velikol.ru
1

Классный руководитель Коростелёва В.В.

Праматерь хлеба

Цели: создать условия по углублению знаний учащихся о старине, в частности о каше, способствовать воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности

Оборудование: компьютерная презентация, музыкальные записи, солдатская одежда, детская, женская, старушечья, котелки, каша, новый платок, бумажные деньги, белые перчатки, шапка, графинчик с компотом, рюмка, поднос, соль.

Ход классного часа

Учитель: Уважаемые гости, дети! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить о том, как жили наши дедушки и бабушки, в частности, что они ели. Баллетрист Мария Семёнова в своей книге «Мы – славяне» пишет: «Отношение наших предков к еде заслуживает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением – преломление хлеба за трапезой было сродни церковному причастию» «Вкусивши одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла».

Кто из вас знает, что в старину называли «праматерью хлеба»? А кто скажет, сколько видов каш готовили русские крестьянки в 12 веке (при царе-батюшке Алексее Михайловиче Тишайшем)? Оказывается, более двадцати. Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Может быть, вы слышали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить её проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду, покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить растительного масла, соли… Вот, собственно, и всё. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша. Вот!

Я думаю, каша заслуживает того, чтобы ей уделили особое внимание.

(учитель уходит)

Негромко звучит солдатская песня, затем она нарастает и смолкает. Слышен мерный шаг солдат. Раздаётся команда: «Рота, стой! Привал – сорок минут. Разойдись!» Выходят два солдата, устало присаживаются. Входит старшина, раздаёт котелки с кашей и сам садится с котелком каши. Появляются два мальчишки (босых, плохо одетых ) и чтец. Дети стоят в сторонке и смотрят на солдат. Старшина уходит , приносит полный котелок каши. Выходят две женщины, становятся в сторонке.

Чтец читает «Балладу о каше» Е. Нагаса

Землянка, страх, тревожная дремота, свечи оплывший зыбкий полумрак…

Всё позади – в село вошла пехота, над сельсоветом вьётся алый флаг.

И во дворе, на выцветшем пригорке, сидят бойцы усталые кружком,

И повар синеглазый в гимнастёрке над кухнею орудует черпаком.

Но подойти поближе мы не смели и робко прячем миски за спиной.

Старшина – А ну, давай, ребята, посмелее! Отведайте каши фронтовой…

Чтец …А мы так с 41 –го не ели, мы обжигали губы второпях.

И все бойцы и матери глядели, как тает эта каша на губах.

Из котелков, боями опалённых, мы ели кашу, детвора войны,

Ещё опухшая от слёз солёных, оглохшая от первой тишины.

Такой запомнили победу нашу мальчишки из далёкого села…

Всю жизнь я вспоминаю эту кашу из жаркого солдатского котла.

^ Две женщины выходят на передний план и садятся на скамью. (Солдаты, дети, чтец уходят)

  1. я ведущая Каша! Какое простое, с раннего детства известное слово. «Праматерью хлеба» величают её в народе. Учёные утверждают, что это кушанье было известно нашим предкам более тысячи лет назад.

  2. я ведущая Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще всё, что варилось из измельчённых продуктов. Были хлебные каши, как та же тюря, которые делались из сухарей, а также самые разные рыбные каши: сельдяная, сиговая, лососевая, стерляжья, осетровая. Готовили также гороховые, морковные, репяные и множество других каш из овощей.

1 –я ведущая Старые люди говаривали: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – наш отец родной».

2 – я ведущая А ещё поучали: кашу маслом не испортишь.

1 – я ведущая Одному и у каши не споро. Один у каши сирота.

2 – я ведущая Густая каша семьи не разгонит.

1 – я ведущая Без каши обед не в обед.

2 – я ведущая Горе наше – гречневая каша; есть не хочется, да и покинуть жаль. А кто из вас знает, как называлась посуда, в которой варили кашу в печке?

1 –я ведущая К каше с малолетства приучались, каша – самая первая еда для малышей, да и в пестушках и потешках про кашу вспоминали:

Сорока, сорока – белобока, кашку варила, гостей манила,

На пороге скакала! Не едут ли гости, привезли масла.

Этому кашки, этому бражки, а ты, толстой, у ворот постой…

2 – я ведущая А вот ещё…

- Ладушки – ладушки, где были? – У бабушки.

- Что пили – ели? – Кашку сладеньку.

- Кашка сладенька, бабушка добренька.

Наелись – напились, домой покатились,

Сели на головку, на маковку.

1 – я ведущая Кашу или кутью готовили на некоторые праздники. Кутья была главным блюдом рождественского сочельника. В некоторых сёлах был обычай «носить кутью».

(выходят девочка и мальчик)

- Папа и мама вам кутью прислали. (поют)

От востока с мудрецами путешествует звезда,

С драгоценными дарами одарить пришла Христа.

Мы пришли Христа прославить, а вас с праздником поздравить,

Вам – для потешки, а нам на орешки.

(Ведущие пробуют кутью, хвалят, одаривают детей конфетами ,дети уходят)

Выходят две старушки

1 – я старушка Слышим, про кашу разговор ведёте?

2 – я ведущая Да вот вспоминаем, что знаем.

2 – я старушка Мы с Фоминичной вам про старинушку поведаем.

1 – я ведущая Очень рады послушать. Присаживайтесь с нами.

1 – я старушка На Васильев вечер, в Старый Новый год, у нас в деревне готовили кашу и по ней ворожили. Было это так.

2 – я старушка Варили кашу «до света». Крупу из амбара приносила старшая в доме женщина, а воду из реки или колодца – старший из мужчин.

1 – я старушка И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог кому-нибудь до них дотронуться, пока не истопилась печь. Но вот печь истоплена, всё семейство садится за стол, и старшая женщина начинает размешивать крупу, приговаривая:

2 – я старушка «Сеяли, растили гречку во всё лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали – позывали гречу в Царьград со князьями, с боярами, с честным овсом, золотым ячменём; ждали гречу, дожидали у каменных ворот; сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать».

1 – я старушка После этого причитания все встают из – за стола, и хозяйка с поклонами ставит горшок в печь. Затем семейство снова садится за стол и ждёт, когда каша сварится. Наконец, она готова, и здесь наступает очень ответственный момент. Со словами:

2 – я старушка – Милости просим к нам во двор со своим добром

1 – я старушка женщина вынимала кашу из печи и перво – наперво осматривала горшок, в котором она варилась.

2 – я старушка Нет большего несчастья для семьи, если каша вылезет из горшка или, того хуже, горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для бед да горестей.

1 – я старушка Но и это не всё. Если каша получилась красная, хорошо разваренная – быть семье счастливой в новом году, с хорошим урожаем. Бледный же цвет каши обещает несчастья для семьи.

2 – я старушка Были разные способы гадания на каше.

Учитель: Нередко каша упоминалась в русских народных сказках Хотите послушать сказку? Сказка «Кому горшок мыть»

Бывало-живало, жили старичок и старушка. Бедно жили, не богато. А ленивы были - ни один робить не хотел. Старик говорит: «Свари-ка, старуха, каши». – «Ладно, старик, сварю». Сварила кашу. Ску- усную кашу наварила! Покушали. А горшочек обольнуло: каша из муки была. Ни одному мыть не охота. Старик говорит: «Старуха, помой горшочек»! – «Нет, ты помой»! ни один горшок не моет. Ну и ладно: не мыть так и не мыть. И так спать повалились, так и спать легли – горшок всё не мыт. Так уговор сделали: кто утром наперёд заговорит, тому и горшок мыть. Проспали ночь. Стало утро. Вот и лежат утром оба. Тот не говорит, и другой не говорит. Лежат. Уж и время о полдень, у них ничего не топится. Народ стал толпиться, смотреть их подходит: и что такое у них? Человек пять зашло. Они всё лежат, молчат. Соседи спрашивают: «Что у вас случилось»? Они всё молчат. Стали всю деревню копить. Что с ними случилось, не могут понять ничего. Всю деревню скопили, полну фатеру набили. Народ голчат, шумят – они молчат. «Ну, что с вами случилось»? Молчат. «Ну, что делать? За попом пошлём. Что такое с ними»? за попом послали; ну привели попа. Поп спрашивает: «Что у вас случилось? Надо вас исповедать». Молчат. Поп ничего не мог у них допытаться. Молчат, да и готово. Поп говорит: «Надо им оставить человека. Что такое случилось? Нельзя их так оставить, надо посматривать над ними»! Какая-то одна женщина говорит: «Хошь, я останусь, буду над ними подсматривать. Так ведь мне и плату надо… Как без жалованья станешь жить»? Бачко говорит: «Это пальто новое на спичке висит, за услуги возьми…» Старуха вскочила: «Отдам я своё пальто?! Не отдам»! Старик говорит: «Тебе, старуха, мыть горшочек»!


1 –я ведущая Народная мудрость гласит: «Щи да каша – пища наша». С каши в основном начиналась жизнь русского человека, с ней же и заканчивалась. Только родится ребёнок – на крестины варят крестильную кашу (на воде ячменную или пшеничную). Повивальная бабка обносит этой кашей всех гостей, что пришли поздравить счастливых родителей. Поверье такое бытовало: каждую ложку каши надо выкупить за грош, тогда младенец жить будет. Отцу же давали кашу отдельно – круто посоленную и с перцем.

2 – я ведущая Ни одно поколение русских богатырей выросло на кашах. Кашу подавали на свадьбах, кормили ею странников, работников, гостей. И заканчивал свой земной путь человек тоже с кашею, так как на поминках положено было подавать кутью. Этот обычай сохранился до нашего времени.

Кутья – одно из обязательных поминальных блюд. Её варят из риса и изюма. Рис отваривают. Изюм замачивают на ночь, отваривают и соединяют с рисом. Можно полить кутью мёдом, разведенным водой. Кутью ставят на стол во время поминок по умершему, приносят на могилы в дни повиновения.

1-я ведущая В старину для наших предков кормилицей была русская печь. Встаёт поутру хозяйка, так первым делом растапливает печку. Ставит в неё три чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Печка у нас добрая!

^ Голос из-за кулис (ворчливо)

Добрая-то добрая. А вот кое-кто норовит сам всё съесть, мне ничего не оставить.

1-я ведущая Кто это там из-за печки?

Голос Это я, запечный житель.

1 –я ведущая Запечный житель? Кто бы это мог быть? Как тебя зовут?

Голос Зовут меня – известно, как!

1 –я ведущая Домовой?

Голос Да, Домовой, слыхали о таком?

1 –я ведущая Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь людей пугать! Правда это, а?

Голос (обиженно) Вот уж напраслина! Так я и обидеться могу.

2 –я ведущая Существовала такая Бабушкина магия: закормим домового кашей

На Руси домового любили и боялись. Он мог быть и смешливым прибаутником, а мог и навредить хозяевам. Чтобы спастись от его козней 10 февраля было принято прикармливать домового, оставлять для него гостинец на печи. Забудет хозяйка про гостинец для запечника, и всё в доме пойдёт кувырком: начнутся болезни, несчастья, исчезнет желание работать, домашний скот начнёт чахнуть. На селе для смирения домового варили отдельно горшок каши, обкладывали его угольями и оставляли на всю ночь, чтобы не остыл, и домовой мог полакомиться горячей кашей. Тогда он весь год будет смирным, ласковым и добрым защитником в доме.


1 – я ведущая Кашу обязательно варили на свадьбах и кормили ею молодых. Часто каша была единственной едой молодых на свадебном пиру. Свадебный пир в Древней Руси так и называли «кашей».

2 – я ведущая Новгородская летопись 1239 года, сообщая о браке Александра Невского, говорит, что князь «венчался в Троице, там кашу чинили, а в Новгороде другую».

1 – я ведущая А вот какая история вышла с «кашей» Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу своей невесты. Однако, князь московский счёл ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и предложил ему прибыть в Москву.

2 – я ведущая Но нижегородский князь это предложение воспринял как оскорбление. И тогда выбрали золотую середину. Кашу варили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне.

1 – я ведущая А вот объяснение ещё одному старому слову.

^ На сцену выходит учитель и ученики, они рассаживаются за столом.

Учитель Добрый день, дети! Перед началом учёбы помолимся.

Читает молитву, дети повторяют стоя.

Преблагий Господи, ниспошли нам Благодать Духа Твоего Святого, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы, дабы внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Учитель Садитесь, дети. Повторим зады, открывайте книги и читайте.

^ Раздаётся стук, входит опоздавший ученик, он несёт завязанный в новый платок горшок с кашей.

Ученик Валентина Васильевна, мама кашу прислала, я ведь Псалтырь одолел, а вам платок и вот немного денег.

Учитель Очень хорошо, достань ложки, раздай и съешьте с одноклассниками – однокашниками.

^ Ученики едят кашу из горшка, тот, кто принёс кашу, своей ложкой бьёт по ложкам товарищей, все смеются.

1 – я ведущая Вот откуда пошло слово – однокашники. В Древней Руси кашу варили и при перемирии между враждующими сторонами. В знак союза и дружбы бывшие противники ели кашу. Если не удавалось договориться о мире, то говорили: «С ним каши не сваришь».

1 – я старушка В некоторых сёлах в День Победы варят мирскую солдатскую кашу и ею поминают всех, кто не дожил до Победы.

2 – я старушка В обычае было варить кашу вскладчину 14 ноября, в день памяти святых Козьмы и Демьяна.

1 – я старушка «Обетную» кашу варили и ели в день Аграфены Купальницы (6 июля). Готовилась эта каша по особому обряду. Толочь крупу для неё собирались девушки из разных дворов, при этом каждая приносила свою крупу. В этот день кашей угощали и нищих, для них в деревне ставились столы.

2 – я старушка В старину, когда нанимались на работу, работники часто выговаривали себе кашу на обед.

1 – я старушка При строительстве дома, когда поднимали матицу, к ней привязывали горшок с кашей, которую потом работники съедали.

1 – я ведущая Существует множество рецептов приготовления каши, фантазия и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаическое кушание в подлинный шедевр, украшение любого праздничного стола, каким является, например, гурьевская каша.

2 – я ведущая Название каши связывают с именем министра финансов России графа Д. Гурьева, который будто бы изобрёл её в честь победы над Наполеоном.

1 – я ведущая Однако, более достоверной представляется другая история. – однажды графа Гурьева пригласил отобедать к себе в имение отставной майор Оренбургского полка…

^ Ведущие уходят. За столом – граф Гурьев, отставной майор Юрисовский и его жена. прислуживает лакей в белых перчатках

Юрисовский – Ваше превосходительство, отведайте кулебяку.

Гурьев – Спасибо, любезный спасибо. Повар у тебя хорош, голубчик, хорош!

Юрисовский - Ваше превосходительство, отведайте, что он, шельма, на десерт готовит. – (слуге) – Афанасий, подавай десерт.

^ Афанасий подаёт блюда с украшенной фруктами манной кашей.

Гурьев (пробует) Ах, как вкусно, ох, какая прелесть! Как он это готовит?

Жена майора – В готовую кашу наш Захар добавляет растёртые с сахаром желтки яиц и взбитые в пену белки, а также обжаренные на сливочном масле ядра грецких орехов. Всё осторожненько перемешивает. Потом выкладывает слой каши, на него очищенных от косточек абрикосов и закрывает их молочными пенками, сверху кашу обсыпает сахарной пудрой и прижигает раскалённым прутом, чтобы получились полосы. Запекает в духовке, а потом украшает фруктами.

Гурьев – В жизни не едал ничего подобного. Вели – ка, голубчик, позвать твоего повара.

Юрисовский – Афанасий, позови сюда Захара.

В столовую входит Захар. Гурьев поднимается, целует Захара, суёт ему в руки деньги.

Гурьев –Ну, молодец, ну, порадовал, ай да молодец!

Захар кланяется, благодарит и уходит

Гурьев (хозяину) – Продайте мне этого повара.

Юрисовский - У него жена да три дочери.

Гурьев – Покупаю всех!

Юрисовский - После кофе поговорим.

Все уходят

Выходят ведущие

1 – я ведущая Как мы уже говорили, каша сопровождала человека всю его жизнь от рождения до смерти.

2- я ведущая В народном календаре есть праздник, который так и называется – «Бабьи каши» и отмечают его 8 января, это день рожениц и повивальных баб. В отличие от обычной бабкина, или крестильная, каша была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. Для неё не скупились на такие добавки, как молоко, масло, яйца. Готовую кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в неё курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик. Или, например, рисовая каша со взбитыми сливками и какао: промытый рис заливали кипячёным молоком и отваривали на водяной бане или в духовке. Когда рис становился мягким, добавляли соль и какао, смешанное с сахаром, тщательно перемешивали и немного проваривали. Выкладывали готовую кашу на блюдо, разравнивали, охлаждали и подавали со взбитыми сливками.


^ Ведущие уходят.

На сцене муж с женой, бабка – повитуха, кум с кумой, гости.

Бабка ставит в шапку горшок с кашей и на тарелке графинчик с вином, говорит:

Бабушка подходит, кашку подносит

На корысть, на радость, на Божью милость,

На толстые одонья, на высокие скирды.

Кашку на ложки, мальчику на ножки!

^ Наливает в рюмку вина и подносит отцу.

Отец - Попробуй-ка сама, бабушка. Бог знает, какое вино ты нам подаёшь, может оно наговорное!

Бабушка пригубливает вино и подаёт отцу, а для закуски зачерпывает из горшка ложку каши, круто солит её и говорит:

- Как тебе солоно, так и жене твоей было солоно рожать!

Отец пробует кашу, а остатки бросает кверху, произносит:

- Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они также прыгали бы…

^ Исполняется величальная в честь отца

Бабушка подходит к кумовьям

- Выкушайте, кумоньки дорогие! С крестником вас! Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его и под венцом!

^ Кумовья выпивают, закусывают кашей, кладут деньги на тарелку для бабки, а на пирог –- для роженицы.

Величальная кумовьям

Бабушка Гости мои любящие, гости мои дорогие!

К вам бабушка идёт, вам кашку несёт.

Бабушка старенька, несёт кашку сладеньку.

Нам не барыши получать, а только народ приучать,

Чтобы бабушку знали, чаще в гости звали!

^ Все угощаются кашей, кладут деньги. Затем поют песни, пляшут.

Русский народный календарь – уникальное собрание национальных обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день.


26 июня – Акулина Гречишница. Главное событие этого дня – гречишный праздник. Его устраивали на Акулину во многих российских губерниях, охотно раздавая кашу нищим и надеясь на то, что щедрость сия не останется незамеченной.

А почему, собственно, такое внимание уделялось обычной, казалось бы, злаковой культуре? Да потому, что, согласно поверью народному, появилась она на Руси при весьма загадочных обстоятельствах.

Говорят, была когда-то Крупеничка (греча) прекрасной царевной, полонённой злыми татарами. Чтобы избежать позора, попросила она чародейку обратить её ну хотя бы в маленькое зёрнышко. Та просьбу выполнила, а зёрнышко схоронила и , принеся домой, посеяла его в чистом поле. Выросла из того зёрнышка чреча о семидесяти семи зёрнах, понесли их ветры по всей земле на семьдесят семь полей… с той поры и узнали о гречихе на Святой Руси.

Вкусна, духовита гречневая каша, ест её народ и в будни, и в праздники,

поминая прекрасную Крупеничку, сам того не ведая. «Мать наша – гречневая каша: не перцу чета, не прорвёт живота».

10 июля – Самсон Сеногной. Редкий год выпадает, когда в этот день дождя нет, поэтому сено, что убрать не успели, может сгнить. Но зато просо благодаря дождям уродится на славу. Давно уже замечено: «Коль на Самсона сено черно – каша бела». А пшённая каша, да в руках хорошей хозяюшки, не только пышной да вкусной выйдет, а ещё и украшением стола может быть.

8 сентября – Адриан Осенний и Наталья Овсяница. Овсяный покос испокон веку овсяной трапезой завершали, угощая друг друга блюдами из толокна, в том числе и кашами из дроблёной овсяной крупы. Так например, варили кашу овсяную из дроблёной овсяной крупы. Крупу высыпали в кипящее молоко, добавляли соль и варили на слабом огне, помешивая, минут 20-30 до загустения. В кашу добавляли масло и по желанию сахар или мёд.


Учитель Много можно говорить о старинной кухне и, в частности, о кашах. В «Книге русской опытной хозяйки», изданной полтора века назад, сказано: «Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, мы думаем, что нам во всех отношениях здоровее и полезнее всё наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом, передано от отцов к детям. Ведь это определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. Вкусное, аппетитное укрепляет человека не только как хлеб насущный, но и как лекарство, как лучшее средство укрепления здоровья. В каждом доме должна быть кулинария Отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода, своей семьи»


Звучит песня о каше


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Орлик Чернянского района Белгородской области»





Классный час в 6 классе


Классный руководитель: В.В. Коростелёва


2009 год