velikol.ru
1

Дружба — это...


Цель: Формирование представлений о дружбе как

важнейшей нравственной ценности. Информация к размышлению:

Настоящая дружба правдива и отважна.

Ф. Шиллер

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна1 от притворства и поддакивания.

Цицерон

Подготовительный этап. Совместно с препода­вателем литературы можно предложить учащим­ся написать сочинение о дружбе.

Будет уместно пригласить на классный час школьного библиотекаря, который расскажет ребя­там о том, какие книги можно прочесть о дружбе.


^ Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Предложите учащимся продолжить фразу: «Дружба — это...» Подытоживая ответы детей, учи­тель поблагодарит их за высказанные мнения и продолжит разговор.

Нет на земле человека, который бы не задумы­вался, что такое дружба, в чем ее особая сила, не­преходящая ценность?

Люди сильны друг другом.

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.В битвах и перед казнью Или на Млечном Пути Люди сильны боязнью В чем-то друзей подвести.

Так поэт Е. Евтушенко выразил отношение лю­дей к ценности дружбы.

Учитель организует обсуждение темы по вопро­сам:

• Какие качества вы больше всего цените в дру­ге?

• Может ли быть у человека много друзей?

• Дружба и приятельские отношения — это одно и то же?

Если мы хотим иметь друзей, мы должны твер­до представлять себе и тонко чувствовать, что нуж­но другому человеку. Дружба — это готовность ока­зать помощь другу, разделить с ним неудачу и ра­дость. Друг — это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы дочти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки. Я шепчу: — Но ты учти: Ты во всем должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: — Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной — Стану знаменита! Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: — Ты со мной. Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: — Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг... Напишу я объявленье: Срочно требуется друг! Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?

Почему у девочки возникли проблемы с друзья­ми?

Иногда дружбу понимают как снисходитель­ность. Но это ни одно и то же. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты совершаешь ошиб­ку. Если он позволяет вам делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям, и не пытается остановит вас, то он не настоящий друг.

Мы не можем заставить наших друзей измениться, но мы должны стараться помогать друг другу жить по совести.

Учитель обращается к эпиграфам классного часа: ^ Настоящая дружба правдива и отважна.

Ф. Шиллер

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Цицерон

и организует обмен мнениями учащихся. ^ Ситуативный практикум

Предложите учащимся обсудить непростые си­туации:

1. Если друг (подруга) предложит вам, человеку некурящему, закурить.

2. Друг прогуливает школу и вам предлагает де­лать вместе с ним то же самое.

3. Друг (подруга) пригласил вас в компанию под­ростков, где курят, выпивают. Предлагает вам «не ломаться», не быть «белой вороной», выпить немного вина, закурить.

Обратите внимание детей на понимание истиной дружбы. Настоящий друг не может быть равнодуш­ным. «Недруг поддакивает, а друг спорит» (русская пословица). Предложите детям продолжить фразу: «Настоящий друг— это...»

Ученики Павлышской школы (на Украине), где работал директором выдающийся педагог В.А. Су-хомлинский, выработали такие «Законы дружбы», которые можно обсудить во время классного часа. 1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в друж­бе — значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудно­сти, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту — значит нравствен­но готовить себя к предательству.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба — это нравственное обогащение человека. Обре­тая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3. Дружба — это прежде всего вера в человека, тре­бовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смер­тельной бедой и смертельной опасностью явля­ется война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба пре­дохраняет от эгоизма, учит презирать корысто­любие.

7. Быть требовательным к дружбе — значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Предложите учащимся оценить свою готов­ность быть настоящим другом с помощью теста (см.: ^ Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 1996).

Для этого нужно выразить свое согласие или не­согласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).


^ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его об­ществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10.Не ревнует друга к остальным людям.

11.Стремится не быть назойливым, не надоедает.

12.Не поучает, как нужно жить.

13.Уважает внутренний мир друга.

14.Не использует доверенную тайну в своих целях.

15.Не стремится переделать друга по своему образу

16.Не предает в трудную минуту.

17.Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18.Понимает состояние и настроение друга.

19. У верен в своем друге.

20.Искрен в общении.

21.Первым прощает ошибки друга.

22.Радуется успехам и достижениям друга.

23.Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).

24.Помнит о друге, когда того нет рядом.

25.Может сказать другу то, что думает.


Бланк для ответов

Фамилия, имя

Дата

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ








































Баллы




























-










Вопрос

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25




Ответ








































Баллы








































Общая сумма баллов ______________________________________


Обработка результатов

За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» — по 1 баллу, а за ответ «нет» — 0 баллов.

Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.


Интерпретация результатов

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей друж­бы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относи­тесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

^ От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определен­ный опыт настоящей дружбы, но были и серь­езные ошибки, в результате которых вы разоча­ровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-преж­нему верите в настоящую дружбу и готовы дру­жить.

^ От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Можно дать учащимся некоторые советы по раз­витию у них представлений о дружбе. Например, если учащиеся набрали до 15 баллов, посоветуйте учиться доверять другому человеку, не бояться не­удач. Дружба требует усилий!

Если у ребят появился опыт разочарований в дружбе (до 35 очков), посоветуйте им быть внима­тельным к друзьям, проанализировать свое поведе­ние, отношение к ним, но главное — сохранить веру в хороших и добрых людей, которыми являются настоящие друзья.


Мини-итоги

Возможные выводы учащихся:

1. Дружба — величайшая нравственная ценность.

2. Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом. Предложите детям продолжить разговор о друж­бе со своими родителями, о друзьях их юности.