velikol.ru
1 2 ... 46 47

Динамика сознания в экстремальной ситуации

С о д е р ж а н и е:

1. Вступление:

Целостность сознания – единство МИФА, НОРМЫ, ФАКТА, ИННОВАЦИИ;

2 Предсознание МИФА;

3. Коллективное сознание НОРМЫ;

4. Индивидуальное сознание ФАКТА;

5. Сверхсознание ИННОВАЦИИ;

6 Факты ускорения детского сознания;

.7 Раннее созревание юношеского сознания;

8. Убыстрение Зрелости;

9. Умудрение Старости;

10. Порождение информации в Детстве;

11. Хранение информации в Юности;

12. Разрушение информации в Зрелости;

13. Развитие информации в Мудрости;

14. Обострение Интуиции;

15. Глобальное накопление знаний;

16. Увеличение личного мастерства;

17. Активизация мистических способностей личности;

18. Индийская Троица: БРАХМА - Созидание ;

19. Индийская Троица: Вишну – Хранение;

20. Индийская Троица Шива – Разрушение;

21. Роль личного Бога – АТМАНА: Развитие;

22. Доминанта ПРИРОДЫ в Сознании;

23. Доминанта СОЦИУМА в Сознании;

24. Доминанта Самости в Сознании;

25. Доминанта диалога с Богом в Сознании;

26. Целостность как качество Сознания;

27. Коммуникативность как качество Сознания;

28. Тринитарная Структура Сознания;

29. Трансперсональность как качество Сознания;

30. Закон Обмена Универсальности на Эффективность Сознания;

31. Принципы Центростремительности и Центробежности сознания;

32. Закон Выворачивания СОзнания

32.Закон Постоянного возвышения сознания;

33. Инстинкт – как предсознание;

34 . Норма сознания

35. Память Души – Интуиция сознания;

36. Память Духа – Благодать Сознания;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


^ ВСТУПЛЕНИЕ: ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЗНАНИЯ


Настало время разобраться в ментальных состояниях нашего сознания, пребывающих ныне в экстремальных условиях бытия. Экстремумы – это всегда пограничные состояния, которые чем-то отъединяют нас от прошедшего. Подробный разбор потребует выявления всей системы ментальных взаимоотношений человека, четко определяя их динамику и пограничные состояния сознания. Нам такое не по силам. Скажем проще…

Одним из факторов экстремума ныне является нарастание скорости духовных изменений, в том числе и ментальных, хотя они всегда более консервативны. Но время рвется наружу, требуя соответствующих форм для своего осознания. «Текут, не преставая годы, меняя всё, меняя нас», - как говорил мудрый А.С.Пушкин. Прежде всего, оно заставляет нас глубже разбираться в самих себе, ведя отсчет новым временам, от своей новой точки самостояния. Экстремальные проявления природы, которые уже есть и ещё грядут, заставляют нас приблизиться к пониманию не просто самих себя, но и наших взаимоотношений с природой, помогают понять, причины и скрытые обстоятельства того, почему наша экологическая система окончательно вышла из равновесия.

А сомневаться в этом факторе уже не приходится: как на натуральном, так и на ментальном уровнях, бытия: мы вошли в экстремальное состояние планеты. Это не Конец Света, но и не обычная бифуркация, простая смена магнитных полюсов планеты или потеплениеиклимата со всеми вытекающими из этого последствиями.

Когда-то Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Это было очень поспешное утверждение, на уровне того, что мозг рождает мысль, как печень рождает желчь. И то и другое неверно.

В конце концов, компьютер тоже по-своему мыслит, а когда–нибудь на основе этой или подобной мысли он будет стремиться вытеснять человека.

Декарт забыл о чувствах, что первичны именно они. Слава Богу, придумать чувствующую машину невозможно. Хватит той, которую придумал Бог.

Традиционное философское видение мира, четко разделённое на материалистическую и идеалистическую парадигмы, ныне плохо способно осознать сущность экстремальных проявлений современного Бытия. Необходимо искать новые взаимосвязанные отсчеты и новые порядки ментальных движений общечеловеческой мысли вкупе с геопатологическим развитием планеты, чтобы не просто их понять, а сделать вывод, как жить дальше? Как научиться людям любить планету? Иначае она никогда не кончит порождать новые экстермумы Бытия.

Никто не знает, сколько у нас есть времени для преодоления предстоящей глобальной катастрофы, но «лучше быть готовым раньше, чем никогда». Западная наука обсуждает ныне эти проблемы в рамках трансперсонологической перспективы, уводя сознание из привычных рамок продукта человеческого мозга в более широкое состояние интенсивного диалога с Природой, Социумом, самим Человеком и Высшим Разумом, если угодно – Богом.

Опираясь на такой подход, мы выявили в общей ментальной динамике человечества четыре фазы, от которых и начинаем отсчет общего положения дел, а главное – поиск выхода. Эти фазы динамики СОЗНАНИЯ - суть:

- МИФ (человек и природа);

- НОРМА (человек и Социум);

- ФАКТ (самостояние Человека);

- ИННОВАЦИЯ (Человек и Высший Разум).

Важнейшим открытием трансперсонологического подхода является осознание Целостности, системности, как любят говорить на Западе – холистичности Сознания, к чему мы со временем также вернемся. По нашему глубокому впечатлению, четыре указанные фазы – это не отдельные ментальные аспекты бытия, а их континуум, целостная система, понять которую и предстоит человечеству. Они важны во всей своей взаимосвязи, ибо только одни взаимоотношения Природы и Человека не объясняют всех экстремумов природы, которые происходят сейчас на планете.

Трансперсональная перспектива, на наш взгляд, открывает в этом случае большие возможности в поисках выхода из создавшегося цивилизационного тупика, в котором оказалось человечество.

.

^ 1. Предсознание и Подсознание МИФА;

    1. Миф как предсознание, доминанта профетического Образа, а не его Логики:

Многим кажется, что мифологическое объяснение мира, в котором доминирует природа (или Духи Природы), выглядит настолько древним предсознанием Человека, уже и не работающим в современных условиях. При и этом как-то негласно забывается, что в языческом состоянии в нынешнем мире живет не менее 10% людей, а на Западе мифологическое объяснение в условиях падения престижа христианства стало вообще преобладать не только у язычников, а у вполне современных людей, например актеров Голливуда. (См. Биб., №1, стр. 8)

Почему большинство актеров этой современной фабрики грез поддалось на удочку языческих верований, отойдя от христианства? На наш взгляд, это связано с мифотворческой спецификой кино, которая ныне больше зависит от диктата сценариста и режиссера, чем от документального способа отражения окружающего мира, чем вообще сильно кино.

В современном голливудском кинематографе, отошедшем от старых романтических традиций, в которых доминировали комедийные, мелодраматические или приключенческие жанры, в поисках тайны, способной привести зрителя к кассам кинотеатров, многие авторы ухватились за тему «чуда», трактуя его в чисто мифологическом плане. Пока они не способны на более глубокое объяснение «чудесного», чем это уже до них сделал МИФ.

Навязываемое современной массовой культурой языческое толкование «чудесного», опирается на два важных духовных обстоятельства:

- доминанта профетического Образа, а не рациональной Логики в содержании современных кинематографических масс-медиа;

- неспособность христианских западных богословов выйти на приемлемое для кинематографистов толкование «чудесного» в мире, поэтому они пользуются традиционным языческим объяснением.

Эти два фактора между собою тесно связаны, ибо богослов всегда ученый, а поэтому мыслит логически, даже говоря о «чудесном» и «мистическом аспектах реальности, а мощь современных масс-медиа несравнимо более велика, чем спрятанная в богословской (закрытой для большинства читателей) литературе мудрость христианского объяснения. Интерес к ним, тем не менее, настолько актуален, что давно пора в них разобраться.

Интерес к китайской геомантии, которому мы также отдаём честь на этих страницах, - это также разговор о духах планеты, точнее полная уверенность, что планета – живой организм, а нам справиться с предстоящей катастрофой невозможно, если мы не обратимся к этой мудрости. С планетой надо договариваться, а играть» в охрану окружающей среды».

^ 1.2. Активность Предсознания: отношение к Будущему:

Начальная степень Сознания – Предсознания Человека живет во всех трех мирах Времени: Прошлом, Настоящем и в Будущем. Ученые даже придумали для оправдания знания некоторых пророков о Будущем такую оригинальную концепцию: их души были способны реинкарнировать в Будущее, а, вернувшись на землю, запомнили основные события, становясь пророками или предсказателями.

Более вероятным нам прдставляется контакт души профетиста-предсказателя с Акашей - Энергоинформационным полем планеты, которому все – и Прошлое, и Будущее уже давно известно. Где хранится это поле, до конца пока неясно. По крайней мере, судя по тому, что в предсказаниях всегда большую роль берет на себя вода – в форме глади водоёма или глади зеркала, вероятность хранения предсказаний в Мировом Океане очень высока.

В любом случае, именно профетическое Подсознание-Предсознание Пророка играет в пророчествах огромную роль:

- во-первых, оно должно быть подготовлено: введено в транс или загипнотизировано;

- во-вторых, оно должно помнить огромное количество информации, не опираясь только на память, но и на прочие внутренние ресурсы;

- в третьих, оно должно получить какие-то материальные носители для информации: видение событий, явление образов святых, которые им всё рассказывают, или, в худшем случае, кусочек сахару, как у Бабы Ванги Предлагаемая нами семислойная модель Бытия даёт для понимания роли Будущего в энергетическом балансе Личности огромные возможности. Попытаемся разобраться в них подробнее.

Но прежде стоит предупредить и об опасностях Пророчества. Оксана Гор в книжке «Код Завета» пишет: «Пророчество всегда было опасно для устоев государства. Оно толкает к преображением, провоцирует Хаос, пока рушится былой уклад, сеет в души сомнение в правильности выбранного пути и приоткрывает завесу над неведомым; даёт ощущение, пусть иногда и ложное, что Будущее есть и его можно иногда и увидеть». (№5, тр.84)

Любое знание Будущего сомнительно. Например, Иисус сказал про обрезание, что «если бы оно было евреям полезно, Господь рождал бы их уже обрезанными». Если мы чего-то и не знаем, скорей всего нам и не стоит знать этого. Неизвестно, ещё, какую плату нам придется заплатить за преждевременное знание.

^ А. Роль духовных энергий в понимании Будущего:

Дух - это система связи Человека с миром Инобытия, понимание, что Будущее не исчерпывается проживанием души только в этом материальном мире, у неё есть и другие перспективы. Духовно развитый человек в любой момент готов к смерти, зная, что она может прийти в любой момент. Все мы, как говорится, «Под Богом ходим!»

С уровнем развития духовных энергий человека связана его способность к предсказаниям, связано понимание «смысла жизни» как исполнения Замысла Господа Бога по отношению к каждой человеческой личности. Но духовные энергии возрастают в нас не от греховной, а от святой жизни: от аскетизма, милосердия, смирения, способности отдавать себя другим в Любви и в верности поиску собственного божественного предназначения.

Гарантом наличия в нас духовных энергий является Божественная искра, данная от рождения каждому человеку. Все мы немного боги, но, даже догадавшись об этом, ведем себя, большей частью, как животные.

Духовная энергия Личности – это личностной баланс между Богом и Зверем в человеке, способность выбрать Божественную сторону в качестве цели развития и постепенно преодолевать в себе звериное начало.


^ Б. Роль энергий души - Разума, Подсознания и Интуиции:

Разумные энергии души – это в рациональном плане – чистый Разум, а в иррациональном плане – Подсознание и Интуиция хранят мистические экстрасенсорные способности человека.

Душа находится в постоянном балансе между Телом и Духом, она есть гироскоп духовно-телесного развития человека. Вместе с тем, она не только обеспечивает баланс, но и является его Мерой, в том смысле, что развитие души является мерой развития Сознания Человека.

Для её отношений с будущим одинаково важно «не западать» ни на телесный, ни на ментальный план, важнее всегда именно Баланс между ними. Абсолютизация духовного плана приводит человека к одиночеству, выпадению из большинства социальных связей, ибо все высокой духовностью обладать не могут. Хотя святой образ жизни для Будущего предпочтителен, ибо, как говаривал Серафим Саровский: «Спасись один, вокруг спасутся тысячи». Высокая Духовность обладает примером заразительности, хотя не как болезнь, а несколько по-другому… (Подробнее см. об этом в Библ. , №3)


^ В. Роль энергии стихии «Вода» для Будущего:

Для анализа Будущего мы применим нашу семислойную энергетическию модель: Дух – Разум - Вода-Дерево - Металл- Огонь – Земля. Важнейшая стихия в нашей семислойной модели - стихия «Воды» несет в себе информационное начало: она порождается стихией «Металла» и губится стихией «Земли». Сильное волевое начало в человеке (Металл) мешает многогранности информационного богатства личности, ибо «упертость человека» - это всегда его собственное самоограничение.

Жизненная устойчивость (стихия «Земли») создаёт другой тип самоограничения – психологический. Человеку начинает казаться, что «во многих знаниях есть многие печали»… Эту поговорку придумали в древние времена, когда человеку, кроме земли, и держаться не за что было, поэтому новая информация представляла собой определенную опасность.

Сейчас мы живем в другой время, когда подобное самоограничение в познании, отказ от инновационных методов отношения к Жизни уже «Смерти подобен». Баланс энергии «Вода» между новым знанием и отказом от него из-за неспособности развивать собственную способность адаптации к новому, - залог выживания в современном мире. Огромная масса новых знаний также опасна, ибо приводит человека в стрессовое состояние, а за страсть к постоянному познанию нового, например, путем длительного сидения в Интернете также приходится расплачиваться своим здоровьем. Баланс необходим во всех случаях…

Вместе с тем, совершенно ясно, что Будущему, чтобы оно реализовалось, важна имена адаптационная способность человека к новому – инновационные качества характера человека. Их сегодня демонстрируют «Дети Индиго». Общественная реакция на этот феномен показывает уровень инновационности той или иной социальной системы, способность её адаптироваться к Будущему. Сдержанное отношение к этим детям со стороны Православия – характерный пример реакции социальной системы, ориентированной на традицию.


^ Г. Роль энергии «Дерева» в понимании Будущего:

Рост «деревянной энергии» в организме тесно связан с деятельностью в нем Сердца как баланса «верха» и «низа», как механизма приведения в Равновесие черт Бога и Зверя в человеке. Сердечность открывает нам в личности богатства, ориентированные на Милосердие, Любовь, Сострадание и другие подобные этим качества человека.

Для Будущего имеет колоссальное значение выбор в этой, балансирующей жизненное поведение человека стихии, постоянной ориентации - на «Верх», на Милосердие и на Сострадание, выбор именно духовных высот и целей.

Что влияет на этот выбор? Как известно стихию «Дерева» подпитывает стихия «Воды», а губит «Металл», что на психологическом языке может быть истолковано так: для Сердечности полезна широкая информированность человека (а в Будущем – ориентация на трансперсональность), но определенную опасность представляет сильное волевое начало, ведущее, как уже было показано, к субъективным самоограничениям Личности.

Сердечность (стихия «Дерева») помогает избежать односторонности «многих знаний, чреватых сильными печалями, и жесткости волевого начала в человеке, хорошего для «наращивания мускулов», но мало полезного для выбора духовных целей человеком.


^ Д. Будущее и энергия «Металла»:

Энергия «Металла» очень важная для деятельности чакры «Живот», отвечающей не только рост волевых качеств человека, но и телесные возможности, те же мускулы, к примеру.

Эта энергия, безусловно, оказывает влияние и на духовную устойчивость человека, ибо способствует созданию в личности волевой структуры, как условия её способности добиваться поставленных целей, неважно: материальных или духовных.

Росту стихии «Металла» способствует стихия «Земли», плавит «Металл» стихия «Огня». На личностном уровне это означает, что жизненная устойчивость человека способствует росту его волевых качеств, а высокий эмоциональный уровень придет личности психическую неустойчивость.

Поэтому высокая эмоциональность человека, избыток в нем энергии «Огня» опасны для реализации Будущего, успех которого всегда ориентирован на баланс и личностное Равновесие.

Что можно посоветовать неустойчивому в эмоциональном смысле человеку? «Огонь» заливает «Вода» - «учиться надо господа!» Знание конкретных методик решения своих психологических и духовных проблем в любом случае помогает их решению, была бы только сила воли для их претворения в жизнь.


^ Е. Роль стихии «Огня» в реализации Будущего:

«Огненная энергия» в человеке балансируется, как было указано, стихией «Воды» и получает импульс развития с помощью стихии «Дерева». Эмоции уравновешивает новое знание, а сердечность человека также способствует его успеху в этом балансе.

Что важно для Будущего? Эмоциональный холод губит сердечность, поэтому для Баланса психических характеристик в человеке важно поддержание энергии «Огня» в достаточном тонусе бытия.

В то же время человеку опасно вспыхивать, «как порох», - сам взорваться можешь и другим повредить по дороге. Принцип сердечного баланса: «сам погибай, а товарища выручай!»

Высокая эмоциональность должна быть в человеке скомпенсирована, например, с помощью Творчества или в Любви. И тот, и другой Путь весьма эффективны, лишь не надо таить эмоции в себе, иначе сгоришь, а следует постоянно искать цели для её прагматической реализации. Жизнь всегда таит их в огромном количестве, стоит только внимательно приглядеться.


^ Ж. Роль стихии «Земля» в реализации Будущего:

Земные энергии в человеке отвечают за его жизненную устойчивость. Способность стоять двумя ногами на земле дана не каждому, а лишь тому, в характере которого стихия «земли» присутствует в достаточном количестве, например, земным зодиака: Тельцу, Деве и Козерогу.

Землю поддерживает Огонь, порождая пепел, а губит Дерево, разрыхляя её своими корнями. Именно поэтому высокая эмоциональность человека может быть компенсирована жизненной устойчивостью, а последняя может быть ослаблена только излишней способностью балансировать, то есть, мешать устойчивому стоянию на земле.

Все полезно лишь в рамках эффективного Баланса, излишний Баланс также вреден, как и избыток любой другой энергии в системе.

Стихия «Земли играет, таким образом, в реализации Будущего двойственную роль: с одной стороны она делает баланс устойчивым, а с другой стороны её избыток не способствует балансу, ибо тормозит его, вводя в определенные рамки.

Подводя итоги можно сказать, что доминирование сердца в человеке связано в том, что в нем сходятся три основых «деревянных структуры» Личности: Энергоструктура чакр, и два основных для человека «Дерева» - Кровеносносная и Нервная системы.


^ 4.1. Специфика мифологического и природного (океанического) сознания русской культуры:

А. Любовь к Природе как уровень адаптация населения к новой территории:

Славяне стали осваивать территорию будущей России где-то в четвертом-шестом веке новой эры, появившись, как предполагают ученые с территории Карпат. Есть основания предполагать, что их далекие предки когда-то здесь уже жили, в частности в ойкумене так называемой Гипербореи, располагавшейся на северной части Сибири в ту пору, когда были ещё живы мамонты.

Если это так, то славян тянул на эту территорию «зов предков», проявляющийся в нашей необъяснимой любви к родной Природе.

К примеру, Михаил Лермонтов выразил её в стихотворении «Родина» так:

Но я люблю, - за что не знаю сам, - её степей холодное молчание,

Её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям.

Проселочным путем люблю скакать в телеге, и взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез...

Многими поэтами подмечена связь русского пейзажа с грустной сущностью русской души, которую поэт Сергей Клычков увидел следующим образом:

Милей, милей мне славы простор родных полей,

И вешний гул дубравы и крики журавлей.

Нет таинства чудесней, нет красоты иной,

Как сеять зерна с песней над вешней целиной.

Ой, луг мой, моё поле, пусть так всю жизнь и пусть

Не сходят с рук мозоли, а с тихой песни - грусть.

Важно, что в древней Руси не было понятия «русский народ», а было понятие «русская земля». Певцом русской природы в единстве с русской душой является поэт Сергей Есенин. Для его творчества характерно мифологическое единство целостности природы и общей с ней целостности души поэта:

Отговорила роща золотая березовым, веселым языком.

А журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник: придет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом.


Равноправие Человека и Природы, их взаимопроникаемость - важнейшие черты славянского мифологического мировоззрения, унаследованные поэтами, типа Сергея Есенина, с древних языческих времен России.

^ Б. Тема «Мать-сыра - земля» в отечественной культуре:

Эта тема широко представлена в творчестве русских писателей, поэтов, художников и композиторов. Надо иметь в виду, что в древности она обозначала, не просто родную землю, но и языческую богиню, кормилицу языческого человека

Божественный статус природы планеты возвращается в наше инновационное время, когда физики выяснили, что интеллектуальный потенциал природной системы планеты много выше возможностей человека. (См. в Библиографии книги И.Н. Яницкого, № 6-7)

Отголоски подобного отношения к земле можно найти в современной поэзии. Да простит меня читатель, если приведу пример из собственных стихов:

^ Я жил в обнимку с мифами, но сам я жил не в мифе: старался жить в реальности - реальности судьбы.

Судьбу порой высвечивал, коль помогала цифирь, коррекционно действовал, мой курс сбивая, быт.

^ Коррекционно действует на нас услада времени, мы ж, вопреки коррекции, стремимся размышлять.

Но, если в землю высеял добро благого семени, как результат обрушится на душу Благодать.

^ Земля - наша кормилица, земля - наша любимица, как говорили в древности: «О, мать-сыра-земля!»

Судьба пригнет со временем, но все ж душа поднимется, ведь ей помогут выстоять лес, горы и поля.


Зов «матери-сырой земли» люди чувствовали в России особенно остро, а если приходилось надолго покидать её, то адаптировались за границей с большим трудом.

Три волны российской эмиграции показали, что русские и за границей остались русскими по духу, как будто увезли «мать-сыру-землю» с собой. В особенности это характерно для крестьян-староверов, поселившихся и в Бразилии, в Австралии и в других странах.

В старину в русском языке не было понять «жить на земле», а только «сидеть на ней», именно отсюда пошли такие слова: селиться («садиться на землю»), село, поселяне, сосед, усадьба и другие однокоренные слова, включая и Вселенную.

Если заняться многозначностью этого названия, то можно выявить такие смыслы:

  • женское божественное начало - земное, отсюда культ Богородицы у русских;

  • обычай не бить землю и не тревожить ей до Благовещения (7 апреля);

  • нельзя весной плевать на землю и вбивать колья, ибо она в ту пору беременна;

  • земля - праведница не терпит неправды, в старину клялись, взяв кусок земли в рот;

  • культ среди славян деревьев - детей земли;

  • единство культуры обеспечивается двойным подтверждением Православием языческих верований, славянский язык - церковно-славянским, народный календарь - православным, славянское Трибожие - идеей Троицы;

  • в некоторых случаях землю ели, как лекарство.

Если для любой монотеистической религии (например, Православия) характерен Патриархат, то язычество из-за его преклонения перед Матерью-сырой землей пребывало в Матриархате. Возрождение значения женщины в наши дни – признак нового духовного синтеза всех типов сознания, свойственный нашему времени.



следующая страница >>