velikol.ru
1




ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

^ Стаж работы в должности

 Толочкова Эльвира Римовна

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Татищево»

Ул. Школьная 8

 Учитель истории и обществознания

 19 лет

^ II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания.


Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, которая направлена на развитие ключевых и учебных компетенций.

Сущность ИПО заключается в использовании инновационных образовательных технологий в частности


применение проектных, исследовательских технологий на уроках и внеурочное время, ИКТ ит.д. на основе их развивать самостоятельную деятельность учащихся, коммуникативные способности.


Применение проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания позволит

развивать творческий потенциал учащихся, способности к аналитическому мышлению, формировать профессиональную и социальную успешность выпускника


Личностно-профессиональные качества педагога:

- готовность к изменению структуры содержания гуманитарных знаний;

- владение навыками формирования исторических и обществоведческих понятий

Дополнительные условия:

- введение элективных курсов по предмету

- наличие у учащихся мотивации к изучению истории и обществознания и ориентации на продолжение образования в высших учебных заведениях гуманитарного профиля.


Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:

• опыт работы с большим объемом информации;

• опыт проведения презентации;

• умение оценивать ситуацию и принимать решения;

• умение работать в коллективе;

• умение структурировать информацию;

• умение индивидуально планировать работу;

• умение работать в команде.


2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)


4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)



5.Результат изменений



6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте


















 ^ III. Описание инновационного опыта учителя

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Развивая в учениках именно эти качества, автор делает акцент на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Автор видит необходимость в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным, по мнению автора, в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.

Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.

Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности.

Одним из основных принципов в преподавании истории и обществознания является диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.

Применяются различные приемы организации познавательной деятельности, начиная с пятых классов: выполнение познавательных заданий на выявление оценок прошлого представленных в исторических источниках, текстах художественных произведений ; выполнение творческих образных заданий; презентация на уроке творческих работ школьников ─ это знакомство с другими интерпретациями того же самого исторического сюжета одноклассниками и, одновременно, возможность укрепиться или усомниться в собственном мнении. В старших (9-11) классах основное внимание уделяется обучению приемам аргументации историографической версии.

По мнению автора, широкое использование информационно компьютерных технологий, применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания дают преподавателю новые, более гибкие возможности подачи материала, обеспечивают совершенно новый подход к общению с учащимися, активизируют различные виды деятельности учащихся, развивая в них умение, самостоятельно изучать и анализировать материал.

Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:

  • Повысить творческую активность учащихся на уроке;

  • развивать их логическое и критическое мышление;

  • повысить уровень их конкурентоспособности;

  • расширить кругозор школьников.

Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:

• опыт работы с большим объемом информации;

• опыт проведения презентации;

• умение оценивать ситуацию и принимать решения;

• умение работать в коллективе;

• умение структурировать информацию;

• умение индивидуально планировать работу;

• умение работать в команде

 

IY.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 Сидорова Е.А