velikol.ru
1

Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.

Корень слова «одаренность» — «дар». Слово это как в русском, так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Отсюда и практически не поддающееся многозначному толкованию понимание обозначаемого им явления. Произнося слово «дар» мы подразумеваем нечто, данное человеку свыше, не отработанное им.

Однако рассмотрение детской одаренности с такой статической позиции практически лишено смысла. В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое.

Мы постарались его охарактеризовать схемой.


Индивидуальные

различия

Психика человека

Средовые Биологическое

созревание


Генотипи Научение

ческие


^ ДЕТСКАЯ ОДАРЕН

НОСТЬ




Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе — величайшие из даров природы. Подчеркнем, что этим даром природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято на­зывать того, чей дар явно превосходит средние возможности.

Наиболее удачным можно считать определение одаренности, предложенное К. К. Платоновым. Он утверждал, что одаренность— это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Словосочетанием — «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов. Одаренные дети — дети, опережающие сверстников в развитии.

В современной педагогической теории и практики возникают две важные задачи:

  • разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

  • разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.


^ Современные концепции одаренности

В современной педагогической психологии проблема одаренности разрабатывается интенсивно и зарубежными, и отечественными учеными. Этот материал объемен, сложен, часто противоречив. Осваивать его трудно. Но без знакомства с этими, на первый взгляд, исключительно теоретическими изысканиями не могут эффективно решаться проблемы практические.

  • ^ Концепция Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: это общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности. Одаренный человек обладает ими либо способен к развитию этой системы качеств и приложению ее к любой потенциально ценной области человеческой деятельности.




Способности выше Включенность

средних в задачу








Креативность Одаренность


Малая модель "человеческого потенциала" Дж. Рензулли


Принципиально важно то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уро­вень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одарен­ных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим про­центом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интел­лекта, креативности или по тестам достижений.

  • ^ Концепция Д. Фельдхусена предлагает заботиться не только о развитии и росте интеллектуально-творческого потенциала и специальных спо­собностей ребенка, но и о формировании у него позитивной «Я - концепции» и высокой мотивации.

  • Ф. Монкс в своем исследовании предлагает триаду Дж. Рензулли дополнить факторами, наиболее активно воздей­ствующими на процесс развития одаренности. В модели одареннос­ти ф. Монкса добавлен треугольник, каждая вершина которого обо­значает один из факторов микросреды: семья, школа, сверстники.

  • ^ Рабочая концепция одаренности. Недавно в рамках реализации президентской программы «Одарен­ные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне и модели, которая во­брала бы в себя все лучшие передовые достижения современной оте­чественной и зарубежной психологии. Интересным является предложение авторов представить одарен­ность не в виде трех, как в зарубежных моделях, а в виде двух основ­ных компонентов: инструментального и мотивационного. Выделение мотивационного фактора наряду с инструментальным объясняется тем, что авторы предлагают рассматривать одаренность в двух ас­пектах: "могу" и "хочу".



^ Инструментальный компонент

Мотивационный

аспект


Способности

Креативность

Интеллект

и т. д.

Повышенная избирательная чувствительность к определен­ным сторонам предметной деятельности;

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;

Повышенная познавательная потребность;

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и нео­пределенной информации;

Высокая критичность к результатам соб­ственного труда, склонность ставить сверх трудные цели.



В последнее время наибольшее распространение получила точ­ка зрения на одаренность, акцентирующая внимание на ее динами­ческих характеристиках. Одаренность не является константной ха­рактеристикой. А это уже выводит на передний план не проблему обучения одаренных детей, а пробле­му развития детской одаренности, развития потенциала личности каждого ребенка.

  • ^ Концепция А. Танненбаума. Он отмечает, что само по себе наличие выдающихся личностных, интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализации личности в творческой деятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внешние и внутренние факторы:




Этот же подход представлен в «динамической концепции одарен­ности», разрабатываемой отечественным психологом Ю. Д. Бабае­вой. Динамическая теория одаренности не случайно популярна в среде современных педагогов-исследователей, она, по существу, меняет парадигму педагогической поддержки детской одареннос­ти, не на словах, а вполне реально осуществляя переход от «диагно­стики отбора, к диагностике развития» [2].

Кого считать одаренным?

Общепринято считать, что одаренный ре­бенок — это ребенок, который выделяется яркими, оче­видными, иногда выдающимися достижениями (или име­ет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Если непредвзято взглянуть на педагогическую практику, то можно заметить, что реально принято вы­делять обычно четыре категории, характеризующие одаренных детей:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интел­лекта ("IQ");

  • дети с высоким уровнем творческих способностей;

  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
    (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. — их чаще называют талантливыми);

  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Особенности развития познавательной сферы

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда чертами довольно много таких, которые часто проявляются в поведении, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в его познавательной деятельности.

Используя теоретический материал, разработанный А. И. Савенковым [19], мы систематизировали особенности развития одаренных детей.


^ Особенности развития познавательной сферы одаренных детей


Особенности

Характеристика

Любопытство - любознательность - познавательная потребность

Это лесенка, ведущая к вершинам познания.




Познавательная

потребность

Любознательность


Любопытство

Сверх-чувствитель-ность к проблемам

«Познание начинается с удивления тому, что обыденно.»

Платон

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творчес­кой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Именно такой человек может отойти от стереотипов, не взирая на их авторов. Ребенок, даже одаренный, оказывается способным к подобным действиям только благодаря целенаправленной педагогической ра­боте. Проблемное, ориентиро­ванное на самостоятельную, исследовательскую работу ребенка обу­чение развивает как эту способность.


Склонность к задачам дивергентного типа

Задачи дивергентного типапроблемные, творческие, не имеющие однозначного ответа.

Создаваемые этими задачами ситуации с раз­личной, в том числе и высокой степенью неопределенности не по­давляют, а, напротив, стимулируют активность ребенка. Для этого часто необходима интуиция, озарение и другие специ­фические характеристики продуктивного мышления.

Оригиналь-ность мышления

Способность выдвигать новые, нео­жиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренно­го человека.

^ Способность продуцировать оригинальные идеи - характеристика для научного и технического творчества; Способность разрабатывать имеющиеся идеи – для художественного творчества.

Гибкость мышления

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к дру­гим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. Наличие высокого уровня гибкости мышления свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Легкость генерирования идей

Чем больше идей, тем больше воз­можностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, разви­тия, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является осно­вой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного ребенка — как реакция на проблемную ситуацию. Подчас новые идеи кажутся нереальными («безумные идеи»).

Легкость ассоциирования


явления




Путь решения проблемы



предметы

события







Способность к прогнозированию

У одаренных детей это качество выражено сильно не только при решении школьных задач, но и в вопросах реальной жизни.

Интегральный характер данного личност­ного свойства позволяет считать его одним из основных при определении одаренности.


^ Склонность к задачам дивергентного типа

Легкость генерирования идей


Способность к прогнозированию


Гибкость мышления

Легкость ассоциирования





Высокая концентрация внимания


Высокая погруженность в задачу


Склонность к сложным с сравнительно долговременным заданиям


^ Возможность успешной настройки при наличии помех



Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано, многие исследо­ватели склонны считать его важнейшим индикатором одареннос­ти.

Отличная память

Одаренные дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать факты, события, абстрактные символы, различ­ные знаки и многое другое.

Способность к оценке

Способность к оценке— производное критического мышления. Эта способность предполагает возможность оценки продук­тов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других лю­дей.

Широта интересов

Очень противоречивая характеристика, способная привести к большим достижениям в определенной сфере или распылению сил бес толку.

^ Устойчивость интересов

Упорство в достижении цели


Знания


Широта интересов

Многообразный опыт








комбинаторика

ассоциирование



прогнозирование







Знания, полученные опытным пу­тем в процессе собственной исследовательской практики, строящей­ся, в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету ис­следования, — один из важнейших факторов, характеризующих ода­ренность.



Методика оценки общей одаренности

При работе в секциях научного общества учащихся руководителям необходимо иметь представление об уровне одаренности юных исследователей. Для этого в современной педагогике существует несколько методик.

Мы пользуемся «Методикой оценки обшей одаренности» А И Савенкова [19]. Она удобна и проста для любого специалиста, работающего с обучающимися. Ее задача — оценка общей одаренности ребенка.

Нам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучив их, мы можем дать оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

^ 5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

^ 2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

^ О — сведений для оценки данного качества нет (не имею).


Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека.

^ Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию — способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени .относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

^ Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность — способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

^ Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

^ Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) — способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

^ Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) — стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

^ Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.


Отметки вносятся в таблицу.

На каждого ребенка, работающего в определенной секции, имеется сводная таблица данных, по которым определяется уровень его общей одаренности. Это помогает руководителю грамотно распределять обязанности и вид деятельности при групповых работах (разработке проектов, написании рефератов или проведении экспериментов). Каждый член секции, таким образом, оказывается не просто задействованным в общей деятельности, а чувствует свою значимость, поскольку его труд продуктивен.


Сводная ведомость оценки общей одаренности членов __________________ секции НОУ


Фамилия обучающегося

Качества по описанному порядку

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9