velikol.ru
1


Как вести себя накануне экзамена

День и ночь накануне экзамена – самые напряженные в психологическом плане. Главное в это время – не перегружать мозги. Подготовка в первой половине дня должна быть примерно такой: полчаса занятий – 15-минутный перерыв. Во время «переменки» не стоит сидеть за письменным столом или у телевизора. Лучше сделайте пару несложных упражнений – наклоны, прыжки, махи руками. Умойся прохладной водой, полежи с закрытыми глазами, включив негромко спокойную музыку. Отдохнув, грызи гранит науки дальше.

Кстати, пытаться выучить в последний день все бесполезно. Лучше посвятить это время повторению сложных правил, фактов, цифр и т.п. Весь материал должен четко отложиться в голове.

Во второй половине дня (после 16 часов) перерыв нужно немного увеличить, а продолжительность занятий, напротив, уменьшить. Время «икс» – девять вечера. После 21.00 отложите в сторону учебники и конспекты. Примите душ, выпейте валерьянки для спокойного сна и в постель. Никаких ночных бдений! Только хорошо выспавшись, вы сможете на следующий день сосредоточиться и быть в форме.

Пейте больше минералки, зеленого чая или просто чистой негазированной воды, выжав туда несколько капель лимонного сока. Даже если аппетита нет, «топливо» вашему организму необходимо. Налегайте на свежие овощи, фрукты и ягоды, раз в день обязательно съешьте кусок мяса или рыбы, не забудьте про орехи и шоколад – они активизируют память и мыслительные процессы.

В день экзамена частенько кусок в горло не идет. Но пересильте себя и обязательно позавтракайте. Иначе организм подведет вас в самый ответственный момент. Примерное меню выпускника: любая каша или яйца, кусочек хлеба с маслом или сыром, шоколад, банан (в нем много полезных веществ, он хорошо утоляет чувство голода благодаря своей питательности), свежевыжатый апельсиновый сок.

В пункт сдачи ЕГЭ нужно явиться, не опаздывая. Поэтому сбор назначается у своей школы за 30-40 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых ручек с черными чернилами.


На устный экзамен, который проводится в родной школе, также нельзя опаздывать. Лучше прийти за 15-20 минут до назначенного времени.


^ Как вести себя на устном экзамене.

Отвечай по существу вопроса, а не подменяй его ответом на другой вопрос. Еще раз напомню, что экзаменатор – это, как правило, профессионал высокого уровня. Стало быть, он сразу заметит, что речь идет не о том, о чем спрашивают. Дальше ход его мыслей может принять два направления. Первое: отвечающий настолько плохо знает курс, что даже не может понять, о чем именно у него спрашивают. Второе: отвечающий не знает ответ на доставшийся ему вопрос и пытается обмануть экзаменатора, задурить ему голову. И то и другое, как ты прекрасно понимаешь, явно не в пользу отвечающего.

^ Структурируй информацию и мысленно прорепетируй ответ. Получив вопросы, сначала составь письменный план ответа, отметив ключевые моменты и их взаимосвязь, потом «наполни» это план конкретными фактами. Если вспомнить удается не всю нужную информацию, можно использовать такой прием: разделить черновик на два столбца, озаглавив первый «Знаю», второй – «Не знаю». После этого в левый столбик кратко записывай любые имеющие отношения к вопросу сведения, которые удалось вспомнить, а в правый – то, что надо бы осветить при ответе на этот вопрос, однако вспомнить пока не удалось (когда вспомнишь – перенесешь в левый). С этим листком надо поработать 10-15 минут, а потом переписать информацию на чистовик, выстраивая ее в логической последовательности и мысленно прорепетировав свой ответ.

^ Не молчи! Лучше несколько раз повторить одну и ту же мысль разными словами, чем играть в «пленного партизана». Слишком длинные паузы или тем более полное молчание вместо ответа обычно воспринимаются экзаменатором как надежное свидетельство отсутствия знаний.

^ Обращай наибольшее внимание на то, что скажешь в начале своего ответа, начинай с изложения тех фактов, которые знаешь хорошо и в которых полностью уверен. Этим ты сразу произведешь на экзаменатора благоприятное впечатление. А еще заранее продумай заключительные фразы своего ответа. Хорошо, если в них удастся кратко подытожить то, что тобой уже было сказано.

^ Помни, что лучше сказать не все, но четко и логично, чем все, но бессистемно.


Как вести себя во время ЕГЭ


  • Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!




  • Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние рав¬новесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!




  • Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!




  • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания зада¬ний, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).




  • Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя мо¬менты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!




  • Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.




  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.




  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.




  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия зада¬ния «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совер¬шить досадные ошибки в самых легких вопросах.




  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно ре¬шить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь 6 неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.




  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентри¬ровать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти—семи (что гораздо труднее).




  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).




  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.




  • Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробе¬жать глазами ответы и заметить явные ошибки.




  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учиты¬вай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.


УДАЧИ ТЕБЕ!