velikol.ru
1

Задания школьного этапа всероссийской предметной олимпиады по ОБЖ

для 8 класса


Задание 1. При помощи стрелок установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями:

Ураган (тайфун)

Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой разруши­тельной силой в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с.


Буря

Ветер разрушительной силы и значи­тельной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.





Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и продолжительный ветер.


Смерч

Задание 2. Дополните схему об основных элементах здорового образа жизни


^ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Задание 3. Найдите соответствие.

1. Опасное природное явление

2. Чрезвычайная ситуация

3. Стихийное бедствие

4. Экологическая катастрофа (экологическое бедствие)

А. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли: человеческие жертвы; ущерб здоровью людей или окружающей среде; значительные материальные потери; нарушение условий жизнедеятельности людей.

Б. Этот катастрофическое природное явление (или процесс), которое может развивать многочисленные человеческие жертвы, принести значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

В. Это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызывать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики (страны, региона и какой-либо территории) и природной окружающей среды.

Г. Чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов – в результате неразумной и нерациональной деятельности человека) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью животных организмов и экологическим ущербом.


Ответы:

1

2

3

4















Задание 4. Дайте определение.

1.Чрезвычайная ситуация – это ______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Производственная авария – это ____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Катастрофа – это ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Задание 5.

На какие 10 типов специалисты разделяют аварии и катастрофы, происходящие на территории нашей и в других странах:

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________.


Задание 6.

Назовите специальные сигнальные знаки международного кода, выкладываемые для спасателей, находящихся в самолетах или вертолетах, в случае автономного существования, например на островке, посреди зоны затопления.

















F









LL




L




К




Y




N





^ Задание 7 (тестовое). Выберите один правильный ответ и отметьте его.


Выберите из предложенных вариантов правильный, по Вашему мнению, ответ. Отметьте его, обведя кружком букву, обозначающую вариант ответа (отделённую скобкой). За каждый правильный ответ на вопрос теста участник получает 2 (два) балла. Если на вопрос есть два и более правильных варианта ответа, то баллы суммируются. Если на вопрос дан неправильный ответ, то он оценивается в 0 (ноль) баллов. Для определения общей оценки участника все набранные им баллы суммируются. Победителем является тот участник, кто набрал большее количество баллов.

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС техногенного характера

б) ЧС экологического характера

в) ЧС природного характера

г) стихийным бедствиям


2. К поражающим факторам взрыва относятся:

а) высокая температура и волна прорыва

б) осколочные поля и ударная волна

в) сильная загазованность местности


3. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:

а) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие спе­циальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;

б) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легко сбрасываемых кон­струкций на взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва;

в) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температу­ры и давления внутри производственного оборудования.


4. Процесс горения протекает при наличии:

а) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения

б) возможности для теплообмена

в) горючего вещества и восстановителя


5. К поражающим факторам пожара относятся:

а) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхност­ных слоев земли;

б) открытый огонь, токсичные продукты горения;

в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

г) образование облака зараженного воздуха.


6. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) лучистый поток энергии;

в) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные пок­ровы в организм человека;

г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызыва­ющих ожоги.


7. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений и животных опасными ядовитыми веществами;

б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зда­ний в результате действий ударной волны;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне ава­рии и на прилегающей к ней территории.


8. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, — это:

а) очаг химического заражения

б) зона химического заражения

в) область химического заражения

г) территория заражения


9. Выходить из зоны химического заражения следует:

а) по направлению ветра

б) навстречу потоку ветра

в) перпендикулярно направлению ветра


10. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:

а) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, уп­лотнить дверные проемы влажной тканью, заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;

б) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;

в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать вентиляционные отверстия,


11. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ва­ших действий:

а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства зашиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, за­крыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электриче­ство, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.


12. При аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства защиты, убежище и возможность выхода из зоны аварии последовательность ваших действий:

а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать помещение;

б) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную ком­нату и подавать сигналы о помощи;

в) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные двери закрыть плотной тканью и загерметизировать помещение.


13. Признаками перелома являются:

а) тошнота и рвота ,нарушение функции конечности, ее деформация и подвижность;

б) нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;

в) временная потеря зрения и слуха, появление сильной боли при попытке движения конечностью.


14. Кто-то идет за вами. Ваши действия:

а) перейти несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежать в людное место;

б) бежать к телефонной будке;

в) остановиться и выяснить причину преследования.


15. Какие явления могут быть признаками приближающегося землетрясения:

а) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстр и дрожание стекол на окнах;

б) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;

в) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозго­рание горючих веществ и материалов, выпадение обильных осадков в виде дождя или снега;


16. Если Вы попали под завал в результате землетрясения, нога придавлена
упавшей конструкцией, но была освобождена: шевелить пальцами и ступней но­ги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход
заблокирован. Какова очередность ваших действий:

а) окажете себе первую доврачебную помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

б) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;

в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг;


17. Какие продукты питания способствуют здоровью зубов:
а) кондитерские, макаронные и мясные изделия;

б) жирная пища;

в) овощи, богатые клетчаткой и кальцием.


18. Какое из естественных укрытий будет наиболее безопасно на время урагана:
а) овраг и промоина;

б) большие деревья;

в) сельскохозяйственные постройки;

г) скопление крупных камней.


19. Что необходимо при заблаговременном оповещении о приближении цунами:
а) открыть окна и двери нижних этажей;

б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

в) выйти из здания.


20. Что необходимо делать, если вы оказались в зоне лесного пожара:

а) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле и дышать через мокрый платок (одежду);

б) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой или окунуться в ближайший водоем;

в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направле­нию распространения огня.


21. Что относится к поражающим факторам пожара:

а) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхност­ных слоев земли;

б) образование облака зараженного воздуха;

в) открытый огонь, токсичные продукты горения.


22. Что необходимо сделать при закрытом переломе бедра:

а) дать обезболивающее средство, положив две шины: длинную, от под­мышечной впадины до внешней стороны лодыжки, и короткую, от паховой области до внутренней стороны лодыжки;

б) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном сус­таве, придать пострадавшему возвышенное положение;

в) дать обезболивающее средство и наложить шину из подручного мате­риала от подмышечной впадины до коленного сустава.


23. Каковы основные загрязнители поверхностных водоемов?

а) нефть и нефтепродукты

б) сливы канализаций

в) мусорные свалки


24. Каковы главные источники загрязнения подземных (грунтовых вод)?

а) канализация

б) мусорные свалки

в) нефть и нефтепродукты


25. Какие места в городе могут быть экологически опасными?

а) под линиями электропередач и в непосредственной близости к крупным предприятиям;

б) около школ и детских садов;

в) вблизи с остановками общественного транспорта.


26. Как обозначается аварийная остановка автотранспорта?

а) на расстоянии 25—30 м выставляется специальный знак — пустое ведро;

б) на расстоянии 25—30 м выставляется специальный знак — треугольник со специальными светоотражающими полосами;

в) на расстоянии 2—3 м выставляется специальный знак — металлический столбик с красным флажком.


27. Как велосипедист подает сигнал о повороте?

а) велосипед не является транспортным средством, оборудованным сиг­нальными лампами, поэтому повороты не обозначаются;

б) энергичными махами руки в сторону поворота;

в) вытягиванием руки в сторону поворота.


28. Кого относят к соучастникам преступления?

а) родители несовершеннолетнего;

б) исполнители;

в) организаторы, подстрекатели и пособники.


29. Что следует предпринять, чтобы оторваться от преследования в обществен­ных местах?

а) бежать по сложному и неприятному для преследователей маршруту: че­рез грязь, лужи, крутые склоны;

б) бежать и прыгать через высокие заборы, по глубокому снегу;

в) не бежать, оказать сопротивление, обезоружить преступников и доста­вить в ближайшее отделение милиции.


30. Какие приемы помогут получить помощь со стороны в действительно кри­тической ситуации?

а) кричать «Пожар!», спровоцировать работу автомобильной охранной сиг­нализации, врезаться в толпу и пытаться через нее «просочиться», задевая про­хожих с целью их вовлечения в конфликт;

б) кричать «На помощь!» и бежать к ближайшему подъезду;

в) бежать к ближайшему отделению милиции, стараясь не кричать, чтобы не сбить дыхание при беге.