velikol.ru
1

План-конспект урока №12

«Милосердие и сострадание»

Цель: - Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь.

Задачи:1) Познакомить с понятиями «милосердие» и «сострадание»;

  1. Развивать желание совершать добрые поступки;

  2. Воспитывать чувство любви к окружающим людям.

Ход урока

  1. Организационный момент

Опрос домашнего задания (ответ на вопрос: Зачем нужно преодолевать зависть?)

  1. Новый материал

На доске пословицы:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Кто добро творит, тому Бог отплатит», «Добрые слова дороже богатства».

Начало звучит 1 куплет песни «Твори добро»

- Здравствуйте ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

- Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? Работать будем парами. Я даю вам минуту обговорить качества и записать на листочке, а теперь вы по очереди говорите вслух то, что записали, а я фиксирую на ватмане, который находится на доске.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, вы его внимательно послушайте, и ответьте, какая же темы нашего занятия.

Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе.

Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно » - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: «Слава богу, наконец-то, дошли!» Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

- Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:

- Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

- Ханум, а вы кем приходитесь Марфугеэби?

- Как это кем? Дочерью, конечно.

- Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

- Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что «все в порядке».

- Конечно, конечно, «все в порядке», - полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

- Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

- Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:

- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

- Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.(ВильКазыханов)

^ Вопросы для обсуждения

- Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старушка? Чем допекла её собственная дочь?

(оскорбления в свой адрес, неуважительность, бездушия, бессердечность)

- Как можно назвать все это кратко? (безжалостность, жестокость)

- Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей? Конечно же, милосердных, добрых.

- Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

- Правильно о милосердии, доброжелательности в людях. Тема нашего занятия «Милосердие и сострадание» (Слайд)

2 слайд: Стихотворение и фото бабушки

- Ребята, так что же такое милосердие?

- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: на слайде определение – Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

2. Объединение детей в группы

Задание- У вас на партах круги белой бумаги, выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие». Объясните выбор цвета

- а сейчас приведите слова близкие по значению к слову «милосердие». А теперь посмотрите на схему, предложенную на слайде.

3. Работа в группе со словарем.

1 группа: сострадание, доброта

2 группа: уважение, гуманность

3 группа: человеколюбие, альтруизм

5 слайд: даны определения этим словам.

- А сейчас я каждой группе даю высказывание на карточке о милосердии и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

- Теперь откройте учебник страница 42, прочитаем притчу о добром самаритянине.

- Какой добрый поступок совершил самаритянин?

4. Домашнее задание: Вспомнить и рассказать какой добрый поступок совершали.

- спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь людей добрыми делами.

Звучит песня «Твори добро»