velikol.ru
1



Л. Босова


ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Рабочая тетрадь для 7 класса


Москва

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009


Задания к главе «Объекты и системы»


1. Продолжите фразы:

а) Информация — это

б) Информатика — это

в) Информационные технологии

г) Объект — это

2. Установите соответствие между словами левого и правого столбиков

Газета

Радуга

Прогулка

Стадион

Чтение

Мираж


Предмет

Процесс

Явление


3. Назовите имена объектов:

а) находящихся в вашем портфеле

б) расположенных на Рабочем столе компьютера

в) используемых для хранения информации

г) изучаемых на уроках биологии

д) изучаемых на уроках математики

е) изучаемых на уроках географии

ж) изучаемых на уроках информатики

4. Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов.

а) Канада, Бразилия, Япония

б) Канада, Бразилия, США

в) Канада, США, Мексика

г) Амазонка, Енисей, Нил

д) Волга, Амур, Иртыш

е) Луара, Эльба, Висла

ж) Принтер, монитор, клавиатура

з) Клавиатура, сканер, мышь

и) Береза, жасмин, ромашка

к) Яблоня, груша, вишня

5. Вспомните по одному объекту каждого из приведенных множеств и запишите их единичные имена.

Мореплаватель

Ученый

Композитор

Писатель

Сказочник

Литературный герой

Информационный процесс

Система счисления

Единица информации

Программное обеспечение

Текстовый процессор

6. Назовите единичные имена нескольких объектов, являющихся основными достопримечательностями:

а) нашей страны:

б) столицы нашего государства:

в) вашей малой родины:

7. Внимательно прочитайте текст §1.1 «Объекты и их имена». Разбейте прочитанный текст на смысловые фрагменты по 1-2 абзаца и придумайте к ним подзаголовки. Запишите эти подзаголовки.

8. Продолжите фразы.

а) Под признаками объекта мы будем понимать его…

б) Свойства объекта…

в) Действия объекта…

г) Поведение объекта…

д) Состояние объекта…

9. Запишите величины и их значения, определяющие следующие свойства объектов:

Кирпичный дом

Голубоглазый человек

Фарфоровый сервиз

Графический файл

Большой файл

10. Запишите несколько свойств объектов операционной системы:

Рабочий стол Мой компьютер Мои документы

11. Заполните таблицу.

Объект

Действие

активное

пассивное

Котенок




















Автомобиль








































12. Запишите несколько действий, которые можно совершать с объектами операционной системы Файл и Папка

13. Опишите последовательность действий:

а) ученика при самостоятельном изучении параграфа учебника:

б) мамы при варке манной каши

в) Василисы Премудрой, которая должна ровно 7 минут варить эликсир бессмертия и имеет в своем распоряжении двое песочных часов: на 3 минуты и на 8 минут:

14. Внесите недостающие надписи в схему.




15. Внимательно прочитайте текст § 1.2 «Признаки объектов». Разбейте прочитанный текст на смысловые фрагменты и придумайте к ним подзаголовки. Запишите эти подзаголовки.

16. Проведите мини-исследование. Все файлы, создаваемые при выполнении работы, сохраняйте в собственной папке. После завершения работы удалите созданные файлы.

1) В текстовом процессоре WordPad наберите слово «Информатика» и сохраните его в документе с именем D1, указав тип файла Текстовый документ. Запишите имя и размер созданного файла.

объясните, почему созданный файл имеет именно такой размер.

2) В текстовом процессоре WordPad наберите слово «Информатика» и сохраните его в документе с именем D2, указав тип файла Текстовый документ в кодировке Unicode. Запишите имя и размер созданного файла.

Сравните размер нового файла с предыдущим.

Чем это объясняется?

3) В текстовом процессоре WordPad наберите слово «Информатика» и сохраните его в документе с именем D3, указав тип файла Файл RTF.

Запишите имя и размер созданного файла.

Сравните размер нового файла с предыдущим. Чем это объясняется?

4) Отметьте истинные высказывания:

  • Размер файла всегда равен информационному объему записанного в нем текста.

  • Размер файла может превышать информационный объем записанного в нем текста.

  • В большинстве кодировочных таблиц один символ кодируется одним байтом.

  • В кодировке Unicode один символ кодируется двумя байтами.

  • Во всех кодировочных таблицах один символ кодируется одним I байтом.

  • При сохранении текстового документа могут сохраняться тип и размер шрифта, начертание, выравнивание и другие свойства текста.

5) Почему файл Dl.txt, имеющий информационный объем 11 байтов, занимает на диске 4 Кб?

17. Для каждой пары объектов укажите связывающее их отношение.



  • Текстовый процессор и прикладное и программное обеспечение

  • Клавиатурный тренажер и Клавиатор

  • Редактирование и форматирование

  • Растровый графический редактор и графический редактор

  • Paint и растровый графический редактор

  • Windows ХР и операционная система

  • Материнская плата и системный блок

  • Струйный принтер и принтер


Входит в состав


Является элементом множества


Является разновидностью


Предшествует




18. Придумайте примеры отношений «является элементом множества», «входит в состав», «предшествует» и представьте их с помощью схем.

19. Установите соответствие:

Лазерные принтеры являются устройствами

вывода информации.

Камчатка является полуостровом.

Колизей находится в Риме.


Отношение между двумя объектами

Отношение между объектом и множеством объектов

Отношение между двумя множествами объектов

20. Приведите примеры.

Отношение между двумя объектами

Отношение между объектом и множеством объектов

Отношение между двумя множествами объектов

21. Напишите отношения между парами объектов, представленными на рисунках (по 2 варианта)



22. Приведите 2-3 примера пар объектов, имена отношений которых не изменяются, когда меняются местами имена объектов.

23. Внимательно прочитайте текст § 1.3 «Отношения объектов». Опишите, каким образом строятся схемы отношений.

24. Для каждого подмножества запишите множество, с которым оно связно отношением «является разновидностью» (запишите общее имя отмечающее на вопрос «Что это такое?»).

Подлежащее

Существительное

Принтер

Целое число

Сложение

Прямоугольник

Учебник

Бабочка

Собака

25. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью»:

гриб, человек, здание, школьник, школа, врач, растение, дерево, яблоня, подосиновик

Заполните таблицу: запишите для каждого подмножества одно дополнительное свойство.



Множество

Подмножество

Дополнительный признак подмножества














































26. Выберите из списка имена девяти множеств, связанных отношением «является разновидностью»:

яблоня, сосна, дерево, яблоко, фруктовое дерево, дуб, корень, хвойное дерево, пихта, лиственное дерево, ствол, береза, лиственница, желудь

Составьте схему разновидностей.

27. Каждой группе найдите и зачеркните один «лишний» объект, не подходящий к остальным по некоторому признаку; для оставшихся объектов укажите общий признак.



^ Группа объектов

Общий признак

1

Аполлон, Марс, Меркурий, Нептун, Юпитер




2

Арфа, балалайка, виолончель, скрипка, флейта




3

Варка, джонка, рикша, пакетбот, ял




4

Мусоргский, Моцарт, Тургенев, Чайковский, Бетховен




5

Брюссель, Лондон, Мадрид, Москва, Нью-Йорк, Оттава, Париж




6

Бунгало, иглу, офис, хижина, шале




7

Волга, Дунай, Нил, Рейн, Сена




8

«Волга», «Жигули», «Москвич», «Руслан», «Чайка»




9

Гранит, кварц, мрамор, полевой шпат, торф




10

Какао, кофе, пальто, резюме, эссе






28.Изобразите схему разновидностей для документов, находящихся в вашей личной папке.

29. Внимательно прочитайте текст § 1.4 «Разновидности объектов и их Классификация». Дайте письменный ответ на вопрос: «Для чего нужна классификация?»

30. Составьте схемы состава для следующих объектов:

а) Аппаратное обеспечение компьютера

б)Дерево

в) Учебник информатики для 7-го класса

31. Для каждой из приведенных пар «объект — его часть» запишите действие, которое можно выполнять со всем объектом, и действие, которое можно выполнять с его частью.

Действие, выполняемое со всем объектом

Объект — его часть


Действие, выполняемое с его частью




Дверь — дверной замок













Окно — стекло в окне













Автомобиль — сиденье











32. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.

В летнем лагере отдыха 86 семиклассников. 8 из них не любят компьютерные игры. 54 семиклассника предпочитают квесты, 62 — симуляторы. Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в квесты, и в симуляторы?

33. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.

В салоне небольшого самолета летят 42 пассажира. Некоторые из них москвичи, остальные — иногородние. Среди москвичей 9 мужчин. Некоторые из пассажиров артисты, но ни одна из иногородних женщин не является артисткой. Всего иногородних мужчин 18. Из них 13 — не артисты. Среди пассажиров, не являющихся артистами, 16 мужчин и 11 женщин. 6 москвичей не артисты.

Разберитесь, пожалуйста, с пассажирами: кто есть кто?

34. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.

Бабушка прислала Ивану посылку с яблоками и грушами. Некоторые из этих плодов были большими, остальные — маленькими. По цвету плоды тоже различались: часть плодов была желтого цвета, остальные — зеленого. Среди плодов не было ни маленьких груш, ни маленьких зеленых яблок. Яблок было 25, а груш — 17. Больших плодов было 32. Желтых плодов было 28. Зеленых яблок было на 2

больше, чем зеленых груш. Иван угостил этими плодами своих друзей. Больше всего ребятам понравились большие желтые яблоки. Сколько было таких яблок?

35. Внимательно прочитайте текст § 1.5 «Состав объектов». Дайте письменный ответ на вопрос «Почему схема состава отражает строение объекта?»

36. Продолжите фразы,

а) Система - это

б) Системный подход - это

в) Структура - это

г) Системный эффект - это

37. Установите соответствие.

Библиотека

Болото

Самолет

Вулкан

Оркестр

Степь

Система счисления

Смешанная система


Природная система


Техническая система


38. Заполните таблицу, выделив подсистемы в следующих системах.

Система

Подсистема 1

Подсистема 2

Школа







Компьютер







Государство







Солнечная система







Человек







39. Заполните таблицу, определив надсистемы для следующих систем.

Система

Надсистема

Школа




Вольница




Автомобиль




Река




Планета




40. Внимательно прочитайте текст § 1.6 «Системы объектов». Выпишите основные понятия, с которыми вы познакомились в этом параграфе.

41. Рассмотрите выращиваемый на грядке лук как систему, взаимодей­ствующую с окружающей средой. Опишите входы и выходы этой системы.

42. Каждой системе протекают некоторые внутренние процессы, которые могут быть известны или неизвестны человеку. Человек может не знать, как «внутри» устроена система, но понимать, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе. В таких случаях говорят, что система рассматривается как «черный ящик».

Для каждой ситуации укажите систему, о которой в ней идет речь. Отметите ситуации, в которых системы могут восприниматься как «черный ящик».




Ситуация

Система




Селекционер проводит эксперименты над растением.







Начинающий пользователь работает за компьютером.







Конструктор наблюдает за испытаниями нового автомобиля.







Папа регулирует яркость экрана домашнего телевизора.







Сестра изучает возможности фотокамеры, к которой нет документации.







Врач ставит диагноз и назначает лечение пациенту.







Часовщик ремонтирует старинные часы.





43. Автоматическое устройство имеет один вход, можно подавать на него натуральные числа или последовательности символов и наблюдать результат на выходе. По таблице наблюдений определите тип входных данных и правило, по которому осуществляется их преобразование.





№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

Не могу

2

save

Не могу

3

16

33

4

64

129

5

512

1025

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

Не могу

2

save

Не могу

3

16

7

4

64

10

5

5125

13

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

Не могу

2

save

Не могу

3

9

18

4

121

242

5

124

248

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

Не могу

2

save

Не могу

3

256

128

4

513

256

5

1025

512

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

Не могу

2

save

Не могу

3

256

0

4

513

1

5

1025

1

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

Не могу

2

save

Не могу

3

6

1

4

64

2

5

512

3

Тип данных:

Правило:

№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

Не могу

2

save

Не могу

3

1

о

4

64

д

5

51214

п

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

3

2

save

4

3

16

0

4

Ура!

3

5

2 окна

4

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

й

2

save

v

3

16

Не могу

4

и

и

5

ох

х

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

мй

2

save

sv

3

123

13

4

принтер

питр

5

ми12лд

м1л

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

май

йам

2

save

evas

3

цифра

арфиц

4

абзац

цазба

5

100рожка

акжор001

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

2007

Не могу

2

save

Не могу

3

весна

е

4

иволга

и

5

ястреб

я

Тип данных:

Правило:

№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

1024

Не могу

2

save

Не могу

3

маркер

р

4

цифра

р

5

апостроф

ф

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Результат F

1

8607

Не могу

2

save

Не могу

3

кнопка

аккнпо

4

солнце

есцонл

5

ярлык

кяырл

Тип данных:

Правило:


44. Автоматическое устройство имеет два входа, можно подавать на них натуральные числа и наблюдать результат на выходе. По-таблице наблюдений определите правило, по которому автоматическое устройство осуществляет преобразование информации.



№ наблюдения

Вход X

Вход У

Результат F

1

1

2

1

2

2

1

2

3

2

2

4

4

5

3

125

5

3

5

243

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Вход У

Результат F

1

1

2

1

2

10

5

0

3

25

10

5

4

31

3

1

5

33

22

11

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Вход У

Результат F

1

1

2

2

2

10

5

10

3

25

10

50

4

31

3

93

5

33

22

66

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Вход У

Результат F

1

10

2

5

2

13

3

4

3

14

3

4

4

17

5

3

5

21

10

2

Тип данных:

Правило:



№ наблюдения

Вход X

Вход У

Результат F

1

10

2

0

2

13

3

1

3

14

3

2

4

17

5

2

5

21

10

1

Тип данных:

Правило:


45. Внимательно прочитайте текст § 1.7 «Система и окружающая среда». Составьте план пересказа этого параграфа.

46. Продолжите фразы:

а) Персональный компьютер - это

б) Программное обеспечение - это

в) Операционная система - это

г) Файл - это

д) Пользователь - это

е) Пользовательский интерфейс – это

47. Завершите изображение структуры системы «персональный компьютер».


Персональный компьютер




48. Внимательно прочитайте текст § 1.8 «Персональный компьютер как система». Внесите необходимые дополнения в схему.



49. Творческое задание. Опишите пользовательский интерфейс компьютера будущего.