velikol.ru
1

Всероссийская акция проектов

«Гражданин Воронежского края - гражданин России»

X областной конкурс социальных проектов

Номинация: «Гражданские инициативы»

Школьный проект:

«Живая память»

Кантемировский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение Таловская средняя

общеобразовательная школа

координаты разработчиков проекта:

396737 Россия, Воронежская область, Кантемировский муниципальный

район, с. Талы, ул. Центральная, 163.

Тел.: 84736756261, E-mal kant.tal@rambler.ru

количество участников: 39

^ ФИО участников проектной группы:

Сердюков Андрей

Салова Мария

Тёплый Роман

Ткачёв Илья

Ткачёва Жанна

Бобро Евгений

координатор проекта: Ходыкин Александр Викторович, учитель истории и обществознания, Дубовикова Е.А., учитель начальных классов


^ Контактные тел.: 8(473)67-56-261, 8(473)67-56-108,

E-mal kant.tal@rambler.ru


2010 год


Предисловие

… Осень. Солнышко за целый день так и не показалось. Скучно моросит уже надоевший дождь. Уроки давно закончились, но мы расходиться не спешим. Смех, шум, разговоры… Да и как иначе? Выпускники. Пройдёт немного времени – и разлетимся кто куда. Наговориться бы!

Уже в дверях столкнулись с почтальоном. Письмо. Нам? От кого? И опять всей шумной толпой вернулись в класс.

«Дорогая Инночка, дорогие учащиеся XI класса моей родной Таловской школы! Дорогие юные друзья учащиеся!

Горячо приветствую и сердечно поздравляю родную школу и отдельно особо учащихся 11 класса с началом нового 2009 / 2010 учебного года, Семидесятилетнего Юбилейного выпуска среднего образования в Талах. От всей души искренне желаю успешной учёбы, окончания школы, выбора правильного жизненного пути, здоровья, радости и счастья. (…)

С искренним глубоким уважением и сердечной благодарностью выпускник первого выпуска средней школы в Талах и районе Федяев А. А.»

Выпуск 1940 года. Ровно 70 лет отделяет от выпуска 2010 года. Что это – знамение, судьба? А сколько их было? 13. Какое совпадение. Нас, выпускников 2010 года - тоже 13. За год до войны. Что сталось с ними? И какими они были, когда были такими, как мы?

Пока вопросов больше, чем ответов. Но искру, которая зажглась, уже не погасить. Мы – молоды, мы – хотим, мы – обязаны перед светлой памятью выпускников предвоенного года.


^ Цель: увековечивание памяти первых выпускников Таловской средней школы предвоенного юбилейного выпуска 1940 года.


Задачи проекта:

  1. Воспитывать интерес к прошлому через знакомство с судьбами людей разных эпох, ощущение своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за её будущее.

  2. Формировать гражданскую позицию – понимание связи с людьми, живущими в обществе.

  3. Организовать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьника уровне).

  4. Обучение деловому общению в устной и письменной форме.

  5. Закрепление теоретических знаний, полученных на уроках, в процессе практической деятельности.

  6. Развитие аналитических, коммуникативных навыков, креативности, приобретение навыков групповой работы.



Проект «Живая память» призван:

  • Содействовать решению проблемы патриотического воспитания школьников.

  • Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала молодёжи.

  • Способствовать закладке традиций школы.


^ Участники проекта «Живая память»

В проекте принимали участие учащиеся Таловской школы в возрасте 13 – 16 лет (с 9 по 11 класс), члены кружка «Юный историк», заинтересованные в том, чтобы увековечить память первых выпускников Таловской средней школы предвоенного юбилейного выпуска 1940 года, разбив аллею Славы. А также мы поставили перед собой задачу собрать полный материал о выпуске 1940 года, оформив стеллаж в школьном музее. Взрослые – директор МОУ Таловской сош Клочков И. А., учитель истории и обществознания, руководитель кружка «Юный историк» и руководитель школьного музея – Ходыкин А. В., классный руководитель Дубовикова Е. А. принимала участие на правах консультанта.


^ I этап. Подготовка учащихся к работе над проектом


То ли мёд, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм…

Всё, что было его, - нынче ваше.

Всё для вас. Посвящается вам.

Б. Окуджава.


Любой народ, любое государство не может существовать без памяти, без уважения к старости, без прошлого. Именно эта черта – почитание памяти предков – была особенной и основной у русского народа. «Иванов, не помнящих родства», презирали и высмеивали всегда. В год 65-летия Великой Победы особенно актуальной является тема Великой Отечественной войны и народа, его пережившего. Каждое следующее поколение должно учиться и брать пример с поколения военного. Для нас эта война – святыня, а трагедия народа, пережившего войну, та память, которая не умрёт.


безымянный.jpg


Пегусова Нина Ивановна. Выпуск 1949 года.

Относится очень хорошо к нашей задумке.


безымянный.jpg

Старыгин Егор Иванович – председатель Совета ветеранов Таловского поселения, частый гость школьников. Во время беседы о подготовке к проекту.


Голованева Ксения Илларионовна.


безымянный.jpg

«Я очень хорошо отношусь к увековечиванию памяти о выпускниках 39/40 года. И хочу, чтобы вы, детки, узнали больше о своей родине, пишите, рассказывайте! Родину нельзя забывать»


Любой народ, любое государство не может существовать без памяти, без уважения к старости, без прошлого. Именно эта черта – почитание памяти предков – была особенной и основной у русского народа. «Иванов, не помнящих родства», презирали и высмеивали всегда. В год 65-летия Великой Победы особенно актуальной является тема Великой Отечественной войны и народа, его пережившего. Каждое следующее поколение должно учиться и брать пример с поколения военного. Для нас эта война – святыня, а трагедия народа, пережившего войну, та память, которая не умрёт.


Мы, творческая группа МОУ Таловской сош, ознакомившись с положением областного конкурса социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России», изучив его, приняли решение поучаствовать в данной Акции.

безымянный.jpg


^ II этап. Выбор темы проекта.


Обсуждая самые разнообразные темы для нашего проекта, анализируя их, мы вновь и вновь приходили к двум очень значимым и символичным для нас датам: год 65-летия Великой Победы и 70-летие первого выпуска Таловской средней школы. Было принято решение провести социологический опрос жителей села и узнать мнение селян.


13 лет в школе ведёт работу кружок «Юный историк». За плечами большой опыт поисковой деятельности, творческой и краеведческой работы. Многолетняя переписка и настоящая дружба с первым выпускником Таловской школы, фронтовиком, Федяевым А. А., год Великой победы и празднование нашей школой юбилея первого предвоенного выпуска – всё это послужило обоснованием для выбора направления нашей работы.

безымянный.jpg


Во время обсуждения выбора темы проекта.


безымянный.jpg

Чтобы убедиться в правильности выбранного направления, мы побывали у Ткачёвой Е. И., которая помогает нам всегда и словом, и делом.


^ III этап. Сбор и анализ информации.


В рамках этой деятельности участникам проекта предстояло собрать и проанализировать разного рода информацию по заинтересовавшей проблеме. Для этого были созданы пять инициативных групп: социологи, юристы-финансисты, специалисты, журналисты, фотографы.


Социологи – провели социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на актуальность выбранной темы, насколько она важна для школы, жителей села Талы и выпускников всех лет Таловской школы. Провели конкурс сочинений, рисунков, подтверждающих значимость проекта. Организовали с учащимися старших классов «Круглый стол» с приглашением председателя совета ветеранов Таловского сельского поселения Старыгина Е. И.


^ Юристы - финансисты – изучили законодательную, нормативно-правовую базы темы проекта. Вели подсчёт финансовых средств для закупки необходимого материала. Посчитали, во сколько обойдётся поездка к Федяеву А. А.


Специалисты – встретились с компетентными специалистами, экспертами для получения информации, как правильно производится закладка аллеи, какие нужны материалы и т.д. Нашли специальную литературу и нужный материал в Интернете. Организовали работу со средними классами школы по созданию эскиза стелы, предназначенной для увековечивания памяти первых выпускников Таловской средней школы.


Журналисты – занимались изучением материалов по теме, собирали информацию о выпускниках предвоенного юбилейного выпуска 1940 года. Отбирали имеющуюся информацию в архиве школьного музея о выпускниках 1940 года и районном архиве – о призывниках Таловского

поселения 1940 года. Приняли решение о поездке в г. Ростов-на-Дону к Федяеву А. А.


Фотографы – делали снимки всего происходящего.


Социологи

^ Капитан группы: Сердюков А.

Участники:

Ткачёва Ж.

Беловодский С.

Гелетина Е.

Шумакова Ю.

Коваленко А.


безымянный.jpg

План работы социологов


Проводимые мероприятия Дата

  1. Составить анкету для соцопроса населения. 29. 09. 2009

  2. Провести соцопрос. 1 – 10. 10. Обработать данные соцопроса. 12. 10

  3. Организовать «Круглый стол» с приглашением 14. 10

председателя совета ветеранов Таловского

сельского поселения Старыгина Е. И. 5. Провести конкурс сочинений и рисунков 20. 10

«Живая память»

Анкета

1) Знаете ли Вы, что в год 65-летия Великой Победы наша школа отмечает 70-летний юбилей первого выпуска средней школы?

2) Известно ли Вам о судьбе кого-нибудь из этого юбилейного выпуска?

3) Как Вы относитесь к идее увековечивания памяти о первом выпуске Таловской средней школы, заложив аллею Памяти?


Охват соцопросом населения составил 207 человек.

^ Клочкова Светлана Александровна, заведующая Таловским детским садом: «Да, конечно, я знаю. По этому поводу в школе готовятся мероприятия».


Толстых Наталья Павловна, лаборант Таловской участковой больницы: «Я слышала об этом. Я буду очень рада, если найдутся патриоты, которые смогут это сделать».


Бражникова Мария Михайловна, директор филиала «Таловский»: «Я - патриот своей страны и очень хорошо отношусь к этому. Мы не должны забывать своё прошлое, потому что прошлое - это наше будущее».

безымянный.jpg

^ Сапрыкина Нина Федоровна, пенсионерка: «Молодцы! Может быть найдутся документы и удастся установить их личности».


Результаты первого вопроса показали:



Категория респондентов

Да, знаю

(кол-во человек)

Нет, не знаю

(кол-во человек)

Затруднились ответить

(кол-во человек)

Учащиеся

школы

63

11

14

Работники

школы

35

3

6

Жители села от 20 до 40 лет

12

9

8

Жители села свыше 40 лет

39

4

3

Всего:


149

27

31



Обработка второго вопроса показала:


Категория респондентов

Да, знаю

(кол-во человек)

Нет, не знаю

(кол-во человек)

Затруднились ответить

(кол-во человек)

Учащиеся

школы

13

41

34

Работники

школы

15

23

6

Жители села от 20 до 40 лет

2

19

8

Жители села свыше 40 лет

19

14

13

Всего:


49

97

61



Результат третьего вопроса такой: все опрошенные жители согласились с идеей увековечивания памяти первого выпуска средней школы.


Ребята творческой группы организовали «Круглый стол» с участием в нём председателя совета ветеранов Таловского сельского поселения Старыгина Е. И. Егор Иванович – коренной житель села Талы, очевидец оккупационного режима, многих выпускников 1940 года хорошо знал по школе и в послевоенное время. С огромным вниманием слушали Егора Ивановича, задавали волнующие вопросы, сопереживая об услышанном. В ходе беседы было принято решение о направлении ходатайства в Совет ветеранов Таловского сельского поселения, в районный Совет ветеранов на имя председателя Совета ветеранов Кобылкина А. И. с просьбой поддержать идею об увековечивании памяти первых выпускников средней школы и о направлении ходатайства главе администрации Таловского сельского поселения с просьбой оказания содействия в реализации проекта. Аналогичные ходатайства были направлены главам фермерских хозяйств.


безымянный.jpg

Старыгин Егор Иванович, председатель Совета ветеранов Таловского поселения, во время беседы с участниками проекта.


Мы провели конкурс сочинений «Живая память» о первых выпускниках средней школы предвоенного выпуска. Конкурсом были охвачены 12 человек с 7 по 11 класс. Победителями стали: Глущенко Н., Жукова В., Салова М.


Вывод: Результаты социального опроса показали, что жители с глубоким уважением относятся к прошлому своего села и школы и одобряют идею увековечивания памяти первого выпуска средней школы, большинство из которых погибли, защищая Родину. Организация «Круглого стола» с участием Старыгина Е. И. подтвердила, что проект не только актуален, но обязан жить, это нужно нам, живым, перед светлой памятью павших и ныне живущих. В процессе практической деятельности мы освоили новые формы поиска, обработки и анализа информации.


^ Юристы - финансисты.

Капитан группы: Ткачёв И.

Участники:

Кодацкая Г.

Мироненко Е.

Сидорова А.

Беловодский С.


безымянный.jpg


План работы юристов - финансистов.


Проводимые мероприятия Дата

  1. Изучить Конституцию РФ, Устав школы. 14. 09 – 21. 09

  2. Выбрать из Конституции статьи, 14. 09. – 21. 09

подтверждающие правомерность выполнения

школьниками проекта.

  1. Изучить Конвенцию о правах ребёнка. 18. 09

  2. Изучить документы по составлению 22. 09

расчётно-сметной документации.

  1. Вести финансовый отчёт по проекту. В течение проекта



Мы познакомились с Конституцией РФ, Уставом Таловской школы. Мы пришли к заключению, что наш проект «Живая память» не противоречит Законам нашего государства, не нарушает и не ущемляет ничьи права, позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур. В процессе практической деятельности мы закрепили теоретические знания, полученные на уроках обществознания.

Вели подсчёт финансовых средств для закупки необходимого материала. Посчитали, во сколько обойдётся поездка к Федяеву А. А.


Специалисты.

Капитан группы: Тёплый Р.

Участники:

Ситникова Т.

Волков М.

Радченко Н.

Кузнецова А.


безымянный.jpg


План работы специалистов.


Проводимые мероприятия Дата

  1. Встретиться с инженером-строителем Сумским В. И. 24. 09

  2. Получить практический навык правильной 21. 10

посадки саженцев у агронома Нарбатова В. Н.

  1. Найти специальную литературу и нужный сентябрь

материал в Интернете.

  1. Организовать работу со средними классами школы 15. 10

по созданию эскиза стелы, предназначенной для

увековечивания памяти первых выпускников

Таловской средней школы.


Мы встретились с компетентными специалистами, экспертами для получения информации, как правильно производится закладка аллеи, какие нужны материалы и т.д. Нашли специальную литературу и нужный материал в Интернете.


безымянный.jpg


Сумской В. И., инженер – строитель, встретился с участниками проекта. Он показал, как производится разметка территории, обсудили место закладки аллеи Славы, её размеры. На месте исследовали грунт, как вписывается аллея в общий интерьер школьного двора.

безымянный.jpg

Василий Иванович дал подробную информацию о необходимых материалах для аллеи Славы. Обсудили форму, высоту предполагаемой стелы со специалистом.

безымянный.jpg


Валерий Николаевич Нарбатов, агроном, показал, как правильно осуществлять посадку саженцев.


Мы поработали с Интернетом и нашли интересующий материал.

^ Технология укладки

Укладка - это разработанный технологический процесс. Нельзя забывать об обязательных шагах:
1) Для начала подберите саму плитку, которая подойдет для вашей дачи, дома и т.д. Найдите производителей, а не посредников, закажите плитку. При получении удостоверьтесь в ее целостности, при перевозки некоторые плитки могут побиться. Теперь можно начинать!
2) Первое что нужно сделать - это выровнять поверхность и засыпать слоем гравия с песком. Создать так называемую "подушку". Песок для подушки должен быть без глины.
3) После того как вы ее уложили, необходимо утрамбовать ее специальной вибротрамбовочной машиной.
4) После этого осуществляется выравнивание поверхности с помощью специальных реек.
5) Затем можно приступать к непосредственной укладки плитки. Помните что плитку нужно укладывать не на рыхлую поверхность, а на уплотненную подушку. Для укладки применяются специальные резиновые молотки. Обязательно оставляйте небольшие зазоры между тротуарными плитками в 1-2 мм. Эти зазоры заполняются сухим песком.
6) После того как плитка уложена нужно пройтись по плитке виброплитой с резиновой "подошвой". В результате у нас получится, ровно уложенная тротуарная плитка. Если пойдет дождь, то вся вода уйдет в подушку (в зазоры между плитками) и не даст скопиться на тротуаре лужам. Также у вас всегда есть возможность воспользоваться работой мастеров с большим опытом работ.

Как выбрать?

По внешнему виду распознать качественную тротуарную плитку почти не возможно, но есть несколько способов отличить качатвенную тротуарную плитку от не качественной:
1) Качетвеннная - издает звенящий звук, плохого качества - издает глухой звук. Это объясняется тем, что плитка не должна изготовляться при наличии избытка воды. По характерному звуку это можно определить.
2) Если цвете слишком яркие, о это может говорить о передозировке цветовых пигментов и об утрате ее прочности. Исключением может послужить хорошие импортные красители добавляемые при производстве плитки в строгой пропорции.
3) Если цена тротуарной плитки слишком дешовая, то скорее всего эта плитка не качественная т.к. изготовление качествоенной плитки на хорошем оборудовании не будет стоить


В большинстве случаев основание служит песко-гравийная подушка (толщина гравия 12-15 см, песка 3-5 см). Для сложных условий эксплуатации песок заменяется песко-цементной смесью. Перед устройством основания площадка тщательно планируется, выдерживаются уровни и уклоны для стока воды. Высоту основания контролируют по предварительно натянутому шнуру.

Памятниками считаются объемные плоские архитектурные формы, в том числе скульптуры, стелы, обелиски, лежащие и стоящие плиты, содержащие информацию о лице в честь которых они установлены (мемориальную информацию). Объекты, не содержащие такой информации, следует считать парковыми архитектурными формами.

^ Памятными знаками считаются плоские или объемные малые формы, в том числе транспаранты, содержащие мемориальную информацию, для установки которых требует участок менее 0,5 м2.

^ К надмогильным и мемориальным с сооружениям относятся сооружения, которые содержат мемориальную информацию и имеют внутренние пространства или помещения. К таким сооружениям относятся склепы, пантеоны, мавзолеи.

^ К намогильным относятся сооружения, имеющие в своем составе захоронения, независимо от того находятся ли они в надземном пространстве или под полом сооружения. Мемориальными считаются сооружения, не имеющие захоронения, но установленные в память какого-либо лица и содержащие мемориальную информацию.


Подставка памятника (стелы)

^ Подставка под стелу памятника - необходимый элемент в комплексе надгробия. Как правило, подставка выполянется из того же материала, что и сама стела. Различают несколько способов установки стелы памятника на подставку.

 

безымянный.jpg  ^ 1. Первый способ установки заключается в создании продольного паза в подставке, в который  устанавливается стела памятника. Для закрепление конструкции используется раствор цемента. Важно заметить, что подобным образом устанавливаются стелы, толщина которых не превышает 7см.

 ^ 2.  Второй способ - установка стелы памятника на шип, сделанный из арматуры. Для закрепление конструкции используется раствор цемента. Подобным образом устанавливаются стелы, толщина которых превышает 7 см.
безымянный.jpg

^ 3. Третий способ - установка при помощи вытачивания специального выступа на стеле памятника - языка и округлого паза в подставке. Для закрепление конструкции используется раствор цемента. Такой способ установки позволяет устанавливать стелы до 7 см в толщину без использования продольного паза (первый способ).

безымянный.jpg

 

 



Всё это позволило нам сделать вывод, что данный проект соизмерим с уровнем наших возможностей. Мы приобрели многие навыки, в том числе и навык групповой работы. И, что немаловажно, закладка аллеи Славы это не такое уж и дорогое сооружение. Но, осуществив мечту, мы поймём, как дорога наша идея согражданам, жителям села.


Журналисты.

Капитан группы: Салова М.

Участники:

Корсунова М.

Сидорова А.

Садовничий Е.

Гайский В.


безымянный.jpg


План работы журналистов.

Проводимые мероприятия Дата

  1. Собрать информацию о выпускниках Таловской сентябрь - октябрь

средней школы выпуска 1940 года.

  1. Отобрать имеющуюся информацию в архиве 21. 09 – 26.09

школьного музея о выпускниках 1940 года.

  1. Найти информацию в районном архиве – 30. 09

о призывниках Таловского поселения 1940 года.

  1. Совершить экскурсию в г. Ростов-на-Дону к декабрь

Федяеву А. А.

В ходе работы по сбору информации были выявлены и уточнены следующие данные: в выпускном классе 1939 -1940 учебного года Таловской средней школы обучались 13 человек, 9 юношей и 4 девушки. 5 человек не вернулись с войны, Бабаева Ольга была зверски убита во время оккупации села немцами в 1942 году. Из 13 человек встретили День Победы только 7.

До настоящего времени дожил только один – Федяев Александр Авксентьевич, который в настоящее время проживает в г. Ростов-на-Дону.

Александр Авксентьевич давний друг и учителей, и учащихся. Переписка с ним ведётся уже не одно десятилетие. Творческая группа решает навестить Александра Авксентьевича, услышать и узнать всё из первых уст. Кроме огромного впечатления от поездки в музей был доставлен бесценный материал, проект получил важные сведения, а по материалам поездки в «Кантемировский вестник» была направлена статья.

Кто же они, выпускники 1940 года? В их судьбах отражена судьба многих тысяч юношей и девушек того грозного времени. По судьбам тринадцати выпускников нашей школы мы можем проследить судьбу целого поколения, вставших на защиту Родины прямо из-за парты. Вот их имена и краткие сведения из биографии, которые нам удалось узнать от родственников, знакомых. Полная информация обработана и передана в школьный музей «Памяти начало».

1. Ефремова Таня, небольшого роста, красивая, спокойная, общительная, очень пытливая, внимательная на уроках, всегда задавала вопросы преподавателям, поэтому она и была отличницей, одна на класс, но больше зубрёжкой достигала. Все её учителя и одноклассники уважали.

безымянный.jpg

(Из воспоминаний Щербак В. Н., 1925 г.р., участник

обороны Ленинграда)


2 .Радзивилова Шура, рослая, красивая, полная – настоящая деревенская невеста, стояла на квартире Бабаевых, училась хорошо, юноши называли её в шутку мамой, все в классе её уважали: одноклассники и учителя. (Из воспоминаний Щербак В. Н., 1925 г.р., участник обороны Ленинграда)

3. Бабаева Оля – очень красивая, весёлая, активная во всех мероприятиях, училась хорошо, пользовалась всеобщей любовью класса и учителей. Моя первая в жизни симпатия, как я её боготворил, засматривался, всегда хотелось сделать что-то приятное. При подготовке к экзаменам девочки собирались у Бабаевых, Таня приходила и приглашала меня. Для меня экзамены – праздник. Я же учился без учебников и так слушал объяснения учителя, что мог повторить через год.


безымянный.jpg


Оля – активная комсомолка, после школы в 41/42 годах учительствовала в своей школе. Во время оккупации фашисты расстреляли у них во дворе в окопе – щели всю семью и даже штыками покололи ( рассказали мне после). Веретенникова, с которой я переписывался всю войну ( сохранила 50 моих писем), написала этот случай. В ответном письме (она сохранила), я написал, как мстил немцам за Ваню (погиб в 1943 году на фронте), за Олю…

Сейчас я знаю, что родная школа, учащиеся, ухаживают за могилой Бабаевых. (Из воспоминаний Федяева А. А.)



  1. Богачёв Вася – рослый, полный, красивый мужчина, общий любимец, очень спокойный, деловой, писал плакаты к праздникам, имел деньги и нас всех угощал конфетами. Учился хорошо, уважали учителя, активно участвовал в жизни школы. Вася погиб на фронте за честь и свободу Родины. Вечная память Богачёву! (Богачёв Василий Петрович, 1912 г.р., курсант, в апреле 1943 года пропал без вести. – Книга Памяти Кантемировского района, районный архив).



безымянный.jpg

В районном архиве. Нужная информация.


6.Васильченко Петя ( из Титаревки), ходил в полувоенной форме

( гимнастёрка вроде), в сапогах, учился неважно, зато задавался, не любили мы таких, не участвовал в общих мероприятиях, как-то вроде подлизывался к учителям – они это видели. Погиб на фронте в Великую

Отечественную войну за честь и свободу Родины. Вечная память Васильченко! ( Василенко Петр Наумович, 1925 г. р., рядовой, в ноябре 1943 года пропал без вести. – Книга Памяти Кантемировского района, районный архив).


7. Ремизов Ваня (из Скнаровки) жил у дяди – начальника почты, домик между почтой и домом Бабаевых. Малого роста, спокойный, тихий, внимательный, хорошо учился, в общественных мероприятиях не участвовал, уважали за его серьёзность. Погиб в Великую Отечественную войну за честь и свободу Родины. Вечная память Ремизову! (Ремизов Иван Федорович, 1922 г.р., рядовой, в декабре 1942 года пропал без вести. – Книга Памяти Кантемировского района,из воспоминаний Овчаровой М. Я.)


8. Смыкалов Ваня (из Смаглеевки) – рослый, красивый блондин, учился хорошо, активности не проявлял, но пытался за учительницей географии в 9 классе – Гудковой Марией Яковлевной - ухаживать. Пользовался уважением одноклассников. Погиб в Великую Отечественную войну за честь и свободу Родины. Вечная память Смыкалову! (Смыкалов Иван Николаевич. 1921 г.р., рядовой 10 января 1944 года погиб в бою, захоронен: с. Пурпуровка, б/м 328, Новомиргородский район, Кировоградская область. – Книга Памяти Кантемировского района, Военный комиссариат Кантемировского района)


9.Цибуля Абрам (из Писаревки) – маленький, чернявый, красивый. Весёлый, любимчик девочек и всего класса, учился хорошо, участвовал в мероприятиях. Я с ним сидел за одной партой, а на физкультуре замыкающие – последние были. Учителя тоже его любили – Абрамчика. Погиб в Великую Отечественную войну за честь и свободу Родины. Вечная память Цибуле Абраму Григорьевичу! (Из воспоминаний Федяева А. А., Военный комиссариат Кантемировского района)

безымянный.jpg

10. Матузок Капитон Иванович (из Писаревки) – высокий, стройный, красивый, в очках, хорошо учился, любил физику, общительный и интересны собеседник. Пользовался любовью всего класса и учителей, мы в шутку называли его «отцом», а Шуру Радзивилову – «мамой», помогал слабым учащимся. В 1952 работал учителем физики в своей Таловской средней школе, директор Иванов Михаил Степанович говорит, не знаю ли я Матузка? «Как же не знаю, я учился с ним с 8 по 10 класс в своей Таловской средней школе». Матузок возил учащихся Таловской средней школы на экскурсию на Волго-Донской канал в Волгоград. По приезду к 50-летию первого выпуска, я собирался альбом сделать. Но о Капитоне Ивановиче ничего ни у кого не мог узнать. Сказали, что он уехал куда-то в область к сыну и всё. (Из воспоминаний Федяева А. А.)


11. Ткаченко Миша (из Бугаевки), знаю, где он стоял на квартире, почти в конце Саловки. Красивый, чернявый парень, играл на балалайке любую мелодию, учился хорошо, общественной работы не избегал. Мы его уважали. (Из воспоминаний Щербак В. Н., 1925 г.р., участник обороны Ленинграда)

12.Королёв Дмитрий Иванович (из Кадуровки), двоюродный брат Ксении Александровны Королёвой (Коробченко – девичья). Об учёбе в Таловской средней школе рассказать вспомнить нечего, он после занятий всегда спешил домой. Через Ксению Александровну я его нашёл в Калининграде. И на 50-летие окончания 10 класса в 1990 года на последний звонок его пригласил. Он приезжал, есть фото. Встречался с учащимися и наверное оставил какие-нибудь материалы. Он служил в армии долго (подполковник). Жена Аня прислала письмо-открытку, что Митя тяжело и долго болел после встречи, попросил одеть его в форму и сфотографироваться (прислала это фото) и вскоре умер. У него есть сын, где то в Ленинграде живёт, адреса не знаю. И от жены Ани я тоже ничего узнал. Может школа что- то узнает у неё или у сына. безымянный.jpg


(Из воспоминаний Федяева А. А.)

4..Ракитянский Павел Григорьевичбезымянный.jpg


13. Федяев Александр Авксентьевич – родился 24 декабря 1921 года в селе Талы. С 10-летнего возраста остался сиротой (родители умерли от голода) с 4-летней сестрёнкой Тоней на руках. В 1929 году пошёл в первый класс Таловской школы. Учился хорошо и легко. Но когда наступали холода, в школу не ходил: одежды и обуви не было. Учебников тоже не хватало, поэтому приходилось внимательно слушать объяснения учителя на уроке. Помогала прекрасная память. Летом работал в колхозе, всегда и везде отличался огромным трудолюбием и примерным поведением. Впервые в районе в Таловской школе был открыт 10 класс. Учиться в 10 - было ответственно и почётно. А после школы была Грозненская авиационная школа. В связи с началом войны окончил её ускоренно в звании сержанта. Но сержантов было больше, чем самолётов. И на войну в декабре 1941 года Федяев ушёл в составе пехотных войск. «Письма с фронта – самый дорогой документ моего участия в войне,- говорит Александр Авксентьевич.- По каждому можно проследить мой боевой путь: где, когда, как и с кем я воевал, о чём мечтал, к чему стремился». И это абсолютная правда. Все письма, а их – 50, бережно хранила и потом отдала Александру Федяеву в 1981 году Екатерина Веретенникова. В письмах Александр не описывает ни тягот войны, не хвалится своими подвигами, хотя их было немало. Даже не пишет о присвоении офицерского звания, о наградах и успехах.

Война близилась к концу. Началось наступление на Берлин. Свой последний бой Александр Авксентьевич не может вспоминать без слёз: «Началось наступление первого Украинского и Белорусского фронтов. Наша первая гвардейская армия наступала из Польши на Моравскую Остраву – немецкий посёлок на польской земле вдоль Одера. По долине Одера уже двигались немецкие танки, с которыми, по приказу комбата Зотова, мне нужно было вступать в бой. Ударили по первому танку. Танк остановился. Из пулемётов вели огонь по немцам, находившимся в селе. Всё вроде бы складывалось для нас нормально. И тогда я решил посмотреть, что делается с левой стороны, где находились все наши и комбат. Вышел, вижу, перебежками движется группа немцев. Кричу своим, чтобы бросали гранаты и били из автоматов, указываю направление. Откуда-то неожиданно появился рыжий немец и выстрелил прямо мне в лицо».

День Победы Александр Авксентьевич встретил в госпитале, в Кракове, в тяжелейшем состоянии. За этот бой он получил орден Отечественной войны – на этот раз уже первой степени. Предстояло возвращение на Родину. «15 июня 1945 года нас, покалеченных и измученных, усталых и обессиленных, погрузили в эшелон. Переехали границу и скоро – остановка. Вышли, падаем на землю, катаемся, целуем, обнимаем её. Ничто не доставляло нам за всю войну такой радости, как эта первая встреча с родной землёй».

Кем быть после войны, Александр Авксентьевич знал точно – учителем! Таким, как и его любимые учителя любимой школы. Их он вспоминает с огромной благодарностью и до сих пор. Окончив Учительский институт, а затем и педагогический институт, Александр Авксентьевич 30 лет передаёт свои знания, опыт детям. А какой предмет ведёт, не трудно догадаться – историю. Ведь он сам – история, живая память. Сегодня Александр Авксентьевич на пенсии. Живёт вместе с детьми и внуками в соседней Ростовской области. Но отдыха не знает он и сейчас. Это шефская работа со школами, работа с историко-краеведческими музеями, подготовка многочисленных материалов к печати. Кстати, уже третье издание выдержала книга его боевого друга и товарища А. Иванова «От Грозного до Праги», материал для которой готовил и Александр Федяев. Конечно же, это и многолетняя дружба, переписка и сотрудничество с родной школой.


безымянный.jpg



безымянный.jpg




безымянный.jpg


безымянный.jpg


Письмо с фронта Федяева А. А. к родственнице из села Талы Веретенниковой Екатерине Прокофьевне. Она сохранила все 50 писем фронтовика, а в 1989 году все их передала Александру Авксентьевичу. Мы имели возможность подержать их в руках, внимательно перечитать. Письма отражают весь боевой путь нашего земляка.


безымянный.jpg


безымянный.jpg

В книге А. М. Иванова описан весь боевой путь А. А. Федяева, нашего земляка, воспитанника Таловской школы.


безымянный.jpg


Поиск нужной информации в школьном архиве.


безымянный.jpg

Мы в гостях у Федяева А. А. – единственного оставшегося в живых выпускника 1940 года Таловской школы, а потому самого, самого дорогого нам! А рядом – Салова Маша – выпускница 2010 года.

Здорово, не правда ли?


Фотографы.

Капитан группы: Тёплый Р.

Участники:

Ходько К.

Сердюков Р.

Азарян М.


безымянный.jpg

^ План работы фотографов Дата 1.Сделать снимки всего происходящего, в ходе проекта

относящегося к проекту «Живая память».

2.Представить снимки для оформления портфолио, январь

презентации и для оформления стенда.


Нашу работу вы видите по фотографиям, которые помещены как в портфолио, так и в презентации и для оформления стенда. Мы узнали много нового, приобрели навык групповой работы. И, главное, наши фотографии доказывают, что мы очень хотим, чтобы наш проект получил право на жизнь.


^ Разработка совместного плана выполнения проекта «Живая память»

Приняв решение участвовать в Акции «Гражданин Воронежского края – гражданин России» в год 65-летия Великой Победы и в связи с 70-летием первого выпуска Таловской средней школы, мы провели беседы, социологический опрос населения, осуществили поездку к Федяеву А. А., собрали подробную информацию о выпускниках 1940 года, обсчитали финансовую стоимость проекта, и пришли к выводу: наш проект не дорогой финансово, но дорог как память о наших соотечественниках, на долю которых выпало тяжёлое испытание войной.

В процессе практической деятельности мы закрепили теоретические знания, полученные на уроках истории, обществознания. Освоили новые формы поиска, обработки и анализа информации. Приобрели навыки групповой работы, аналитическое и критическое мышление.

Поскольку социальная значимость нашего проекта очевидна, мы считаем необходимым его осуществление. Поэтому наметили: куда обратиться за помощью, что сами можем сделать, разработали свой вариант решения проекта.


План реализации проекта «Живая память»


Наименование мероприятия Сроки выполнения


^ I.Получение разрешения на осуществление в школе

проекта «Живая память».


1.Обратились к директору школы Клочкову И. А. 7. 10.

2. Обратились к главе администрации Таловского 30. 10

Сельского поселения Сердюкову С. Ф.

3.Обратились к председателю районного 9. 10

Совета ветеранов Кантемировского района

Кобылкину А. И.

4.Узнали мнение Управляющего Совета школы. 30. 10


^ II.Финансирование проекта


5.Составили смету финансирования проекта. 9.10

6.Изыскали средства для осуществления замысла проекта. 30.10

7.Обратились к руководителю фермерского хозяйства 14. 10

Белозорову В. А.

8. 9.Обратились в ООО «Продвижение» выделить 23. 10

специалиста для консультации по закладке аллеи Славы.

10.Обратились к агроному. 12. 11


III.Подготовка к выполнению проекта


11.Выбрали место для закладки аллеи Славы. 9. 10

12.Закупили саженцы для посадки аллеи. 13.11

13.Провели конкурс дизайнерских работ. 14.11

14.Обратились к специалисту по приобретению стелы. 20.11


^ IV.Осуществление проекта.


15. Общий сбор в школе. Инструктаж по ТБ

Расчистили и выровняли местность. 16. 10

16.Привезли песок. 29. 10

17. Провели ярмарку – распродажу кондитерских изделий. 30.10

18.Произвели посадку саженцев деревьев. 13.11

19.Закупили тротуарную плитку. 27. 11


^ V.Завершение проекта.


20.Подведение итогов. 28. 01.

21.Оформить портфолио. 18. – 26. 01

22.Оформить мультимедийную презентацию. 26 – 29. 01

23.Оформить стенд по проекту «Живая память». 1 -6. 02

24.Составить сценарий защиты проекта. 1 -6. 02

25.Подготовиться к защите проекта. 1- 10. 02


V этап . Реализация плана действия


Обратились к директору школы Клочкову И. А. за разрешением осуществления проекта.

безымянный.jpg


безымянный.jpg


безымянный.jpg


Глава Таловского сельского поселения Сердюков С. Ф. одобрил нашу инициативу и пообещал всячески содействовать.





^ 9 октября принялись за выполнение проекта


безымянный.jpg


Этим мы занимались в начале проекта, конечно, не без помощи взрослых.

Здесь будет ухоженная аллея Славы, а не заросли. А пока…


безымянный.jpg


Девочки расчистили место, мальчики убрали мусор.


безымянный.jpg


Уже осенью было решено посадить деревца. Зарождается аллея Славы.


безымянный.jpg


Но для оформления аллеи нужен был песок. Крестьянско – фермерское хозяйство Белозорова В. А. выделило машину на безвозмездной основе. Спасибо!


безымянный.jpg


безымянный.jpg

А тем временем ребята выбирали плитку для оформления аллеи. Берём!


Андрей, смотри не урони! безымянный.jpg


Наши мальчики – молодцы!

безымянный.jpg


безымянный.jpg


Ярмарка – распродажа кондитерских изделий


безымянный.jpg


Обратились к школьному бухгалтеру Пономарёвой Н. П. с просьбой помочь составить смету проекта «Живая память». Нина Павловна, узнав о наших планах, с удовольствием согласилась нам помочь.

^ Смета расходов на реализацию проекта:




п/п

Наименование затраченных материалов


Кол-во в шт.,

Затраченная сумма

(руб.)

1

Бумага А4

50

15

2

Цветная бумага

30

70

3

Диск CD-R

1

8

4

Папка

1

6

5

Файлы

30

30

6

Фотографии

40

240

7

Тротуарная плитка

18 кв.м

3200

8

Саженцы деревьев

12

1200

9

Рейки

16

320

10

Клей

1

70

11

Заправка картриджа

1

250

12

Бензин на поездки




966

Итого:

6362




Источники затрат на реализацию проекта




Собственные средства

Спонсорская помощь

Частные пожертвования






п/п

Наименование материалов


Кол-во ( шт.)

Сумма

(руб.)

1.

Плита гранитная

1

4600

2.

Гравировка1\13




650

3.

4.

Монтажные расходы

Установка




700

1200

Итого:

6650

Смета расходов на окончательную реализацию проекта:


Рефлексия

Мы завершили проект, точнее, его первую часть. Весной будут возобновлены действия по оформлению аллеи Славы. Нам, конечно, нужны дополнительные источники финансирования. Мы пытаемся их найти. Аллея Славы должна быть полностью оформлена к последнему звонку выпускников. Именно на этот праздник и обещает к нам приехать первый выпускник юбилейного 70-го выпуска Таловской средней школы Федяев Александр Авксентьевич. Инициативная группа учащихся уже обдумывает план проведения мероприятий к празднику Последнего звонка. Александр Авксентьевич давно лелеял мечту, как нам стало известно, об увековечивании памяти погибших выпускников Таловской школы. И мы решили заложить традицию школы: каждый последующий выпуск будет собирать полную информацию о выпускника, которым исполняется 70 лет со дня окончания Таловской средней школы, тем самым ухаживая и пополняя аллею Славы. Ведь следующий выпуск – 1941 года, когда ребята прямо из-за парты шагнули в войну. Кто вы?..


Реализация проекта (весна 2010 года).


безымянный.jpg


безымянный.jpg


безымянный.jpg


безымянный.jpg


25 мая 2010 года – проект завершен.


безымянный.jpg


безымянный.jpg