velikol.ru
1

Итоги курсовой подготовки в 2011 году.

Методист РМК

Мешкова Г.Д.


Повышение квалификации педагогических работников – это работа по совершенствованию мастерства педагогических и управленческих кадров и формированию у них мотивации на профессиональное развитие. Одним из аспектов повышения квалификации является курсовая подготовка педагогических работников.

С целью формирования единой системы непрерывного образования руководящих и педагогических работников создан электронный банк данных повышения квалификации педагогических работников, который позволяет проводить мониторинг прохождения курсовой подготовки всеми работниками муниципального образования и отслеживать выполнение законодательного норматива на прохождение курсовой подготовки каждого педагога один раз в пять лет. Курсовая подготовка осуществляется за счет средств областного бюджета. В начале каждого календарного года управление образования заключает договор с ГОУ ДПО ЧИППКРО (Договор № 41 от 27.12.2011 на проведение курсовых мероприятий по повышению квалификации в 2012 году).

Выработанные единые требования к формированию социального заказа на курсовую подготовку дают возможность осуществлять прогностическую деятельность на каждом уровне образовательной системы. Собранная по единым формам информация отражает объективно сложившуюся ситуацию в курсовой подготовке педагогических работников, как конкретного образовательного учреждения, так и всей муниципальной образовательной системы. Кроме того, для руководителя любого уровня предоставляется возможность спланировать основные мероприятия по управлению курсовой подготовкой своих работников не только на ближайший период, но и с перспективой на ближайшие несколько лет.

По нормативу каждый педагог должен пройти курсовую подготовку один раз в пять лет, что составляет 20 % от общего числа педагогов. Все руководители ОУ района прошли курсовую подготовку «Управление персоналом» во втором полугодии 2011 года. Третий год обучаются на курсах «Менеджер ОУ муниципального уровня» 2 специалиста УО. В рамках проекта ФЦПРО прошли курсовую подготовку (72 часа) в форме стажировочных площадок по теме «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования» - 1 методист УО и 3 завуча школ по теме « Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественное управление образованием».2 методиста УО и 2 руководителей РМО прошли курсовую подготовку в рамках программы «Профессиональная подготовка экспертов в сфере образования». В рамках программы подготовки стажировочных площадок педагогический коллектив МОУ Рощинская СОШ прошел специальную подготовку при ГБОУ ДПО «ЧИППКРО».

Прошли курсовую подготовку в 2010 г.

Прошли курсовую подготовку в 2011 г.

Нуждаются в КПК в 2012 г.

319

368

343

В 2011 в образовательных учреждениях муниципальной системы - 698 педагогов. Статистика показывает, что Сосновский муниципальный район ежегодно выполняет доводимый ЧИППКРО план курсовой переподготовки. Более половины педагогов района успешно прошли курсовую подготовку в ГБОУ ДПО «ЧИППКРО» и ФГБОУ ВПО «ЧГПУ». Считаю, что в этом учебном году количество педагогов, нуждающихся в курсовой подготовке, возрастет, т.к. ГБОУ ДПО «ЧИППКРО» в январе 2012 года предлагает дополнительно курсы повышения квалификации на бюджетной основе в рамках модульно-накопительной системы с использованием дистанционных образовательных технологий. Первые заявки уже поступили из Солнечной школы.

Кроме того, педагоги района имеют возможность пройти курсовую подготовку через разнообразные формы: очные, заочные, дистанционные курсы. Система модульных курсов имеет накопительную систему. При объёме 72 часов выдается удостоверение о прохождении курсов. Например, педагоги истории МОУ Рощинская СОШ и МОУ Долгодеревенская СОШ прослушали модульный курс «Дискуссионные проблемы истории России». Педагоги Долгодеревенской, Есаульской и Томинской школ используют модульно-накопительную систему повышения квалификации. Следует отметить, что педагогические работники посещают не только бюджетные курсы, но и курсы на хозрасчетной основе. В этом учебном году 27 педагогов и руководителей прошли курсовую подготовку на хозрасчетной основе. В апреле 2012 года кафедра воспитания ЧИППКРО предлагает курсы в нашей территории на базе Полетаевской СОШ. Обучение получат 27 классных руководителей из 4-х ближних школ.

Педагоги района активно принимают участие в научно — практических конференциях «Развитие творческих способностей учителя и учащихся»- 2я межрегиональная. Приняли участие в региональном методическом семинаре «Организация, содержание и технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении: в аспекте реализации современной государственной образовательной политики» методисты РМК и завучи школ района.

Переход на новые образовательные стандарты предполагает повышение качества образования. В районе проведена большая работа по подготовке к переходу на новые стандарты. 186 педагогов района имеют курсовую подготовку по переходу на новые стандарты. Следует отметить, что это не только учителя начальной школы , но и среднего и старшего звена. Прошли курсовую подготовку по ФГОС нового поколения все учителя первых классов. Кроме того, проведены практические семинары на базе Долгодеревенской, Саргазинской и Кременкульской школ. В МОУ Кременкульская СОШ прошел семинар «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» и областная научно- практическая конференция «Творчество педагогов как средство формирования здоровьесберегающей среды в школе». Работали 3 секции: « Психолого – педагогические компетенции учителя – залог здоровьесбережения в школе», «Учитель- воспитатель – как фактор сохранения и укрепления здоровья детей», «Здоровьесберегающая среда в школе – совместная деятельность родителей, учителей, специалистов сопровождения образовательного процесса».

Стало доброй традицией проведение из года в год конкурса «Учитель года», главная цель которого – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах. Этот конкурс особенный, т.к. объединяет часто незнакомых, но родных по духу людей, причем каждый по- своему творит свой предмет, ищет, рискует, фантазирует, изобретает и ведет своих учеников по трудным, требующим силы и времени, ступеням жизни.

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. В 2009 году в районном конкурсе приняли участие – 9 педагогов, 2010- 11 педагогов, 2011-10 педагогов, 2012 год- 11 педагогов.

Муниципальная методическая служба играет роль координатора. Методист несет ответственность за сбор информации о направлениях повышения квалификации педагогов.

В образовательном учреждении проводится педагогический мониторинг, включающий сбор, хранение, обработку и распространение информации о деятельности образовательного учреждения, который обеспечивает непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование развития. Проблемно-ориентированный анализ позволяет выявить проблемы профессиональной деятельности педагога.

Один из главных критериев оценки профессиональной деятельности учителя- знание преподаваемого предмета, способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также знания о собственных профессиональных и личностных качествах и способах деятельности.

Педагогический мониторинг в школе дает информацию о динамике образовательных результатов учеников. Самоанализ профессиональной деятельности учитель проводит, используя показатели образовательной деятельности учащихся.

Итак, достижения и затруднения педагога сопоставляются с его актуальными качествами. Обнаруживаются новые образовательные потребности. Этот акт можно рассматривать как момент самообразования, самоуправления, самоорганизации. Педагог познает себя, ставит образовательные задачи и думает о том, как их решить.

Анализируя результаты профессиональной деятельности, учитель видит проблемы, определяет пути их решения, необходимые условия для получения запланированного результата. Мотивированный на успешную деятельность учитель создает индивидуальную образовательную программу профессионального роста, в которой аналитический блок построен на основе самоанализа профессиональной деятельности.

В каждой школе имеется опыт работы по вопросам выявления затруднений в преподавании предметов. Наша задача – зафиксировать выявленную проблему, помочь педагогу своевременно ее устранить.

Учитель ставит конкретные микроцели – задача завуча или руководителя школьного методического объединения спланировать мероприятия и помочь педагогу решить проблему. Ведь условно в школах есть разграничение: часть учителей работают на самоконтроле, часть педагогов нуждаются в контроле. Для тех, кто нуждается в помощи можно организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом, открытые уроки по западающим темам; модульные курсы; курсы повышения квалификации, но всю работу зафиксировать как в портфолио самого учителя, так и в работе методического объединения. Чтобы была видна цепочка: возникшая проблема – выход, пути решения - зафиксированный результат.

^ Выводы и предложения.

Исходя из рекомендаций ЧИППКРО и анализа деятельности муниципальной методической службы :

1.Необходимо провести персональный учет курсовой подготовки педагогов района по всем предметам, которые ведет педагог. (Столкнулись в этом году с проблемой – учитель -совместитель не имеет не только категории по предмету, но и курсовой подготовки за несколько лет.(Фаткулина Н.А., МОУ Солнечная СОШ -педагог доп. образования).

2. Создать банк данных, где отразить успешность и затруднения педагогов для корректировки курсовой подготовки педагогов района.


Карточка учета

1.Наименование образовательной программы повышения квалификации (тему) и ее объем (количество часов).

2.Наименование образовательного учреждения, реализующего данную образовательную программу, и место его нахождения.

3.Форма освоения образовательной программы (курсы: очные, заочные, дистанционные; стажировка; самообразование).

4.Дата и номер документа о повышении квалификации.