velikol.ru
1

Исследовательская деятельность учащихся – путь к саморазвитию

Каждый человек по своей природе любопытен: ему хочется узнать что-то новое, понять основные принципы работы, разобраться в каком-то явлении. Внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Следовательно, в школе необходимо создать все условия для организации исследовательской деятельности учащихся.

Учителю необходимо поддерживать интерес ребенка к самостоятельным открытиям и знакомить с основами научного исследования. Большое значение при формировании умений исследовательской деятельности на уроке имеет использование различных приемов технологии развития критического мышления (различные виды вопросов, ИНСЕРТ, РАФТ, ИДЕАЛ и т.д.). Примером заданий, подготавливающих учащихся к исследованию, могут также служить: проведение опросов по различным темам (What is your favourite music? What are you going to be? How can we learn English better? What is your favourite Hollywood film? Why? и др.), обобщение полученной информации и объяснение полученных результатов; создание презентаций по выбранным темам, написание творческих работ, сочинений, историй, рассказов, сочинение стихотворений, сбор информации по актуальным темам, например, сбор англоязычных слов, используемых в рекламе по телевидению, проведение дебатов и дискуссий, ролевых игр, использование приема драматизации. Знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться с предложения учителем актуального для школьников проекта (“My favourite music from my favourite Hollywood film”, “Types of Houses in Russia and Great Britain и др.).

На данном этапе очень важно заинтересовать учащихся, создать положительную мотивацию, поэтому темы должны быть доступными и соответствовать возрасту учеников, но при этом в теме должна присутствовать проблема, которая заставит детей обратиться к дополнительным источникам информации. Важно также знакомить учащихся со способами научного исследования: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, обобщение и конкретизация и др. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, например, через постепенное усложнение задачи. Необходимым условием также является заинтересованность учителя в темах, предлагаемых для изучения: работая вместе с учеником, учитель помогает ему овладеть азами исследовательской деятельности. При наличии данных обстоятельств из простого упражнения или проекта может вырасти научное исследование.

Если тема актуальна для ученика, то он продолжает ее дальнейшее исследование. На данном этапе важно помочь учащемуся спланировать этапы деятельности, выбрать правильное направление, методы исследования, помочь с литературой. Данная работа, как правило, осуществляется во внеурочное время - учащемуся предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Ученику необходимо выдвинуть гипотезу, выбрать стратегию изучения проблемы, получить и обработать имеющуюся информацию по изучаемой теме, выбрать важное, принимать самостоятельные решения, делать выводы, объяснить полученные результаты.

В большинстве случаев предлагаемая тема для изучения соприкасается с несколькими предметными областями, что требует от ученика обращения к другим научным областям и наличие минимальных знаний из смежной области. Например, при работе над темой «Предвыборные выступления Дж. Буша и В. Путина в 2000 г.» ученику потребовалось знание основ языкознания, интерпретации текста, страноведения, конституционного права США и РФ и, конечно, английского языка. Самостоятельно пришлось познакомиться с нейролингвистикой и нейро-лингвистическим программированием. При изучении проблемы “СМС в различных языках” ученик самостоятельно решил начать изучение второго (немецкого) языка, так как хотел сравнить тесты СМС сообщений в нескольких европейских языках. Кроме того, он нашел друзей по переписке из Германии и США через сайт e-pals.com, что бы получить фактический материал для своей работы.

Большое значение при выполнении работы за рамками школьного урока имеет также выход на другой уровень, где ученик смог бы представить свою работу, поучаствовать в ее обсуждении, получить отзыв компетентных в данной проблеме лиц.

Результаты деятельности могут быть представлены учеником в рамках данного предмета, но только уже на другом уровне. Например, начав знакомиться с великими людьми Великобритании, ученик выбирает личность знаменитого английского политика, представляет свою работу при защите проекта в 7 классе, затем продолжает самостоятельно изучать материал, а в 10 классе он может выступить со своими наработками, обновленным содержанием при изучении темы Great Politicians.

Другой вариант – выход на школьный, муниципальный или краевой уровень конференции научного общества учащихся. Также конкурсы научных работ учащихся проводятся издательским домом «Первое сентября», а также в рамках программы
"ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ" (http://www.future4you.ru).

При знакомстве с темой «Роль английского языка в мире» в 7 классе учащиеся выполняют мини-проект «Английские слова в рекламе на телевидении». Ученикам предлагается собрать как минимум 30 названий из рекламы на английском языке, проанализировать, как были образованы слова, как соотносятся с рекламируемым продуктом. Некоторые ученики заинтересовались этой темой и решили проверить, сколько слов из рекламы они могут выучить, если будут смотреть 3 общедоступных канала. Кроме того, учащиеся отметили большое количество орфографических изменений в словах, а также несоответствие нормативному произношению. Тщательно изучив выбранную тему, ученики предложили свой способ изучения иностранного языка с помощью рекламы на телевидении. В результате было подготовлено выступление “Watch TV – Learn English!” на краевой конкурс НОУ.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует воспитанию познавательного интереса, развитию интеллектуальной сферы личности, создает положительную мотивацию учения и образования, формирует глубокие и прочные знаний и стремление к постоянному саморазвитию.