velikol.ru
1

МОУДОД «Центр детского творчества

Орехово-Зуевского муниципального района»


Группы развития творческих способностей детей


КОНСПЕКТ

Открытого занятия по предмету

«Волшебные пальчики»


Тема: «Лунтик и Тараторкин спешат на помощь»


Педагог дополнительного образования:

Игошина Марина Евгеньевна


Дата проведения:

17 марта 2011 г.


Цель: Закрепление пройденного материала.


Оборудование:


  1. Магниты для доски.

  2. Фломастеры (синий цвет – 6 шт., красный цвет – 6 шт., зеленый цвет – 12 шт., фломастер для маркерной доски – 2 шт.)

  3. Индивидуальные листы с изображением цветка – 12 шт.

  4. CD-диск с аудиозаписью «Шум леса»

  5. Магнитафон.

  6. Настольные индивидуальные зеркала – 12 шт.

  7. Мягкие игрушки «Лунтик»,«Язычок Тараторкин»,«Пчела»,перчатки «Пальчики-мальчики».

  8. Демонстрационная мнемотаблица «Земляника».

  9. Разрезные картинки «Дятел», «Лягушка», «Змея», «Гриб», «Вкусное варенье», «Часы», «Пальчики-мальчики».


План занятия:


  1. Орг. момент.

  2. Объявление цели занятия.

  3. Игры с пальчиками.

  4. Выполнение задания на листках для подготовки руки к письму.

  5. Физкультминутка.

  6. Артикуляционная гимнастика.

  7. Выполнение упражнения для тренировки памяти при помощи мнемотаблицы.

  8. Игры с пальчиками

  9. Итог занятия.


Ход занятия:


  1. Организационный момент.

  2. Объявление цели занятия.


Здравствуйте дети! К нам пришло сообщение, что Пальчиков-мальчиков заколдовала злая Волшебница. Ведь живут они в сказочной стране «Знания». Пальчики крепко спят под замком. Нужно им помочь. Поможем, ребята? (да)

Чтобы отправиться в эту сказочную страну необходимо владеть необыкновенными знаниями и умениями, так как на пути нам нужно будет выполнять разные задания, а помогут нам в этом наши старые друзья – Лунтик и Язычок Тараторкин.

Итак, отправляемся в путь, вы готовы? (да)

Путь к домику Пальчиков-мальчиков непростой. Нам придется пройти по сказочной «Цветочной поляне», «волшебному лесу», только тогда мы сможем помочь нашим пальчикам-мальчикам и снять заклятие злой волшебницы, ведь в сказках добро всегда побеждает зло.


^ 3. Игры с пальчиками.


«Сказочная цветочная поляна»


На цветочную поляну нас будет сопровождать Лунтик.

(В руках У. мягкая игрушка «Лунтик»)

Давайте представим, что мы оказались на красивой цветочной поляне.

Сейчас мы закроем глаза и разглядим все вокруг, когда откроете глаза, то мы должны рассказать все, что увидели.


Итак, закройте глаза и посмотрите вокруг, каждый из вас увидит что-то свое. На этой поляне много разноцветных красивых цветов и они все хорошо пахнут. Давайте понюхаем их.



  1. ^ Упражнение дыхательное.

Вдыхаем через носик и выдыхаем тоже через носик (3-4 раза).


Открываем глазки. Увидели цветочки?

А теперь давайте их покажем.


  1. ^ Упражнение «Цветочек».

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе, сопровождая словами: «Солнце поднимается – цветочек распускается.

Солнышко садится – цветочек спать ложится».

Кто летал вокруг цветочков – пчелка.


  1. ^ Упражнение «Пчелка». (В руках У. мягкая игрушка «Пчелка»)

Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем со словами «Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Над цветами я кружу»

Для чего пчелка летает над цветочками? (собирает цветочную пыльцу).


Кто-нибудь видел птичек в небе над цветочной поляной? (да).


  1. ^ Упражнение «Птичка»

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.

«Птички летели - летели, сели – посидели. Дальше полетели».

  1. ^ Упражнение «Птенцы»

«Вот птенцы, а вот гнездо – всем птенцам в гнезде тепло».


6) Упражнение «Птичка пьет водичку»

Наклонилась, захватила, подняла и проглотила.


А ежика никто не видел?


  1. ^ Упражнение «Ежик»

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками, сопровождая словами:

«Маленький колючий еж, до чего же он хорош!»


Все мы показали ручками, а теперь давайте разукрасим цветочки.

(У. раздает листочки с изображением цветка для штриховки)


  1. ^ Выполнение задания на листках для подготовки руки к письму.




  1. Штриховка

- Учитель показывает на доске, как штриховать.

- Дети заштриховывают цветы на бумаге фломастерами двух цветов: красным и синим, листья зеленым цветом).

- Собрать цветы и на доске прикрепить магнитом букет из них.


Цветочную поляну мы прошли и даже нарвали красивый букет.


Перед нами лес, а в лесу много деревьев, подул небольшой ветерок.

(включаю музыкальное сопровождение «Шум леса»)


5. Физкультминутка.


9) ^ Физкультминутка «Деревцо»

Дети стоя выполняют упражнение, выполняют соответствующие движения.

«Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише.

Деревце все выше – выше».


^ 6. Артикуляционная гимнастика.


«Волшебный лес»


Мы с вами подошли к лесу. Через него нам поможет пройти Язычок Тараторкин.


Ребята, сейчас вы слышали звуки леса, а что за треск раздавался в лесу? (дятел)


    1. ^ Упражнение «Дятел»

Возьмите зеркальце и глядя в него постучим язычком как дятел: «д-д-д-д-д»

Перед упражнением Учитель читает стихи: «Дятел на стволе сидит, клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук – раздается громкий звук.» Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.


Вы слышали в лесу шум воды? А рядом с водой всегда водятся лягушки.


    1. ^ Упражнение «Лягушки».

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять (до счета «десять»), затем вернуть губы и исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Смотрим в зеркало на свой ротик.


«Подражаем мы лягушкам, тянем губки прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки, я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем. И нисколько не устанем».


В лесу, как известно, есть и змеи.


    1. ^ Упражнение «Змея».

Как шипит змея? (ш-ш-ш-ш-ш-ш)

Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.


Ребята, а что растет в лесу? (ягоды и грибы)


Я загадаю вам загадку. А вы должны сказать как называется эта ягода. («Земляника»)


^ 7. Выполнение упражнения для тренировки памяти при помощи мнемотаблицы.


13) Мнемотаблица

«На полянке у дорожки красные горошки.

Кто мимо пройдет, в рот себе кладет».


А что варят из ягод? (Варенье)














14)Упражнение «Вкусное варенье»

Перед упражнением Учитель читает стихи:

«Ели-ели с наслажденьем – перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.»


Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.


^ 15)Упражнение «Грибок»

Перед упражнением Учитель читает стихи: «Под березой, у дорожки гриб растет на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, гриб в лукошко мы положим».

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этот рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к небу, предложить детям медленно пощелкать языком. Пусть дети почувствуют, как язычок «присасывается» к небу.


  1. «^ Зайчик под сосной»

Левая рука – «зайчик». Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» - это «сосна», приговаривая: «Этот зайчик – под сосной, этот зайчик под другой». Потом поменять положение рук – 3-4 раза.


Быстро время пролетело, незаметно так стемнело.

  1. ^ Упражнение «Часики»

Перед упражнением Учитель читает стихи:

«Тик-так, тик-так. Язычок качался так, словно маятник часов. Ты в часы играть готов?» Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.


Вот и прошли мы сказочный лес.


Положили зеркало на край стола.

Но чтобы пробраться по дорожке к домику нужны фонарики. Взяли в руки фонарики.


  1. ^ Игры с пальчиками


18)Упражнение «Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами:

«Мы фонарики возьмем и на улицу пойдем.

Вот фонарики сияют - нам дорожку освещают!»


«Домик Пальчиков-мальчиков»


А вот и домик Пальчиков-Мальчиков, но на двери висит замок.


^ 19) Упражнение «Замок»

«На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли».


У. помещает на домик картинку с изображением пальчиков-мальчиков и одевает перчатки.

^ 20)«Пальчики ложатся спать»

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Стихи: Этот пальчик хочет спать, этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик – прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Ну а этот долго спал, а потом будить всех стал. Встали пальчики! Ура! (Выпрямить все пальцы.) Нам гулять идти пора! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы).


  1. ^ Упражнение «Дружные ребята»

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки. Учитель называет и показывает детям:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики (Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять… (Поочередно соединяем одноименные пальцы).

Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук).

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание)

Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть).


^ 9. Итог занятия.


Вот и проснулись наши пальчики.


А вам, ребята, понравилось путешествовать по стране «Знания»

Кто нам помогал? (Лунтик и Тараторкин)

Ребята вот и пригодились нам знания и умения. Что мы сегодня делали и с пальчики потренировали, и язычок.

Давайте надуем воздушные шарики, чтобы радостное настроение надолго сохранить.


  1. ^ Упражнение «Воздушный шарик»

Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение, сопровождая словами: «Я надул упругий шарик, укусил его комарик. Лопнул шарик – не беда, новый шар надую Я.»


Занятие подошло к концу, до свидания.


Цветочная поляна


С Лунтиком


  1. Дыхательное упражнение.

  2. Упр. «Цветочек»

  3. Упр. «Пчела»

  4. Упр. «Птичка»

  5. Упр. «Птенчики»

  6. Упр. «Птичка пьет водичку»

  7. Упр. «Ежик»

Руками показали, теперь нарисуем.

  1. Штриховка.

Букет на доску.

Включить музыку.

  1. Физкультминутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все выше-выше

Дерево все выше – выше.


Волшебный лес.


С Язычком Тараторкиным


  1. Упр. «Дятел»

  2. Упр. «Лягушки»

  3. Упр. «Змея»

  4. Мнемотаблица

  5. Упр. «Вкусное варенье»

  6. Упр. «Грибок»

  7. Упр. «Зайчик под сосной»

  8. Упр. «Часики»

  9. Упр. «Фонарики»


Домик

Одеть перчатки.

  1. Упр. «Замок»

  2. Упр. «Пальчики ложатся спать»

  3. Упр. «Дружные ребята»

  4. Итог занятия

  5. Упр. «Воздушный шарик»