velikol.ru
1

Диагностика музыкального опыта детей младшего дошкольного возраста

Диагностическое задание 1

Цель: изучить особенности звукового опыта младших дошкольни­ков, выявить своеобразие отношения и восприятия детьми немузыкаль­ных и музыкальных звуков1.

Организация: во время свободной деятельности детей в группе включите аудиокассету, содержащую различные звуки («Звуки приро ды», «Звучащий дом», «Звучащий город» и др.). Обратите внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение.

Через некоторое время включите кассету с музыкальными произве­дениями для детей (П. И.Чайковский. «Детский альбом»; Р. Шуман. «Аль­бом для юношества»; С. С. Прокофьев. «Детская музыка»; И. С. Бах. «Шутка» (оркестровая сюита си минор); С. В. Рахманинов. «Музыкальный момент» ми-бемоль минор, соч. 16, № 2; А. Дворжак. «Юмореска»; И. Гайдн. Сона­та ре мажор, № 7). Понаблюдайте за реакцией своих воспитанников. Если вам хорошо знакомы музыкальные предпочтения детей, то поэкспери­ментируйте, включив кассету с любимыми детскими песнями, мелоди­ями.

Осуществите то же самое, только предварительно настроив детей на восприятие немузыкальных звуков и музыки.

^ Результаты наблюдения лучше оформить в таблицу, по следующему образцу.

^ Фамилия, имя ребенка

Реакция на звуки и музыку в естественной обстановке подготовленное восприятие




Проявляет интерес к звукам и музыке

Узнает звуки и музыкальные произведения

Эмоционально

отзывчив к услышанному, самовыражается

Дополнительные комментарии

Обработка таблицы осуществляется в процессе сопоставления дан­ных каждого ребенка по горизонтали: «+» — проявляет, узнает, отзыв­чив; «?» — реакции ребенка неоднозначные; «-» — не проявляет, не узнает, неотзывчив.

При анализе таблицы обратите особое внимание на восприятие деть­ми звуков и музыкальных произведений в естественной обстановке, без подготовки.

Серия следующих диагностических заданий осуществляется в игро­вой форме. Предлагается использовать игры: «Угадайка», «Посидим, по­молчим, послушаем», «Звучащий ларец», «Кукла спит— кукла пляшет», «Что за зверь?».

Игра «Угадай-ка»

Цель: изучение особенностей немузыкально-звукового опыта млад­ших дошкольников.

Для организации игры рекомендуется использовать следующие пред­меты: листы бумаги различного качества, 2 хрустальные рюмки, крыш­ки от кастрюль, баночку с витаминами или горохом, баночку с любой сыпучей крупой, медный кувшин или тазик, деревянные брусочки или любой деревянный предмет.

Подготовленные к игре предметы показывают детям заранее. Затем педагог просит детей закрыть глаза либо отвернуться от стола, на кото­ром расположены эти предметы. Педагог, извлекая звуки из предметов, задает детям вопрос: «Угадайте, что звучит?»

Исчерпывающие ответы ребенка свидетельствуют о богатстве его зву­кового опыта.

Игра «Посидим, помолчим, послушаем»

Игру рекомендуется проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально, с одним ребенком. Педагог предлагает всем послушать тишину, а затем постараться запомнить звуки, которые они услышат, сидя в тишине. Через некоторое время педагог задает детям вопросы: что они услышали? Какие предметы так могут звучать?

Обратите внимание на способность ребенка слушать и интерпретиро­вать звуки, на его подготовленность к процессу восприятия.

Игра «Угадай, на чем играет кукла Катя» (для детей 3-го года жизни)

Цель: изучение особенностей музыкально-звукового опыта младших

дошкольников.

Рекомендуемые музыкальные инструменты: колоколь­чик, дудочка, бубен.

Организация игры: ребенку предлагается сначала послушать зву­чание колокольчика, бубна и дудочки, спрятанных за ширмой. Кукла Катя выбрала себе инструмент и сыграла на нем (за ширмой).

Дети должны угадать, на каком инструменте играла Катя.

^ Игра «Звучащий ларец» (для детей 4-го года жизни)

Цель: изучение особенностей музыкально-звукового опыта младших

дошкольников.

Рекомендуемые музыкальные инструменты: колоколь­чик, бубен, треугольник, тарелочки, маракасы, деревянные коробочки.

Организация игры: педагог вынимает из ларца инструменты и демонстрирует их звучание. Затем он, встав за ширму, играет на каком-то одном инструменте и просит детей угадать, какой инструмент про­звучал (дети могут указать на тот или иной инструмент, для этого распо­ложите на столе перед ними дополнительный комплект).

Обратите внимание на реакцию детей, их ответы, характер затрудне­ний, какие музыкальные инструменты хорошо знакомы дошкольникам, а какие не знакомы.

Игра «Кукла спит кукла пляшет»

Цель: выявить особенности эмоциональной реакции детей младше­го дошкольного возраста на музыку.

Организация игры: детям предлагается прослушать контраст­ные по характеру музыкальные произведения (колыбельная и плясовая)

в аудиозаписи:

- Е.Тиличеева «Лошадка»;

- В.Агафонникова «Колыбельная».

После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое дей­ствие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пля­шет). Для детей 4-го года жизни музыкальный репертуар может быть рас­ширен. Рекомендуются произведения:

- ^ И. Кишко «Игра с лошадкой»;

- Русская народная песня «Дождик»;

- Ю.Слонова «На парад идем»;

- Т.Попатенко «Праздничная».

Детям соответственно предлагаются следующие игровые действия: кукла играет с лошадкой, кукла под дождем, кукла идет на парад, у куклы праздник.

Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются:

- эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания);

- сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями;

- внимание и сосредоточенность;

- появление вокализации, голосовых реакций;

- адекватность игрового действия музыкальному произведению;

- образность.

Игра « Что за зверь!»

Цель: изучить особенности восприятия детьми младшего дошколь­ного возраста низкого и высокого звучания музыки.

Организация игры (первый вариант): предложите ребенку пос­ле звучания музыки выбрать игрушку, которой подходит музыка высо­кого или низкого звучания (мишку или зайку). Предлагаются следующие музыкальные произведения:

- русская народная мелодия «Зайка»;

- Е. Тиличеева. «Мишка».

Организация игры (второй вариант): детям предлагается про­слушать фрагмент пьесы «Собачка» М. Раухвергера в фортепианном ис­полнении в высоком и низком регистрах (возможно, использовать аудио­запись). Затем педагог обращается к детям: «Покажите, ребятки, какая собачка сейчас лает, маленькая или большая?» Дети выбирают одну из двух игрушечных собачек соответственно регистру звучания. Заранее при­готовьте игрушки или плоскостные изображения большой и маленькой собачки и положите перед ребенком.

Результаты диагностики рекомендуется дополнить результатами ди­агностики родителей. Примерные вопросы для анкеты:

- Как часто в вашем доме звучит музыка?

- Какие именно произведения звучат?

- Охотно ли ваш ребенок реагирует на музыку?

- Каким образом ваш ребенок чаще всего воспринимает музыку (при­танцовывает, пытается подпевать, внимательно слушает и т. п.)?

- Знаете ли вы музыкальные предпочтения своего ребенка?

- Можете ли вы сказать, что ваш ребенок музыкален?

- Часто ли ребенок выражает желание послушать музыку?

- Слушаете ли вы с ребенком детскую музыку?

- Вы поете (танцуете) с ребенком?

Обобщив диагностические результаты, вы получите исчерпывающую информацию об особенностях музыкального опыта своих воспитанни­ков. Исходя именно из этих особенностей, вы определите круг задач, которые необходимо решить, музыкально развивая ребенка, и выбрать возможные средства их решения.

Важно помнить, что чем больше информации вы соберете, тем точ­нее будут ваши представления о музыкальности ребенка, тем эффектив­нее станет сам процесс музыкального развития воспитанников вашего детского сада.


1 Под «немузыкальными звуками» понимаются звуки различных предметов, явлений, голоса природы, зверей, птиц. Под «музыкальными звуками» понима­ются звуки, источником которых являются музыкальные инструменты