velikol.ru
1

Секреты успешной учебы

Как правильно выполнять домашнее задание


Ты еще не забыл, что самостоятельное выполнение учебных заданий – основа успешности в обучении? А раз эту работу выполнять нужно, давай вместе подумаем, как организовать самостоятельный труд, чтобы он отнимал меньше времени и сил.

Если режим дня ты соблюдаешь, значит, волевые усилия уже стали твоими помощниками. И в выполнении домашнего задания без них тебе, конечно же, не обойтись.

Итак, как лучше организовать самостоятельную работу:

  1. Усилием воли усади себя на рабочее место.

  2. Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание, что мы не добавляем слова «лишнего», то есть стол должен быть абсолютно чистым).

  3. Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы (о том, как это делать, мы скажем ниже).

  4. Чередуй выполнение «трудных», «легких», письменных и устных заданий.

  5. Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся (можно под музыку), попей и продолжай выполнение домашних заданий.

  6. Выполнив домашнее задание, внимательно собери все, что нужно к следующим урокам.

  7. Обязательно отдохни!

Организация рабочего места:

  1. Первое, о чем необходимо позаботиться, - это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе слева.

  2. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти на стол и прикоснувшись кончиками пальцев рук до глаз. Если руки и ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное.

  3. Мы говорили уже о том, что перед тем, как начать работать, тебе необходимо полностью освободить свой стол.

  4. Нужные книги, тетрадь и канцелярские принадлежности выкладывай на стол непосредственно перед выполнением задания по соответствующему предмету. Сразу же после окончания работы убирай со стола лишнее. Таким образом, выполнение задания по каждому предмету ты будешь начинать на чистом столе. (Это очень важно, так как позволяет «очистить» голову).

^ Организация своих действий.

  1. Определи очередность выполнения заданий по разным предметам. При этом учитывай сложность задания, его объем, свои собственные возможности. Ты делаешь вначале легкие задания, а потом сложные или наоборот? Почему?

  2. Определи, каким временем ты располагаешь для выполнения домашнего задания. Распредели его между заданиями по разным предметам (не забудь о времени на перерыв). Может быть ты забыл, что скоро по какому-то предмету проверочная или контрольная работа и надо тщательнее подготовиться?

  3. Положи или поставь перед собой часы и контролируй, успеваешь ли ты выполнить задание по предмету в отведенное для него время. Если нет, подумай, что помешало?

  4. Знаешь свои «слабые» места при выполнении задания? Может быть ты слишком спешишь и списываешь с ошибками. А может быть, торопишься с ответом, не убедившись, правильно ли ты понял условия. А может быть что-то другое? Проговори вслух это «опасное» место в твоих действиях. Во время выполнения работы и после проверь себя, допустил ли ты какую-нибудь ошибку в действиях или нет.

  5. Ты затрудняешься с выполнением задания или его частью. Ты сомневаешься, правильно ли понял задание и хочешь обратиться за помощью к воспитателю, родителям, учителю? Для начала сформулируй суть своих затруднений: «я не понял смысл этого слова», «я сомневаюсь, что выбрал правильный ход действий», «я забыл правило» и т.п. Теперь подумай, может быть ты рано бьешь тревогу? Загляни-ка еще раз в учебник на страницу, где написано правило или определение. Открой толковый словарь. Нарисуй схему, рисунок к задаче. Порассуждай вслух сам с собой.

  6. Если ты так и не смог помочь себе сам, обратись к взрослому или однокласснику. Только обязательно сформулируй суть своих затруднений. Общие фразы «я не понял», «я не могу», «я не знаю» - плохие помощники.

  7. Ты расстроился или даже раздражен из-за того, что не получается. Ничего страшного. Может быть ты устал. Отдохни, переключись мысленно или на деле на что-нибудь приятное, а потом снова вернись к этому заданию. А может быть ты что-то не понял, тогда поступай так, как предложено в пунктах 5 и 6.

  8. Ты сделал дело. Молодец. Ты сделал сегодня чуть быстрее, а может ты меньше отвлекался. А может быть ты сам сегодня сделал то, что обычно делал с помощью взрослого или одноклассника. Тогда тебе есть чем гордиться.

  9. Но ответь себе, что ты сделал такого, что помогло тебе добиться хороших результатов? А возможно, результаты сегодня оказались хуже. Причина кроется в твоих собственных действиях? Каких? Воспользуйся лесенкой успеха или линейкой достижений.

  10. А теперь ответь на последние и самые необычные вопросы. Чему ты научился, выполняя домашнее задание? (нет, не что ты выучил, а чему научился). Что нового о себе узнал? Ты убедился, что можешь делать задание аккуратнее? Тебе «вдруг» стало интереснее? Ты научился преодолевать трудности, усталость, лень? Ты почувствовал себя более сильным человеком? Может быть домашнее задание не только для того, чтобы закрепить знания, но и для того, чтобы ты рос, становился смелее, самостоятельнее? Обсуди этот вопрос с родителями, учителями, товарищами.