velikol.ru
1

Разочарование в школе, к сожалению, может посещать многих детей. И очень часто дети не могут объяснить причин своего поведения. Это неудивительно, ведь речь у него все еще развивается, четко обозначить свои чувства, особенно когда они «выплескиваются через край», ребенок не может.


Для такого поведения первоклассника есть несколько причин.

Первая – если ребенок не готов к так называемой «предметной» стороне учебной деятельности.

Таким детям действительно трудно из-за недостаточной подготовки интеллекта, мышц руки, отсутствия помощи и мотивирования со стороны родителей. Столкнувшись с первыми трудностями и не имея сил их преодолеть, малыш «отступает». Его страх и разочарование могут вылиться в слезы, нежелание делать трудную работу.

^ Вторая причина – это неспособность произвольно управлять своим поведением. Если дома у ребенка не было внешних норм поведения, ограничений, то, столкнувшись с тем, что его поведение не одобряется, ребенок воспринимает это как неодобрение и неприятие его самого. И нежелание идти в школу появляется именно потому, что слишком часто он слышит новые для него ограничения («сядь ровно», «не вставай», «не крутись», «нужно поднять руку») и не хочет или не умеет им подчиняться.

^ Третья причина – слишком медленный темп деятельности. Возможно, у такого ребенка тип нервной деятельности требует, чтобы он делал все «с чувством, с толком, с расстановкой». Но иногда это встречается у болезненных детей, которым природа ограничивает «внешнюю» энергию для того, чтобы были силы бороться с недугом.

Самый сложный случай – четвертый. Это так называемый «школьный невроз» или «фобия школы». Его причина – неумение ребенка решить противоречие между семейными и школьными «мы».


^ Как помочь?

Итак, перед вами возникла проблема нежелания ребенка идти в школу. Как выделить причины и что сделать, чтобы помочь ребенку?

Здравствуй, мой герой! Приветствовала сына мама.
– Я больше в школу не пойду, – спокойно сказал «герой».
– Хорошо, значит, завтра пойдем опять в садик, – согласилась мама и развернулась, чтобы выйти из комнаты.
Ребенок вскочил: он вовсе не ожидал такого поворота событий. Он-то ожидал, что его станут убеждать, утешат…
мама неожиданно обернулась:
– Ведь каждый должен заниматься делом. Мы с папой работаем, бабушка с дедушкой хозяйством занимаются. А ты будешь снова ходить в детский сад.(называете маленького ребенка)
– Он ведь маленький! А я уже большой!
– Но ведь в школу ты ходить не хочешь, значит – нужно в садик. Учиться же все равно нужно!
(Упрямое молчание)
– Ну, тогда давай разберемся. Что случилось?
– Мне там неинтересно!
– А что же вы там делали?
– Ничего!
– Хорошо, давай тогда поиграем в школу. Я буду ученицей, а ты – учителем…


Хорошо, если другими «учениками» в вашей домашней школе станут любимые игрушки малыша. Во время игры прислушивайтесь скорее не к содержанию речей «учителя», а к интонации, выражением чувств, к тому, насколько он одобряет или не одобряет вашу реакцию (вы отвечаете за себя и за игрушек).

Может быть, более удачным для вашего малыша будет «иносказательный опрос». Начните придумывать сказку о звериной школе. Опишите, как она выглядит, кто там учитель, какие звери учатся. Потом остановитесь и спросите: «А почему там учиться трудно?» В игровой ситуации ребенок будет реагировать более раскрепощенно и вы услышите причину волнений малыша.

Если ребенок не хочет играть (именно сейчас, или упорно избегает разговоров о школе) – начните рисовать школу, расскажите, как вы пришли в первый класс, и какие у вас были трудности. Следите за реакцией малыша. Возможно, он даст вам понять, что вы угадали причину его беспокойства. Если малыш увлечется и станет рисовать с вами, задавайте наводящие вопросы.

Может быть, ваш малыш в игре станет «заставлять» вас писать, делать «трудную работу», при этом станет делать вам замечания, указывая на «некрасивые и неправильные буквы». Возможно, при этом, он станет сравнивать вашу работу с работой «Слоненка БоБо» и говорить, что он сделал гораздо лучше. Обратите внимание на интонацию: жалеет ли он «неуспевающего» ученика, или же «насмехается».

В этом случае попробуйте оценить подготовку ребенка к школе. Не кривите душой, просто вспомните, как вы готовили ребенка к школе, примите во внимание, посещал ли он детский сад, с какой охотой выполнял задания.

Если вы выяснили, что причина  нежелания ходить в школу – недостаточная подготовка ребенка, его, отставание от других детей – вам придется запастись терпением и заниматься с ребенком дополнительно. Самое трудное в этом случае – это то, что далекая мотивация для малыша еще не доступна. Он не поймет вас, если вы будете ему говорить: «вот вырастешь, и не будешь уметь писать…».

Потому для шестилетки нужно придумывать «короткие мотивы». Придумывайте какие-нибудь «награды» (наклейки, открытки, значки). Мотивируйте ребенка тем, что его работа – это как тренировка для спортсмена.

Воспринимайте свои занятия с ребенком как лечение. Теперь вам нужно преодолеть отставание малыша, потому ваше спокойствие – залог успеха ребенка. Ведь если он почувствует ваше раздражение, если у него что-то не получается, он будет разочарован – собой и вами, а желания идти в школу не прибавится. Поэтому хорошо подумайте: справитесь ли вы с этой проблемой самостоятельно (но спокойно, вселяя в ребенка уверенность в своих силах, а не в бессилии) или придется нанимать для ребенка «репетитора».
Для ребенка, которому трудно учиться полезно рассказывать сказки о звериной школе, в которой какой-нибудь ежик (муравей, зайчик, крокодильчик) не мог справиться с заданием, все смеялись над ним, а потом он увидел плачущего мотылька, который не мог летать, и посоветовал ему не бояться и попробовать еще. Мотылек справился со своим «домашним заданием», а «ежик» должен сделать вывод, что НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ – И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ.

Может быть, в игре или в комментариях к рисунку ребенок будет «учить» вас «сидеть смирно», говорить что-то типа «что же ты такой неусидчивый». Или же, напротив, вашему «учителю» захочется играть в «наоборотную» школу – без правил. Тогда попробуйте проанализировать: как ребенок относится к правилам вообще. Возможно, вы недостаточно подготовили его к жизни в обществе, поскольку он привык делать то, что хочется, как хочется.

Если вы выяснили, что малыш не хочет идти в школу из-за недостаточного развития произвольного поведения (способности осознанно следовать правилам), то вам придется несколько преобразить домашнюю жизнь. Постепенно вводите правила, сами старайтесь их придерживаться. Требуйте этого от домашних и от ребенка. Старайтесь сами относиться к этому положительно, с долей шутки.

Иногда действительно полезно играть в «наоборотную» школу, где все правила перевернутые. Например, в драконскую школу. Шуточное проговаривание анти-правил формирует положительное отношение к школьным правилам. А смех снижает напряжение.

Возможно, потребуется поговорить с учительницей, попросить ее меньше делать замечания, а больше замечать то, как ваш ребенок сделал правильно. Попросите не писать замечания о плохом поведении в дневник, а лучше – благодарности за то, что он сделал хорошо. Если же провинился – не писать заслуженной благодарности (не давать традиционную для класса награду).

Если вы с ребенком выполняете какую-то работу дома, и он отказывается («я устал», «мне надоело») – выражайте свое требование заканчивать работу спокойным уверенным тоном. Старайтесь часто не апеллировать к тому, что ребенок уже «взрослый», ходит в школу, потому «должен» выполнять задания. Ведь именно изменение статуса раздражает малыша, необходимость «делать, как надо».

Постарайтесь убедить ребенка, что только вначале бывает трудно, напомните, как трудно было научиться кататься на велосипеде (роликах), а потом становилось все легче и легче.

Обязательно радуйтесь, когда ребенок доведет до конца начатое. Возможно, для вас это покажется «слишком детским» приемом. Действительно, такое «положительное подкрепление» более подошло бы четырехлетнему ребенку. Но в том возрасте вы это упустили. Значит, придется наверстывать.

Если причина нежелания ходить в школу – низкий темп деятельности или болезненность малыша, хорошо подумайте: возможно, нужно было не спешить с поступлением в школу. Для некоторых диагнозов показано обучение в домашних условиях. Посоветуйтесь с врачом. Может, вам посоветуют сокращенную рабочую неделю (отдых по средам). Учебные нагрузки должны быть дозированными.

А для детей с низким темпом правильным было бы «перспективное обучение». Так называют предупреждающее обучение детей, когда накануне изучения какой-то темы это же проходится дома, чтобы ребенок все понял без необходимости «быстрого темпа». Обратите внимание учительницы на то, что ребенок в условиях работы «на скорость» может волноваться и потому отвечать неправильно. Она должна это учитывать.

Старайтесь ободрять ребенка и почаще говорите ему, что вы его любите, ведь он ощущает вину и растерянность в том, что он не так быстро все делает, как другие, развивая в себе комплекс неполноценности.

Выявление и лечение школьных неврозов – работа психологов образования. При этом специалист посоветует и вам посещать консультации и занятия. Ведь школьный невроз возникает, как правило, у детей, в семьях которых родители бессознательно используют детей для решения своих эмоциональных проблем (ребенок – «эмоциональный костыль» матери, или «гадкий утенок», «отвечающий» за жизненные неудачи родителей). Несоответствие семейной и школьной «ролей» приводит к тому, что у ребенка формируется отрицательная реакция на школу (нервные тики, заикание, истерики). Правильная работа школьного психолога поможет преодолеть этот невроз предупредить последствия.

Переучили...

Еще одна возможная причина нежелания ходить в школу – слишком тщательная подготовка к школе. Когда ребенок приходит в школу «во всеоружии», ему действительно может показаться скучным все то, что он уже знает, ведь то, что другие дети делают с увлечением, он уже умеет. А другой мотивации, кроме «учиться чему-то новому, интересному», у него нет. Очевидно, что в таком случае в ребенке было ожидание повышенной ответственности перед обучением. А разочарование может повлечь за собой снижение интереса к обучению в школе. Именно такие трудности могут возникнуть, если ребенку уже около семи лет (в прошлом году было жалко отдавать: был еще мал).

В этом случае нужно было заранее хорошо подготовиться, выбрав подходящую школу, где есть возможность обучать хорошо подготовленных первоклашек (с учетом требований программы). Если класс – «обычный», и в нем учатся и «шестилетки», и «семилетки», постарайтесь найти возможность увеличить нагрузку ребенка именно в школе (поговорите с учителем о том, чтобы она давала дополнительные задания, потруднее, доверяла ему роль учителя). Если этого недостаточно, попробуйте увлечь ребенка чем-нибудь другим, например, запишите его в школьный кружок, возможно, даже не в один.