velikol.ru
1




( или заметки и нравственном воспитании )


Нет таких родителей, которые не задавались бы вопросом, как нужно воспитывать ребёнка – строгостью или лаской? Конечно, всё хорошо в меру. Однако, понятие меры у каждого ребёнка и у каждого взрослого своё.

Все дети разные. Каждый воспринимает похвалу или критику по-своему. Например, Марину похвала воодушевляет, и в следующий раз она старается сделать работу ещё лучше. А вот Антон, кажется, не слышит ни похвалы, ни замечаний: он привык всё делать по-своему. Егор же хочет, чтобы хвалили только его одного, а любое поощрение в адрес других воспринимает как личное оскорбление.

Похвала очень тонкий инструмент. Его польза несомненна, но в ряде случаев она может оказаться бесполезной. Многое зависит от того, какой стиль отношений сложился в семье. Зачастую в жизни ребёнка много запретов и требований, а поддержки и ласки гораздо меньше. Ребёнок, не привыкший к одобрению со стороны родителей, скорее всего «не услышит» одобряющих слов воспитателя или учителя.

Однако, встречаются случаи, когда ребёнок, наоборот, чересчур захвален любящими взрослыми. Тогда нет ничего удивительного, что он считает себя самым лучшим. Это мешает установить дружеские отношения со сверстниками, ребёнок отказывается ходить в детский сад, так как там он не получает постоянной похвалы и считает, что там его не любят. Это не значит, что не нужно проявлять нежные чувства к ребёнку, однако нужно делать в иной форме. Например, вместо «Ты у нас лучше всех» можно сказать «Я тебя очень люблю» или «Я очень рада, что ты у нас есть». Ведь самооценка ребёнка берёт начало в отношении взрослых к нему.

Застенчивых, робких детей нужно чаще подбадривать. Обращайте внимание ребёнка на то, что у него хорошо получается, и хвалите его за это.

^ Лучше делать акцент не на ошибках, а на маленьких победах.

Поддерживайте ребёнка при неудачах: постоянные указания на ошибки могут подорвать веру маленького человека в собственные силы.

Похвала должна быть конкретной, отражать реальные достижения ребёнка.

«Умница, ты аккуратно подмела пол – ни одной бумажки не оставила!».

Не забывайте и о критике: она тоже должна быть конкретной и содержать как можно меньше ярлыков (плохо, бездарно…). Научите ребёнка анализировать собственные ошибки и делать выводы. Остановите внимание на причинах ошибки и попросите ребёнка подумать, что нужно сделать, чтобы не повторить её в дальнейшем.

«Какой ты бестолковый!» - подобные слова вырываются обычно в присутствии гнева. Наверно, редкая мать на самом деле считает своего ребёнка бестолковым или бездарным. Мы, родители, говорим таким способом о своём разочаровании, злости, обиде, но выплёскиваем эти эмоции на детей, но страдают при этом обе стороны.

Конечно, ругая ребёнка, необходимо выразить и свои чувства, своё отношение к произошедшему. Но здесь лучше говорить о себе: «Я расстроена», «Я просто вне себя». Конечно, ребёнок вряд ли кинется сразу исправлять содеянное, но поймёт, что его поведение сильно огорчает и задевает вас. Впоследствии это может стать для него дополнительным сдерживающим фактором. Критикуя поступки ребёнка, не выносите оценок ему самому, его личности (лучше говорить «Ты плохо поступил», а не «Ты плохой»).

Обязательно спросите ребёнка, как он думает исправлять ситуацию. Позвольте чаду самому выйти из положения, насколько это возможно. При этом оставайтесь в роли советчика, оказывайте моральную поддержку, помогайте, утешайте. Если ваш ребёнок будет уверен, что в целом, несмотря ни на что, вы всегда были и будете на его стороне, он с большей вероятностью прислушается к его доводам.