velikol.ru
1

Иванова Н. П.

О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

- Разработан в связи с ростом социального статуса воспитания в российском демографическом обществе

- Направлен на преодоление противоречий между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей

- Предполагает преодоление установок на недопустимость элементов стандартизации в области воспитания

- Ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации

- Содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта

- Требует от педагогов и руководителей органов образования глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса

- Основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении-трансляции культуры от поколения к поколению

^ КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стратегическая цель Программы - системное многоканальное содействие формированию ценностей сферы учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей.

^ Реализация Программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского

общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с

окружающим социумом, природой, самим собой.

Говоря другими словами, Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся аправлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов чащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется бразовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими убъекгами социализации -социальными партнерами школы.

^ Структура Программы включает 5 разделов:

1) Пояснительная записка

2) Основные направления воспитательного процесса

3) Механизмы, формы и технологии совместной деятельности и сотрудничества субъектов воспитательного процесса

4) Социальные компетенции и требования к оценке уровня развития социальной компетенции школьников

5) Инструментарий диагностики социальной компетентности школьников

^ Ведущие подходы

• Социокультурный

• Возрастной

• Компетентностный

Содержание воспитания основных направлений процесса духовно-нравственного развития учащихся:

1) Развитие нравственно-этической культуры, формирование представлений о нравственности и этических нормах социального взаимодействия

2) Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции

3) Воспитание правовой культуры, уважение к правам и свободам человека

4) Воспитание трудолюбия, инициативности, готовности к осознанному выбору будущей профессии

5) Эстетическое воспитание

6) Экологическое

7) Развитие интеллектуального потенциала личности

8) Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни

9) Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

^ Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития н воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

^ 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; ■ опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

^ 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждении, бережное отношение к ним.

^ 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения кучению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

^ 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

^ 6) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

^ 7) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и щнностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

• ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

• характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

• индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.