velikol.ru
1
n=Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в~sz=445;pg=1;te=Актуальность: Распространенность употребления психоактивных веществ (далее пав) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества~cat=~t=~!~

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

  • УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

  • Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации

  • 05 сентября 2011 г.

  • Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом

  • (протокол №13 от 28 сентября 2011 г.)


Актуальность: Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества



^ Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образовани

  • Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования













^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Цель профилактики в образовательной среде – развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

  • Целевыми группами (субъектами) профилактики в образовательной среде являются:

  • - обучающиеся, воспитанники,

  • - родители (законные представители),

  • - специалисты образовательных учреждений,

  • - сотрудники территориальных органов ФСКН России,

  • - сотрудники органов внутренних дел,

  • - представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.



Задачи профилактики:

  • Задачи профилактики:

  • - формирование единого профилактического пространства для системного воздействия на целевые группы профилактики;

  • - мониторинг организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности,

  • - характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;

  • - исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

  • - развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:

  • личностных,

  • социально-средовых,

  • этико-правовых.



Объектами профилактики являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, связанные с риском употребления ПАВ.

  • Объектами профилактики являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, связанные с риском употребления ПАВ.

  • Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обучающегося (доступность ПАВ, либеральные установки в отношении употребления ПАВ, недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию, социально-психологические особенности ближайшего окружения.

  • Вторая группа объектов профилактики объединяет личностные характеристики обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, имеющие связь с риском употребления ПАВ.



- принцип системности (организационно-методическое взаимодействие, межпрофессиональное взаимодействие);

  • - принцип системности (организационно-методическое взаимодействие, межпрофессиональное взаимодействие);

  • - стратегической целостности (единая стратегия профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы);

  • - многоаспектности (комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности);

  • - ситуационной адекватности (соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни);

  • - динамичности (подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы);

  • - эффективного использования ресурсов участников профилактики (основная часть задач профилактики реализуется за счет имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов);

  • - легитимности (соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству).



Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются образовательные учреждения.

  • Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются образовательные учреждения.

  • В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры (общественные объединения и организации, детско-молодежные движения волонтеров, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и др. ).



Разделение сферы профилактики с учетом специфики функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации);

  • Разделение сферы профилактики с учетом специфики функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации);

  • Взаимодополнение (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга.



Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения).

  • Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения).

  • Второй уровень реализация задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики. .



^ Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость.

  • Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость.

  • Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ.

  • Третичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от ПАВ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности.



^ Социальные технологии направлены на обеспечение социальной адаптации обучающихся, на формирование и развитие ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

  • Социальные технологии направлены на обеспечение социальной адаптации обучающихся, на формирование и развитие ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

  • Направления реализации социальных технологий:

  • Информационно-просветительское;

  • социально-поддерживающее;

  • организационно-досуговое.



Педагогические технологии направлены на формирование у адресных групп профилактики представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск  приобщения к ПАВ, развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

  • Педагогические технологии направлены на формирование у адресных групп профилактики представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск  приобщения к ПАВ, развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

  • Универсальные педагогические технологии:

  • беседы,

  • лекции,

  • тренинги,

  • ролевые игры,

  • проектная деятельность и т.д. .



Психологические технологии профилактики направлены на  коррекцию психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ .

  • Психологические технологии профилактики направлены на  коррекцию психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ .

  • Психологические технологии:

  • групповая работа,

  • индивидуальное консультирование детей, родителей, членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.



Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования.

  • Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования.

  • Включение в превентивную деятельность педагогов, воспитателей, школьных психологов обуславливают необходимость систематического повышения ими своей квалификации на основе использования современных информационных, интерактивных и проектных подходов в профилактике.



Оценка эффективности выполняет важные функции:

  • Оценка эффективности выполняет важные функции:

  • диагностика – определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

  • отбор - выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;

  • коррекция – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

  • прогноз – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.



Первая группа индикаторов отражает процесс реализации профилактической деятельности (сформированность единого профилактического пространства):

  • Первая группа индикаторов отражает процесс реализации профилактической деятельности (сформированность единого профилактического пространства):

  • - скоординированность действий субъектов профилактики,

  • - число образовательных учреждений, реализующих первичную профилактику на постоянной основе;

  • - наличие эффективных профилактических программ;

  • - состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной среде).



Вторая группа индикаторов отражает оценку результатов профилактики в динамике социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики:

  • Вторая группа индикаторов отражает оценку результатов профилактики в динамике социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики:

  • - частота распространенности случаев употребления ПАВ, социальные и психологические последствия злоупотребления и степень их тяжести;

  • - группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи;

  • - изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, включенных в первичную профилактику.



Третья группа индикаторов отражает оценку актуальной социальной значимости мероприятий в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

  • Третья группа индикаторов отражает оценку актуальной социальной значимости мероприятий в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

  • - соответствие уровня общим концептуальным принципам организации профилактики,

  • - наличие продуктивных и действенных форм контроля мероприятий профилактики,

  • - оценка затрат, необходимых для реализации профилактических мер.



регулярность (проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач);

  • регулярность (проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач);

  • целесообразность (процедура оценки с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов);

  • объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности).



Оценка эффективности может быть внутренней и внешней.

  • Оценка эффективности может быть внутренней и внешней.

  • Внутренняя экспертная оценка осуществляется непосредственными участниками.

  • Внешняя экспертная оценка эффективности профилактики является обязательным компонентом общей оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.



Ведущим содержанием первичной профилактики является педагогическая профилактика - комплексная и системная организация учебно-воспитательного процесса несовершеннолетних и молодежи, обеспечивающая снижение употребления ПАВ через

  • Ведущим содержанием первичной профилактики является педагогическая профилактика - комплексная и системная организация учебно-воспитательного процесса несовершеннолетних и молодежи, обеспечивающая снижение употребления ПАВ через

  • -расширение социальных компетенций,

  • - формирование личностных свойств и качеств несовершеннолетних