velikol.ru
1

Автор: Рождествина Людмила Александровна—преподаватель и концертмейстер МОУ ДОД «Дединовская сельская ДМШ» Луховицкий район, Московская область, с.Дединово.

« Инструкция по формированию репертуара и концертных программ хорового коллектива ДМШ»


Репертуарный план и виды концертной работы хорового коллектива.

Подбор репертуара в вокально-хоровом коллективе ДМШ осуществляется, как правило, по нескольким принципам. Произведения, предназначенные для разучивания хором, в своем изначальном подходе должны соответствовать оптимальным возможностям хора и быть понятными хору.

Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и что особенно важно — обладать высокими художественными качествами. Дирижер обязан учитывать вокальные особенности коллектива, уровень его профессионально-хоровой обученности, способность справляться с техническими задачами в произведениях. Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. Сложное произведение, как показывает практика, можно брать весьма осторожно с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В тоже время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограничено, т. к. облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста коллектива.

Дирижер должен постоянно заботиться о том, чтобы репертуар был интересен хористам. Поддержание этого интереса дает огромные преимущества в работе. Репертуар составляется всеми преподавателями коллективов с учётом психофизиологических возможностей детей и направлен на развитие и раскрытие творческих ресурсов каждого ребёнка (музыкальный слух, память, эмоциональную отзывчивость, художественные взгляды, эстетический вкус и т.д.). За учебный год в хоровом классе ДМШ запланировано следующее колличество произведений:


классы


Хор (коллективное музицирование) на отделении «Инструментальное исполнительство»


«Хоровое отделение»


младшие



10-12



15-20


средние

10-15

15-23

старшие

8-10

18-20

В репертуаре должна учитываться стилистическая и жанровая направленность музыки, а так же произведения различных эпох и композиторских школ:

  • композиторы полифонисты;

  • венские классики;

  • композиторы романтики;

  • современные зарубежные композиторы;

  • композиторы доглинкинской эпохи (духовная и светская музыка, канты)

  • классические сочинения;

  • современная отечественная музыка;

  • обработки народных песен;

  • песенный жанр, как основной, так и представленный романсами и песнями русских композиторов. Так и композиторами песенниками.

  • хоры без сопровождения.


Виды концертной работы (тематика концертов):

  • Посвящение в первоклассники.

  • Концерт духовной музыки

  • Тематические концерты с пением и слушанием музыки (музыкальный лекторий)

  • Сольные концерты коллективов.

  • Концерт детской песни.

  • Концерты, посвященные творчеству композиторов или нескольких авторов, принадлежавших одному художественному течению.

  • Концертное выступление перед родителями на родительских собраниях.

  • Концертные выступления перед школьниками в целях пропаганды хорового искусства перед сверстниками.

  • Выступления в организациях и учреждениях различного профиля.

  • Музыкальные встречи с другими коллективами.

  • Важные даты: День музыканта-1 октября, День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая

  • отчётный концерт отдела.

  • отчетный концерт школы

и.т д

Систематизация репертуара.

Важно, чтобы хоровой репертуар был систематизирован по следующим разделам:

      • старинная музыка

        • композиторы полифонисты (добаховского и баховского периода);

        • венские классики;

        • композиторы романтики;

        • современные зарубежные композиторы;

        • композиторы доглинкинской эпохи (духовная и светская музыка, канты)

        • классические сочинения;

  • современная отечественная музыка;

  • обработки народных песен;

  • песенный жанр, как основной, так и представленный романсами и песнями русских композиторов. Так и композиторами песенниками.

  • хоры без сопровождения.

В исполнительской хоровой практике принято различать две основные формы концертных выступлений — сольный концерт и участие в сборном (сводном) концерте.

Выступление хора в сольном концерте предоставляет больше творческой свободы исполнителям, позволяет скорее адаптироваться на сцене и установить глубокий контакт со зрительным залом. В сольном концерте хора дирижер выстраивает программу, исходя из многих условий. Так, на первом месте обычно стоит драматургия всего сольного концерта и, вследствие чего, произведения репертуара расставляются с учетом возрастания интереса публики, подведения к одному или нескольким произведений, которые явились бы вершиной, кульминацией концерта. Об этом говорит Г. А. Струве: «В ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения. Это своеобразная мозаика, гамма чувств и музыкальных образов, подчиненная одной форме — концерту. Дирижер должен определить переломный, кульминационный момент концерта, то есть где его вершина, где полуфинал (финал отделения) и где финал (конец концерта)».[1]

^ Сольный концерт

Сборный концерт

Состоит:

Из 2 отделений по 45 минут с антрактом в 15 минут. Иногда продолжительность концерта может сокращаться за счёт антракта или за счёт исполнительского времени.

Количество произведений в отделении концерта около 10-12 соч. при условии звучания 2-3 минуты.

Это участие разных коллективов, ансамблей, солистов, чтецов и т.д в одном концерте.

Ориентация: показать умение и мастерство хорового коллектива на 4-5 сочинениях и обычно не превышает 15 минут.

Расстановка репертуара:

Выдерживается по хронологическому, тематическому и контрастно-сопоставительному характеру.

  • ^ Сочинения без сопровождения поются вначале.

  • В выступлениях с минимальным колличеством сочинений внимательно следить за согласованностью их между собой.




Хронолого-тематический принцип:

  • Начало—старинная музыка, ближе к концу сочинения современных авторов.

Стилистический или жанровый принцип: например по порядку:

2-3 соч. культового жанра, соч.зарубежных авторов 19 века,

русская классика, обработки народных песен миниатюры современных авторов.

Исполнение сочинений с инструментальным сопровождением и без сопровождения.

Как известно из курса хороведения, в сочинениях без сопровождения хор тяготеет к интонированию в натуральном строе. Поэтому дирижеры отводят 1 половину концерта соч. без сопровождения, а сочинения с сопровождением исполняют ближе к концу.

Смешанный принцип компоновки:

Признан менее удачным, однако если есть необходимость в этом, то рекомендуется придерживаться хронолого-тематического порядка.

Не принято: Ставить рядом произведения далёких жанрово-стилистических форм (духовное сочинение--детская шуточная песня, быстрые произведения сочитать с медленными—в этом кроится формальный подход к музыке)

Принято: после сочинений громкой динамики желательно ставить произведения более спокойного характера, чтобы снизить нагрузку хора. Хор осваивается с акустикой зала и звучит в полную силу лишь к концу 1 отделения, поэтому сложные произведения помещают во 2 отделении, когда происходит больший «разогрев» хора.

Отдельно следует сказать о соседстве сочинений, поющихся a cappella и с сопровождением. Как известно из курса хороведения, хор в сочинениях без сопровождения тяготеет к интонированию в натуральном строе. В связи с этим дирижеры обычно а капельную часть программы устанавливают в первую половину концерта, тогда как сочинения с сопровождением — ближе к концу.

Смешанный принцип компоновки программы, где acappell’ные сочинения чередуются с пьесами с сопровождением, признается менее удачным. Однако, если в таком принципе имеется необходимость, то при этом все-таки выдерживается хронолого-тематический порядок. Произведения сольного хорового концерта должны быть разнообразны по своим техническим задачам. Но после сочинений, насыщенных громкой динамикой и напряженной тесситурой, желательно ставить произведения несколько спокойного характера, чтобы сдержать нагрузку хора. Опытный дирижер всегда расставит сочинения с высокими нотами на протяжении всего концерта, обеспечивая детскому хоровому коллективу такой режим работы, чтобы коллектив выступил стабильно и ровно в течение всего концерта. Г. А. Струве замечает, что, «несмотря на предварительные распевания перед концертом, хор осваивается с акустикой зала, начинает “звенеть”, звучать в полную силу лишь к концу первого отделения, поэтому наиболее сложные произведения, требующие большой отдачи, следует помещать во втором отделении, когда происходит больший “разогрев” хора»[2].

Заметим, что полный сольный концерт обычно состоит из двух отделений по 45 минут с антрактом между отделениями в 15 минут. Иногда продолжительность концерта может сокращаться за счет антракта и за счет собственно исполнительского времени до 70—80 минут, т. е. до 1 часа 10 мин. — 1 часа 20 мин., а то и меньше. Составление репертуара такого концерта имеет те же принципы, что и большого концерта.

Напомним, что при компоновке номеров дирижер хронометрирует (уточняет) продолжительность звучания каждого отдельного номера концерта, оставляя время для выхода и перестраивания (по необходимости) хорового коллектива, для объявления номеров программы ведущим, на аплодисменты зрительного зала. Обычно количество произведений, исполняемых в отделении концерта продолжительностью в 45 минут может быть около 10—12 при условии звучания каждого по 2—3 минуты. Такая форма сольного отделения подтверждена традициями концертно-исполнительской практики:

  • композиторы полифонисты;

  • венские классики;

  • композиторы романтики;

  • современные зарубежные композиторы;

  • композиторы доглинкинской эпохи (духовная и светская музыка, канты)

  • классические сочинения;

  • современная отечественная музыка;

  • обработки народных песен;

  • песенный жанр, как основной, так и представленный романсами и песнями русских композиторов. Так и композиторами песенниками.

  • хоры без сопровождения.

Список литературы.

[1] Струве Г. Школьный хор. — М., 1981. С. 63;

[2]Струве Г. Школьный хор. — М., 1981. С. 64