velikol.ru
1

ГДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 54 Колпинского района

Санкт- Петербурга


КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ «СОЛОНКА»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

(Интеграция деятельности: познавательно – речевая и художественно – творческая)


Разработала и провела воспитатель 1 категории Уколова Л.Ю.


Задачи:

Образовательные:

  1. Побуждать детей к словообразованию (зависимость названия посуды от продуктов в ней хранящихся).

  2. Упражнять детей в умении получать квадрат из прямоугольного листа бумаги.

  3. Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой, создавать базовую форму «конверт» («блинчик») и поделки на основе этой базовой формы.

  4. Поддерживать интерес детей к занятиям оригами и совместным творческим играм.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух детей, упражнять в правильном произношении

звука «щ» в словах.

2. Способствовать самостоятельному познанию о происхождении некоторых

названий и слов.

3. Развивать коммуникативные навыки: говорить по очереди, не перебивать

собеседника.

Воспитательные:

  1. Поощрять желание детей оказать помощь сверстнику в складывании поделки.

  2. Побуждать детей к общению и совместному обыгрыванию поделок.


^ Материал к занятию:

Игрушка-забава из бумаги Каркуша

Поделка из бумаги «Солонка»

Белые прямоугольные листы на каждого ребёнка.

Карандаши

Ножницы

Игра – презентация «Продукты и посуда»


солонка игра-забава « Гадалка»





^ ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, к нам на занятие опять прилетела Каркуша. Давайте спросим, какую поделку она нам сегодня принесла. Ребята, Каркуша сказала, что покажет вам её только после того, как вы отгадаете загадку. Без чего не съешь обед?

Догадались вы, иль нет?

^ Если пищу не посолишь,

Вкусного не приготовишь!

Да, ребята, даже сладкая каша не будет вкусной, если её не посолят. Вот какая соль важная! Послушайте один рассказ, и вы сами в этом убедитесь.


Читаю рассказ А. Шестипаловой «Солонка».

«Отец взял своего сына Алёшу на рыбалку. Они собрались с вечера: казалось, всё, что необходимо, захватили. А вот соль забыли. Но какая же уха без соли?!

Неподалёку от места, где они поставили удочки, расположилась другая группа рыбаков.

^ Отец послал Алёшу попросить у них соли. Мальчик побежал к рыбакам.

- А во что тебе отсыпать?- спросили рыбаки. Алёша растерялся. И тут на помощь пришёл старенький дедушка. Он поколдовал над листком бумаги, и вот уже готова настоящая солонка. В неё-то и насыпали соли. Радостный мальчик возвратился к отцу. Уха у них удалась на славу!»


- Что забыли отец и сын взять с собой на рыбалку?

- Кто их выручил, и как они помогли Алёше?

- Ребята, вы уже умеете делать некоторые поделки из бумаги. Подумайте, как бы вы помогли Алёше. Какая из поделок могла бы пригодиться для этого? (стаканчик, коробочка, корзиночка).

- А вот Каркуша показывает вам, какую солонку мы с вами сегодня будем мастерить. Ребята, а вы догадались, почему её назвали солонкой? Какую вы ещё можете посуду, которая получила своё название от продукта в ней хранящегося? (Маслёнка, сахарница, конфетница, хлебница, чайник, салатница, супница, соусник, селёдочница, и т.д.)


^ Проводится игра-презентация Уколовой Л.Ю. «Продукты и посуда»




Молодцы, как много названий посуды вы знаете! А теперь возьмите листы бумаги и вспомните наши правила работы с бумагой.

- Заготовка лежит перед вами на столе, и мы её не поворачиваем и не переворачиваем.

- Линии сгибов проглаживаем тщательно и только после того, как совместим все стороны и углы.

- Сделал сам – помоги товарищу.

Ребята, поделку мы будем создавать из базовой формы конверт или блинчик, но для этого нужны бумажные квадратики, а у нас прямоугольные. Кто знает, как решить эту проблему?

Выслушиваю ответы детей и медленно проговариваю стихотворение, сопровождая показом:

^ Возьмём прямоугольные листы,

У них две длинных, две коротких стороны.

Короткую мы с длинной совмещаем,

И лишнюю полоску обрезаем.

Дети превращают листы в квадраты, ещё раз проговаривая стишок.

Предлагаю детям полюбоваться ровными квадратами.

- Ребята, а теперь мы можем найти центр у квадрата, чтобы соединить в нём уголки? Что нужно для того, чтобы найти центр? Да, нужно чтобы пересеклись две диагональные линии, а у нас образовалась пока только одна. Кто подскажет, как получить вторую линию?

^ Опять квадрат согнём наискосок

И к уголку приложим уголок.

Все стороны мы ровно совмещаем

И треугольник получаем.

Проглаживаем линию сгиба. После того, как мы два раза получили треугольник (сделали из «платочка» «косыночку»), мы нашли центр нашего квадратика. Возьмите карандаш и отметьте точкой серединку. И теперь мы в этой точке совмещаем уголочки. Предлагаю детям проговаривать свои действия: «Здравствуй, уголок – Здравствуй, точка», пока все четыре уголка не придут к точке в гости. Проглаживаем линии сгиба, получаем «конверт». Вспомните, в какие поделки можно его превратить (двухтрубный корабль, гриб, ворон - хватайка, пингвин, лягушонок-артист и т.д.)

^ Мы конверт перевернём,

Снова складывать начнём.

Выполняем ту же операцию: нашли центр и соединяем в нём все уголочки. Проглаживаем. Какие фигуры у нас получились? (треугольники). Сколько их? (8). Теперь переверните заготовку, что с этой стороны получилось? (квадратики). Сколько их? (4).

В эти квадратики мы просунем четыре пальчика одной руки, а другой рукой в то же время придерживаем сомкнутые треугольники снизу. Вот так выдавливаем середину поделки вверх. Все пальчики у нас встретились друг с другом. Получилась щепотка.

Ребята, а когда мы складываем пальцы щепоткой? (Когда солим, сыплем корм, молимся).

Подумайте, от какого слова могло образоваться слово щепотка? Щепотка – это та малость, что можно забрать (защипнуть) щепотью, двумя или тремя первыми пальцами. Ведь именно так мы складываем пальчики и при щипке. Согласны?

А теперь прогладьте все линии сгиба, и солонка готова.

Индивидуально помогаю детям, также помощь оказывают товарищам ребята, успешно справившиеся с работой.

Поделку разбираем и заново складываем по линиям сгиба (для закрепления порядка действий). Каркуша хвалит детей.

Вот какие красивые солонки у нас получились, но это ещё не всё!


Сейчас мы с вами немного разомнёмся, и я вам покажу, как нашу поделку можно превратить в весёлую игру - забаву и розыгрыш.

^ Проводится словесная игра «Присядь, если услышишь в слове звук «щ».

Наша поделка может быть не только полезной вещью, но и превратится в интересную игру «Гадалка». На квадратиках надо написать цифры, а внутри поделки – «Ответы на вопросы». Это могут быть герои сказок и мультфильмов. Давайте придумаем варианты ответов для игры- забавы

А ещё можно превратить нашу солонку в весёлый розыгрыш «Ловушка для микробов». Обыгрываю с детьми эту забаву.


Ловушка для микробов




«Ап-чхи!» «Ой, сколько микробов у меня во рту»