг музыкальных интересов дошкольников несколько расширился за счет песен военных лет, песен о войне часто звучавших в эфире в дни празднования 50-летия Победы. Это лишний раз подтверждает факт вли­яния средств массовой информации на музыкальные интересы и пред­почтения дошкольников. Безусловно, дети отражают ту социокультур­ную ситуацию, в которой живут.

Дошкольники, рожденные в конце XX в. — начале XXI в., предпочи­тают песни эстрадных групп «Глюкоза», «Премьер-министр», «Любэ», «Тату» и др. Детей по-прежнему привлекают песни Ф. Киркорова, Алсу, Валерии.

Следует, однако, отметить, что сегодня интерес дошкольников сно­ва направлен в сторону песен из отечественных мультфильмов, таких, как «Бременские музыканты», «Кот Леопольд», «Про крошку енота», «Летучий корабль» и др. И это отрадно.

Изменилось отношение и к классической музыке, большой процент детей любит классику, в основном это пьесы П. И.Чайковского. Из пред­почитаемых детьми классических произведении им оказываются ближе фортепианные миниатюры, например, пьесы П.Чайковского, Д.Каба­левского. ,


? Во все времена любимым музыкальным произведением детей была и остается песня «Катюша»... Как вам кажется, в чем секрет ее популярности?

Как современный ребенок понимает, что же такое музыка, и как рассуждает о ней, о ее роли и месте в жизни человека?

В том, что музыка необходима человеку, убеждено доминиру­ющее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение к музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, ког­да музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее».

В первую очередь дети предпочитают музыку «веселую, радост­ную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой».

Музыка, по мнению большинства детей, нужна для того, что­бы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Но встречаются и суждения о том, что музыка «помогает думать», «заставляет человека переживать что-то», «вызывает какие-то чувства», «для красоты» «для игры» и т.д.

Дошкольники знают, что музыку сочиняет композитор, они имеют довольно четкие представления о его деятельности, о раз­личных музыкальных инструментах, с помощью которых «полу­чается музыка». Наиболее знакомый и популярный музыкальный инструмент у детей — пианино, затем они называют барабан, дудку, металлофон. Менее знакомы детям балалайка и баян. Иног­да к числу музыкальных инструментов они относят магнитофон.

Дошкольники также знают, что музыка бывает вокальной и инструментальной, хотя можно порой услышать и такое высказы­вание: «Есть музыка и есть песня, это две разные музыки». Они имеют представления о том, что музыку можно исполнять на од­ном или нескольких инструментах.

Примечательно, что на портретах дети почти безошибочно уз­нают П. И. Чайковского. Остальных композиторов они либо не узна­ют, либо путают с писателями, поэтами, иногда художниками. Рассматривая портреты, современный ребенок обращает внима­ние главным образом на внешний вид композитора. Так, портрет Бетховена, например, часто сопровождается такими вопросами и комментариями: «А почему он не причесан?» или «Этот человек с растрепанными волосами, видно, не успел причесаться», «У него лохматые волосы, как у меня с утра» и т.п.

Часто дошкольники не могут соотнести знакомое им музы­кальное произведение с его названием и фамилией композитора, т. е. эту информацию они не запоминают. Дети могут сориентиро­ваться только в тех произведениях, которые недавно слушали на музыкальных занятиях, но поскольку именно эти произведения чаще всего не звучат в другой обстановке, ребенок не задержива­ет их в памяти, а значит, они не отражаются в опыте малыша.

Детям знакомы некоторые жанры музыки, они могут отличить марш от вальса, песни, но само слово «жанр» они еще не воспри­нимают.

У дошкольников хорошо сформированы представления о ба­лете, большинство из них может ответить, что: «это когда танцу­ют», «это танцы под музыку, там есть сюжет», «история, которую не рассказывают, а показывают, там все герои танцуют», «это когда в театре звучит музыка, на сцене красивые декорации и только танцы, они разные и очень красивые». В отличие от балета дети ничего не могут сказать об опере. Представления о хоровой музыке также не сформированы и в музыкальном опыте детей представлены крайне слабо. Наиболее любимым детьми музыкаль­ным жанром является песня.

^ Музыка в жизнедеятельности дошкольника

Музыка сопровождает жизнь ребенка постоянно. Взрослые чаще всего не обращают на это никакого внимания, поскольку музыка и в их быту представлена широко и естественно, гармонично со­четаясь с самой жизнью.

Как показывают результаты исследований, дети обычно само­стоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или воз­вращаясь с родителями домой. Вот как это выглядит.

Кирилл С. собирается на прогулку, надевает ботинки и грустно поет:

Зачем вы, девушки,

Красивых любите,

Непостоянная у них любовь...

Он напевает куплет этой песни на протяжении всего времени, пока одевается. Ребенку грустно, потому что во время игры в «Ловишки» дети сломали крепость, которую он строил с самого утра.

Ира В. одевается на прогулку и тихонько поет:

Иногда я жду тебя,

Как звезда веду тебя,

И тогда мне кажется,

Что плывут облака подо мной...

Лена К. моет руки перед обедом, у нее хорошее настроение и она весело напевает песенку:

Я водяной, я водяной, никто не водится со мной,

Внутри меня водица,

Ну, что с таким водиться?..


Еще несколько примеров. Дети играют в настольно-печатные игры, в ходе игры один ребенок запевает песню, разученную на музыкальном занятии, другие подхватывают. А Люба С, поиграв с детьми несколько минут, встает из-за стола и берет в руки игру­шечный микрофон:

Пусть бегут неуклюже Пешеходы по лужам...

Девочка пытается подражать эстрадной певице: «Я пою, как Алсу».

Таня X. и Коля И. не спеша одеваются. За ними пришли родите­ли. Надев рейтузы, Таня перевоплощается в популярную певицу Катю Лель. Приняв выразительную позу с воображаемым микро­фоном в руке, она поет, обращаясь к Коле:

Уси-пуси, уси-пуси,

Миленький мой.

Я горю, я вся во вкусе

Рядом с тобой! (Во время исполнения копирует движения певицы.)

Последующие слова девочка воспроизвести не может, поэтому продолжает песню на «ля-ля-ля», перемежая с «уси-пуси». Куль­минации достигает последняя фраза припева, которая уже напо­минает игру-драматизацию. Приняв позу волка или медведя, Таня приближается к Коле (входит в образ игрового персонажа). Фраза звучит громко, агрессивно, выразительно: «Я тебя съем». Всем становится весело.

Дети исполняют песни, преследуя различные цели. Одни поют, потому что у них существует потребность выражения своего эмо­ционального состояния, для других это источник самовыражения и самоутверждения в группе сверстников, а для третьих это сред­ство привлечь к себе внимание окружающих.

Как показывают результаты опроса, практически все дети хо­тят, чтобы в группе звучала музыка, чтобы приходить с утра в группу и слышать музыку, играть в разные игры или рисовать под музыкальное сопровождение. Вот некоторые из ответов дошколь­ников: «Буду петь и играть в конструктор», «С музыкой веселее и интереснее играть», «Под музыку рисовать как-то приятнее» и т.п.

Музыку слышит ребенок и дома, причем в большей степени, чем в детском саду. Малыш сам или с помощью родителей вклю­чает магнитофон, часто имеет собственную фонотеку. Вместе с родителями дети смотрят музыкальные передачи по телевизору — концерты, хит-парады, музыкальные клипы, но также и детские передачи. Интересно, что музыкальными дошкольники считают практически все детские программы, так как в них «звучит музыка». Ребенок с удовольствием подбирает музыку к мобильным те­лефонам родственников, имеет дома много музыкальных игру­шек, любит двигаться под музыку.

Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художе­ственной деятельности, например слушать музыку, или рисовать и петь, или петь и танцевать, петь и играть на детском музыкаль­ном инструменте, танцевать и подыгрывать себе на дудочке, ба­рабане, бубне.

Как правило, слушая музыку, дошкольники адекватно воспри­нимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении. Чаще всего ребенок находится под влиянием музыки в течение нескольких минут после ее про­слушивания. А любимые произведения могут напеваться в тече­ние длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев). Есть дети, которые забывают о музыке сразу после ее окончания, переключаясь на другую деятельность, не переводя музыкальные образы в образы игровые.

Встречи ребенка с музыкой позволяют ему по-разному исполь­зовать ее в жизни. Так, для праздника, приема гостей ребенок пред­лагает включить веселую, танцевальную музыку, в детском саду ему хочется слушать песни детского репертуара, классическую му­зыку. А вот дома хотелось бы, чтоб звучали по радио современные песни и музыкальные сказки. Для занятий спортом ребенок пред­лагает использовать музыку в стиле диско: «Музыка должна быть бодрой», «Чтобы под нее можно было прыгать, бегать, приседать, делать наклоны...», «Можно использовать марш», «Моя мама зани­мается под специальную музыку и поэтому она стройная». Для удо­вольствия, для души некоторые дети предпочитают послушать ро­мансы, старинную музыку или русские народные песни.

* * *

Описание музыкальных интересов детей разных поколений не просто увлекательный для чтения материал, но и серьезный повод задуматься о содержании и способах организации музыкального воспитания и развития в детском саду.

Как ребенок воспринимает музыку, информацию о музыке и что остается в его музыкальном опыте; как часто звучит музыка вокруг ребенка, как он относится к ней, как хочет взаимодейство­вать с музыкой — вопросы, которые, несомненно, привлекут вни­мание думающего читателя.

Темы для обсуждения

1. Специфика музыкальных интересов ребенка дошкольного возраста.

2. Содержание представлений о музыке в дошкольном возрасте.

104

3. Что оказывает влияние на развитие музыкальных интересов до­школьника?

4. Использование музыки в педагогическом процессе детского сада.

Индивидуальные задания

1. Разработайте вопросы для беседы с ребенком, позволяющие оце­нить его музыкальные интересы.

Критерии оценки и самооценки: соответствие содержания беседы по­ставленным задачам; доступность вопросов; привлекательность вопросов для ребенка; удовлетворенность собственным результатом.

2. Разработайте вопросы, позволяющие оценить представления ре­бенка о музыке.

^ Критерии оценки и самооценки: соответствие содержания беседы по­ставленным задачам; доступность вопросов; их привлекательность для ребенка; удовлетворенность собственным результатом.

3. Разработайте карту-схему наблюдения за использованием ребен­ком музыки в самостоятельной деятельности.

^ Критерии оценки и самооценки: выделение критериев наблюдения; наличие показателей оценки полученных результатов; удобство ис­пользования карты-схемы; удовлетворенность собственным результа­том.

^ Задание для подгруппы

Напишите статью в сборник студенческих научных работ на тему «Музыкальная субкультура современного дошкольника». В статье отрази­те теоретические положения, на которых базируется ваша работа; свое­образие детских музыкальных интересов и представлений о музыке, ко­торые вы получили в ходе практики.

^ Критерии оценки и самооценки:

- содержательная насыщенность статьи;

- непротиворечивость теоретической и практической части;

- интересный фактологический материал;

- наличие анализа и интерпретация описываемых данных;

- объем статьи — 5—7 страниц компьютерного набора.

^ Контрольные вопросы и задания

1. В чем различие музыкальных интересов детей вашего поколения и современных дошкольников?

2. Правомерно ли применение термина «детская музыкальная суб­культура» в настоящее время?

3. Каковы могут быть действия педагога по отношению к ребенку, постоянно поющему песни-шлягеры из репертуара взрослых?

4. Как и когда может использоваться музыка в педагогическом про­цессе детского сада?

5. Каковы пути обогащения детской музыкальной субкультуры?

6. Может ли среда ДОУ обогащать детскую субкультуру?