velikol.ru
1




МБОУ СОШ №14

2012-2013 г


Здоровьесберегающее обучение

  • Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.




  • Опирается на принципы - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).




  • Достигается через средства - учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.


Основные принципы здоровьесберегающей деятельности


1.Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала

Действия по поддержанию физического здоровья учащихся

  • Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья

  • Организует учебно – предметную среду, соответствующую нормам сохранения здоровья

  • Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности

  • Организует учебно- предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности

  • Организует поддержание нормальной осанки

  • Организует подвижные паузы в ходе аудиторных занятий.

  • Контролирует режим освещённости в учебном помещении

  • Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия

Действия по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся

  • Организует необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала.

  • Обеспечивает умеренность психофизиологических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения

  • Организует ситуацию психологической безопасности всех учащихся

  • Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников

  • Способствует рациональной организации рабочего места учащегося

  • Способствует формированию в группе учащихся предпочтения черт личностной зрелости ( предусмотрительности, самодисциплины и др.)

  • Организационно поддерживает развитие самостоятельной деятельности учащегося

  • Организует поэтапное формирование умственных действий

  • Способствует развитию позитивного отношения окружающих к личности ученика. Организует условия формирования приемлемого статуса в классе каждого ученика.

  • Обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе

  • Организует рефлексию, осознание учащимися своей нравственно – мировоззренческой позиции, прогноз реализации её негативных вариантов






Технология личностно-ориентированного обучения

  • Развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов (мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные).

  • Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

^ Технология личностно-ориентированного обучения

  • Развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов (мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные).

  • Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

^ Технология личностно-ориентированного обучения

  • Развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов (мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные).

  • Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

^ Технология проблемного обучения

  • постановка развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения.

  • -создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

^ Технология проблемного обучения

  • постановка развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения.

  • -создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

^ Технология ненасильственного обучения

  • -возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности

  • способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.

^ Технология эффективной речевой деятельности

  • учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причем независимо от того, какой предмет он преподает.

  • Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи

^ Технология диалогового обучения

  • пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения

  • условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.


^ Технология диалогового обучения


  • пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения

  • условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

^ Технология рефлексивного обучения

  • возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи.

  • -создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.



^ Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии

Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________________________

Должность оцениваемого педагога________________________________________________

Фамилия, имя, отчество эксперта______________________________________________________________________

Дата: ______________

Частота проявления умения: 3 – очень часто; 2 – довольно часто; 1 – редко; 0 практич. никогда


^ Здоровьесберегающие действия педагога

Частота

3

2

1

0

Действия по поддержанию физического здоровья учащихся

1. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья













2. Организует учебно – предметную среду, соответствующую нормам сохранения здоровья













3. Способствует формированию здорового образа жизни учащихся













4. Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности













5. Организует своевременное проветривание помещения.













6. Организует правильное дыхание учащихся в ходе работы













7. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания здоровья пищеварительной системы, способствует развитию таких факторов здоровья, как уход за полостью рта, нормальный режим питания.













8. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о гигиене выделительной системы













9. Обеспечивает возможность своевременного посещения детьми туалета













10. Организует учебно- предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности













11. Организует поддержание нормальной осанки













12. Организует подвижные паузы в ходе аудиторных занятий.













13. Контролирует режим освещённости в учебном помещении













14. Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия.













15. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания здоровья органов слуха.













16. Контролирует акустический режим совместных занятий учащихся













17. Указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении. Контролирует гигиену покровных тканей (высказывает соответствующие требования и оценки)













18. Способствует созданию нормального температурного режима, закаливания, минимизации патогенной микрофлоры, безопасность предметно- пространственной среды













19. Формирует практические умения сохранения здоровья в различных экстремальных ситуациях ( переохлаждение, перегрев, инфекционная опасность и т.д.)













Сумма частотных баллов














Итого ( от 0 до 60 баллов за поддержание физического здоровья детей)






Действия по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся

1. Обеспечивает возможность полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств













2. Организует условия концентрации и децентрации внимания













3. Организует необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала.













4. Обеспечивает умеренность психофизиологических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения.













5. Организует ситуацию психологической безопасности всех учащихся














6. Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников













7. Реализует алгоритм становления произвольности поведения: « выполнение требований других – предъявление требований к другим – предъявление требований к себе – самоконтроль»













8. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах самоорганизации.













9. Способствует рациональной организации рабочего места учащегося













10. Способствует формированию в группе учащихся предпочтения черт личностной зрелости ( предусмотрительности, самодисциплины и др.)













11. Организационно поддерживает развитие самостоятельной деятельности учащегося













12.Организует поэтапное формирование умственных действий













13.Включает в содержание обучения и воспитания сведения образцов коммуникативного поведения (общения)













14. Способствует развитию позитивных ожиданий учащихся













15. Способствует развитию мыслительных процедур планирования и прогнозирования













16. Способствует развитию позитивного отношения окружающих к личности ученика. Организует условия формирования приемлемого статуса в классе каждого ученика.













17. Организует успех в учебной деятельности













18.Включает в содержание обучения и воспитание нравственно – эстетические нормы













19. Обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе













20. Организует рефлексию, осознание учащимися своей нравственно – мировоззренческой позиции, прогноз реализации её негативных вариантов













Суммы частотных баллов













Итого ( от 0 до 60 баллов за поддержание душевного здоровья детей)













Общая сумма баллов за поддержание душевного и физического здоровья учащихся (0-120)















^ Бланк экспертной оценки здоровьесберегающих условий на уроке


Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________________________


Должность оцениваемого педагога________________________________________________


Фамилия, имя, отчество эксперта______________________________________________________________________


Должность эксперта ____________________________________________________________


Класс: ________. Предмет __________________ Дата _______________


Какой этот урок по счёту у класса ________.

Шкала оценки соответствия действий здоровьесберегающим нормам: 3 – безусловно да; 2 – скорее да; 1 – скорее нет; безусловно нет.



^ Действия педагога и учащихся


Частота

3

2

1

0

1. Судя по состоянию помещения, учитель проконтролировал его готовность к началу урока: оно достаточно освещено, проветрено, не запылено.













2. Учитель организовал включение учеников в учебную деятельность с учётом последствий предыдущих занятий

( возбуждение, утомлённости и т.д.)













3. Большинство учащихся быстро включаются в учебную деятельность













4. Учитель при необходимости корректирует осанку ученика













5. Организуются релаксационные паузы













6. Организуются физические упражнения, физкультминутки













7. Используются приёмы снятия эмоционального напряжения учащихся













8. Действия учащихся свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям













9. Педагог целесообразно чередует учебную нагрузку, наблюдается смена видов деятельности













10. На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера













11. У учащихся отсутствуют внешние признаки страха, стресса













12. Не наблюдается признаков значительной утомлённости учащихся













Итого













Сумма баллов








^ Действия педагога и учащихся




Частота

3

2

1

0

Рефлексия урока









Вопросы к учащимся

Число учащихся



%

1.

А. Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно?

Б. А кто почувствовал, что урок прошёл быстрее, чем обычно?

А

Б

А

Б

2.

А. У кого снизилось настроение?

Б. А у кого повысилось?













3.

А. Кто из вас очень устал на уроке?

Б. А кто чувствует, что у него прибавилось сил?
















Среднеее













Коэффициент психофизиологического воздействия урока, равный разности среднего значения % Б и %А