velikol.ru
1

Теоретический лицей с. Кортен

Учитель: Димова Р. В.

Дидактический проект

урока географии

Класс: 8

Тема урока: Элементы климата

Тип урока: Синтезирующий и расширяющий круг знаний

Продолжительность: 45 мин.

Система целеполаганий:

Определить характерные особенности климата Р. Молдова, на основе

анализа климатических элементов.

О.1. Объяснить суть понятий на основе изучения фрагментов текста.

О.2. Описать ход климатических элементов на основе изучения карт.

О.3. Группировать метеорологические элементы, обнаруживая причинные связи.

О.4. Решать задачи, опираясь на метеорологические сведения.

О.5. Комментировать причины изменений метеорологических элементов.

О.6 Проявлять интерес к неблагоприятным климатическим явлениям на территории Р.Молдова и изменениям климата.

Методы и приемы изучение текста, анализ карт и схематических материалов, эвристическая беседа, просмотр фильма и фото, моделирование ситуации.

Формы обучения групповая, фронтальная

Средства обучения учебник, тематические карты, схематические рисунки на постерах, ноутбук, проектор, фильм, слайды, индивидуальные карточки.



Этапы урока

цели

Деятельность учителя и учащихся

Оценивание

I

Орг. Момент

II

Привлечение внимания. Сообщение темы и целей урока




  1. Вступление.

- Тема нашего сегодняшнего урока настолько тесно связана с предыдущим, что проверка домашнего задания сольется с изучаемым материалом. Поэтому, изучив рисунок назовите сразу тему и цели урока.






Температура(t0 c)






климат



Ветер(м/сек)

Записать тему в тетрадь.





III

Актуализация знаний





-Какая была тема прошлого урока?

1. Объяснить влияние ВМ на климат Р.Молдова (1 ученик готовится у доски)




РМ









2.Заполнить свободные пространства и получить 3 группы климатообразующих факторов.





3.Объяснить влияние радиационных факторов на климат любой территории. Аргументировать на примере нашей страны.

4.Р.Молдову называют “Солнечным краем”. Докажите почему.

5. Перечислить физико-географические факторы.

6. Представьте себе, что горы Карпаты находились бы не на западе нашей страны, а на востоке. Как бы это повлияло на климат нашей территории?

7. Ответ ученика у доски.

Записать климатические элементы в тетрадь.

Индивидуальное


Фронтальное


Индивидуальное


Индивидуальное

Фронтальное

индивидуальное

IY

Изучение и систематизация знаний.

Применение



О.2


О.1


О.2


О.4


О.2


О.5


О.3


О.2


О.4

Работа в группах.

Каждый ученик получает индивидуальное задание.

1 группа

Температура воздуха

1.Объясняющий – прочитать текст учебника, подготовиться его разъяснить учащимся.

2.Разъясняющий – дать определение понятий:

- суточная амплитуда температур;

- годовая амплитуда;

- изотерма;

3. Спрашивающий – подготовить 2 вопроса классу для выявления ими понимания материала.

4. Анализирующий – проанализировать климатическую карту (стр. 41). В каких географических областях температуры ниже? Почему?

5. Решить задачу.

Минимальная годовая температура – 25 градусов, максимальная +28 градусов. Термическая годовая амплитуда составляет … .

2 группа

Атмосферное давление

1.Объяснить от чего зависит атмосферное давление. Как это проявляется в Р.Молдова?

2. Описать циклоны, как они влияют на погоду в нашей стране (показ слайдов и схемы).

3. Описать антициклоны, как они влияют на погоду (показ слайдов и схемы).

4.Объяснить, что значит нормальное атмосферное давление. Среднегодовое атмосферное давление в Р.М. составляет … .

5. Составить 2 вопроса классу.

3 группа

Ветер

1.Объясняющий.

2. Объяснить соотношение: солнечная радиация – температура воздуха – атмосферное давление – ветер.

3. Какие ветры преобладают в Р.М. Почему? Какие неблагоприятные природные явления возникают в зависимости силы ветра?

4. Какую положительную роль играет ветер?

5. Объясняющий.

4 группа

Атмосферные осадки.

1.Объясняющий.

2. Проанализировать климатическую карту учебника (стр. 41). Где в нашей стране выпадает максимальное количество осадков? Почему?

3. Известно, что территория нашей страны расположена примерно на той же широте, что и Франция. Почему климат нашей страны более засушливый, по сравнению с климатом Франции?

4. Какие неблагоприятные природные явления связаны с выпадением осадков?

5. Спрашивающий.


Каждая группа готовится – взаимообучение (7 минут).

Сообщение изученного материала классу (каждая группа по 5 минут).


Групповое и индивидуальное

Y

Расширение кругозора

О.6


О.6


О.6

1. Презентация фотографий неблагоприятных природных явлений на территории нашей страны, связанных с элементами климата.

Гололед – 2000 г. 26-27 ноября. Отложения на предметах достигали 16 мм. Было повреждено и выведено из строя 2900 км проводов электросетей, сотни столбов, повреждены сады и виноградники, 50 тыс. гектаров леса. Нанесенный ущерб – около 400 млн. леев.

Поздние весенние заморозки.

Наводнение

- в Бендерах и Тирасполе 2008 г.

- в Кишиневе (район Старая Почта, железнодорожный вокзал) – 2008 г.

- Котул Морий – 2010 г.

Град -7 июня 1990г.

  1. Метеорологические наблюдения (сообщение учащнгося)

- Первые метеорологические наблюдения в Кишиневе были проведены в 1844г.

В конце 19 века постоянные метеорологические наблюдения проводились в 11 пунктах.

?^ Узнать в скольких метеорологических пунктах проводятся метеонаблюдения сейчас!

- В 1956г. – открыта Гидрометеорологическая лаборатория.

В 1982г. Была реорганизована в Гидрометеорологический центр.

Учитель: - исследования показали, что климат на нашей планете в последние 100 лет сильно изменился. В нашей стране температура повысилась в среднем на 0,7 градуса, а по прогнозам к 2020 году повысится на 1,4 – 2,0 градуса.

Много ли это? ВЫ сейчас сами посмотрите. Итак, климатические аномалии на планете, причиной которых стало повышение температуры за последние 100 лет.


Просмотр фильма (5 минут)





YI

Итог урока




  1. Оценивание учащихся.

  2. Домашнее задание.

Параграф 9. Собрать сведения о неблагоприятных климатических явлениях на территории нашей страны.

По желанию: Представь, что тебя назначили руководителем республиканского метеоцентра. Разработай проект оснащения ее метеоприборами.